Творческие способности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

◦рассмотреть понятие способностей в психологии;
◦изучить различные подходы к изучению проблемы способностей;
◦проанализировать виды способностей;
◦рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
◦рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
◦произвести исследование особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект изучения – творческие способности.

Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 7
1.3. Виды способностей 11
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 17
Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
3.1. Методы и организация исследования 23
3.2. Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Если  нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера. 

     Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. 

     Кроме того, для развития воображения и  творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [7, 138], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой [4, 9].  

     Богатейшим  источником развития фантазии ребёнка  является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ". 

     Результаты  диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.

       Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

 

    Заключение

 
 

     Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

     Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

     Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

     1. Раннее физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

     2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 

     3. Самостоятельное решение ребенком  задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей. 

     4. Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании  дел,  продолжительности занятий одни делом и т.д. 

     5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

     6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству. 

     Но  создание  благоприятных условий  недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей пятилетних дошкольников детского сада общеобразовательного вида №94 г. Кемерово. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 

    1. Введение  в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 
    2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
    3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 
    4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
    5. Работа с родителями.

    Список  использованной литературы

 
    1. Березина  В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство  творческой личности. - СПб., 1994.
    2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19.
    3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.
    4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
    5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997. 
    6. Выготский Л.С.  Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М., Педагогика, 1982.
    7. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.
    8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
    9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
    10. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. В 2 томах. Т.2. Способности. – Л., 1960.
    11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
    12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
    13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993.
    14. Лук А.Н. Психология творчества. -М, 1978.
    15. Мухина В.С.   Возрастная психология. – М., Академия, 2000.
    16. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М., 1985.
    17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
    18. Теплов Б.М.   Способность и одарённость. – М., 1947.

Информация о работе Творческие способности у детей дошкольного возраста