Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
◦рассмотреть понятие способностей в психологии;
◦изучить различные подходы к изучению проблемы способностей;
◦проанализировать виды способностей;
◦рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
◦рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
◦произвести исследование особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект изучения – творческие способности.
Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 7
1.3. Виды способностей 11
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 17
Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
3.1. Методы и организация исследования 23
3.2. Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание.
Надситуативно-
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель.
Оценка способности к
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При
обработке данных оценивается количество
неповторяющихся ответов
Детский
сад общеобразовательного
вида №94
Проведя диагностику, получились следующие результаты (см. Таблица 1).
Развитие
реализма воображения у 60,0% детей находится
на низком уровне, и у 40,0% детей – среднем,
у 0% детей – на высоком. Развитие такой
способности как надситуативно-
У
детей этой группы плохо развито
творческое воображение, у многих детей
надо развивать такую творческую способность
как надситуативно-
Таблица 1
|
Реализм воображения
Min 1 балл Max 5 баллов |
Способность видеть
целое раньше частей
Min 5 баллов Max 15 баллов |
Надситуативно- Min 1 балл Max 3 балла |
Экспериментирование |
1.1. | 2 | 15 | 1 | 10 |
1.2. | 3 | 10 | 1 | 16 |
1.3. | 3 | 10 | 3 | 13 |
1.4. | 2 | 12 | 3 | 16 |
1.5. | 2 | 15 | 3 | 14 |
1.6. | 2 | 10 | 2 | 24 |
1.7. | 3 | 15 | 1 | 6 |
1.8. | 1 | 15 | 1 | 10 |
1.9. | 2 | 13 | 3 | 13 |
1.10 | 3 | 15 | 1 | 17 |
Детский
центр «Солнечный
круг»
Проведя диагностику второй группы, получились следующие результаты (см. Таблица 2).
Развитие
реализма воображения у 20,0% детей
находится на низком уровне, и у 40,0%
детей – среднем, у 40,0% детей –
на высоком. Развитие такой способности
как надситуативно-
У
детей этой группы хорошо развито
творческое воображение, у многих детей
развита такая творческую способность
как надситуативно-
Таблица 2
№ п/п испытуемого | Реализм воображения
Min 1 балл Max 5 баллов |
Способность видеть
целое раньше частей
Min 5 баллов Max 15 баллов |
Надситуативно- Min 1 балл Max 3 балла |
Экспериментирование |
2.1. | 2 | 15 | 3 | 13 |
2.2. | 5 | 13 | 3 | 16 |
2.3. | 3 | 13 | 3 | 13 |
2.4. | 2 | 12 | 3 | 16 |
2.5. | 5 | 15 | 3 | 14 |
2.6. | 5 | 10 | 1 | 24 |
2.7. | 3 | 15 | 2 | 22 |
2.8. | 4 | 15 | 2 | 10 |
2.9. | 4 | 13 | 3 | 13 |
2.10 | 5 | 15 | 1 | 17 |
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группам
Таблица 3
Способности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
д/с №94 | д/ц «Солнечный круг» | д/с №94 | д/ц «Солнечный круг» | д/с №94 | д/ц «Солнечный круг» | |
Реализм воображения | 60,0% | 20,0% | 40,0% | 40,0% | 0,0% | 40,0% |
Способность видеть целое раньше частей | 0,0% | 0,0% | 40,0% | 20,0% | 60,0% | 80,0% |
Надситуативно- |
50,0% | 20,0% | 10,0% | 20,0% | 40,0% | 60,0% |
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что занятия в центрах дошкольного обучения детей, благотворно сказываются на уровне развития творческих способностей. У детей, обучающихся в детском центре «Солнечный круг» более высокие показатели по всем критериям, чем у детей – воспитанников детского сада №94 (см. Таблица 3).
Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого потенциала детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.
Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой [10,56].
Информация о работе Творческие способности у детей дошкольного возраста