Творческие способности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

◦рассмотреть понятие способностей в психологии;
◦изучить различные подходы к изучению проблемы способностей;
◦проанализировать виды способностей;
◦рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
◦рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
◦произвести исследование особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект изучения – творческие способности.

Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 7
1.3. Виды способностей 11
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 17
Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
3.1. Методы и организация исследования 23
3.2. Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     3. Методика "Как  спасти зайку" 

     Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

     Цель. Оценка способности и превращение  задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

     М а т е р и а л. Фигурка  зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

     Инструкция  к проведению.

     Перед ребенком на столе располагают фигурку  зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

     Обработка данных.

     В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

     Первый  уровень. Ребенок выбирает блюдце или  ведерко, а также палочку при  помощи которой можно зайку поднять  со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически  перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

     Второй  уровень.  Решение с элементом  простейшего символизма, когда ребенок  предлагает использовать палочку в  качестве бревна, на котором зайка  сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит  за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

     Третий  уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик  или лист бумаги. Для этой цели нужно  надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

     4. Методика "Дощечка"

     Основание. Детское экспериментирование.

     Цель. Оценка способности к экспериментированию  с преобразующимися объектами.

     Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой  соединение на петлях четырех более  мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

     Инструкция  к проведению.

     Дощечка в развернутом виде лежит перед  ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 

     Как только ребенок сложил доску в  первый раз, психолог останавливает  его и спрашивает: "Что у  тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

     Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

     Обработка данных.

     При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося  предмета в результате складывания  доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается [12,62-69].

    3.2. Анализ и обсуждение  результатов

 

Детский сад общеобразовательного вида №94 

     Проведя диагностику, получились следующие результаты (см. Таблица 1).

     Развитие  реализма воображения у 60,0% детей находится на низком уровне, и у 40,0% детей – среднем, у 0% детей – на высоком.  Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 50% детей - на низком уровне, у 10% - на среднем уровне, и 40% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 40% детей развита на среднем уровне и у 60% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы.

     У детей этой группы плохо развито  творческое воображение, у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. 

     Таблица 1

 
 
Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование
1.1. 2 15 1 10
1.2. 3 10 1 16
1.3. 3 10 3 13
1.4. 2 12 3 16
1.5. 2 15 3 14
1.6. 2 10 2 24
1.7. 3 15 1 6
1.8. 1 15 1 10
1.9. 2 13 3 13
1.10 3 15 1 17
 
 
 

Детский центр «Солнечный круг» 

     Проведя диагностику второй группы, получились следующие результаты (см. Таблица 2).

     Развитие  реализма воображения у 20,0% детей  находится на низком уровне, и у 40,0% детей – среднем, у 40,0% детей –  на высоком.  Развитие такой  способности  как  надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 20% детей - на низком уровне, у 20% - на среднем уровне, и 60% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 20% детей развита на среднем уровне и у 80% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы.

     У детей этой группы хорошо развито  творческое воображение, у многих детей развита такая творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. 

     Таблица 2

№ п/п  испытуемого Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование
2.1. 2 15 3 13
2.2. 5 13 3 16
2.3. 3 13 3 13
2.4. 2 12 3 16
2.5. 5 15 3 14
2.6. 5 10 1 24
2.7. 3 15 2 22
2.8. 4 15 2 10
2.9. 4 13 3 13
2.10 5 15 1 17

     Общие результаты диагностики  универсальных творческих способностей по группам

Таблица 3

Способности Низкий  уровень Средний уровень Высокий уровень
  д/с №94 д/ц «Солнечный круг» д/с №94 д/ц «Солнечный круг» д/с №94 д/ц «Солнечный круг»
Реализм воображения 60,0% 20,0% 40,0% 40,0% 0,0% 40,0%
Способность видеть целое раньше частей 0,0% 0,0% 40,0% 20,0% 60,0% 80,0%
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 50,0% 20,0% 10,0% 20,0% 40,0% 60,0%
 
 

      Проанализировав полученные данные, можно сделать  вывод, что занятия в центрах  дошкольного обучения детей, благотворно сказываются на уровне развития творческих способностей. У детей, обучающихся в детском центре «Солнечный круг» более высокие показатели по всем критериям, чем у детей – воспитанников детского сада №94 (см. Таблица 3).

     Из  всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого потенциала детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

     Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). Кроме того,  можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой [10,56]. 

Информация о работе Творческие способности у детей дошкольного возраста