Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Содержание

Введение 2
1. Проблема творческого мышления 4
2. Отличительные особенности творческой личности 10
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 15
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

3) Исследователи биографий  творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере  устанавливается относительно продолжительная  стабильность, и наоборот, сильный  всплеск творчества нередко может  вызвать посттравматический стресс  либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов  можно предложить такие методы  воздействия, как, например, резкая  смена обстановки, окружения, сферы  деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно  этим способом преодолевали свой  кризис творчества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции  и подходы к исследованию творческого мышления.

Однако, на основании анализа  имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие  выводы:

– Большинство авторов  согласны, что в процессе творческого  мышления большая роль отводится  бессознательному. Предложены различные  схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения  задействуется как сознание, так  и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит  от одной структуры к другой;

– несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих  пор остаются дискуссионными.

Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор  не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими.

Исследователи также до сих  пор так и не пришли к единому  мнению, какие же личностные особенности  считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие  индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в  суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство  прекрасного, склонность к риску, специфическое  восприятие действительности, высокая  внутренняя мотивация и эмоциональная  лабильность.

Есть два конкурирующих  между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое  мышление направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а  не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения  в том, чтобы у ребенка с  самого детства развивать как  критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом  мыслительном акте. Если человеком  высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая  мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно  предлагать свою. В жизни большинства  людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого  и критического мышления.

 

Список использованных источников

 

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
  2. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
  3. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  5. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия "Учебник нового века")
  6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  8. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  9. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

 

 

  1. Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
  2. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  3. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234-248.

Информация о работе Творческое мышление