Выявление задатков к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая за 2011 год .docx

— 43.55 Кб (Скачать)
 
 

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   Государственное образовательное  учреждение

   Высшего профессионального  образования

   «дальневосточный  государственный  гуманитарный университет» 

   Факультет специальной психологии и педагогики 
 

   Специальность 050716 Специальная психология 
 
 

   Курсовая  работа

     «Задатки к развитию  творческих способностей  детей дошкольного  возраста» 
 
 
 
 

                                                                                   Студентка 2 курса гр. СП-22

                                                                                    Храмова Е.А.

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Ющенко Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011 
 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 

  ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5 

  1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5 

   1.2. Природа и факторы развития  способностей…………………………. 9 

  1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10 

  ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  

  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12 

  2.1. Организация и проведение эмпирического  исследования…………..12

  2.2. Анализ результатов исследования  творческих 

  способностей у дошкольников…………………………………………… 13  

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15  

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16 

  ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17 

  Приложение  №1…………………………………………………………….17 

  Приложение  №2…………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Природа человеческих способностей  волновала мыслителей уже в  античности. Попытки их философского  осмысления  можно найти в трудах  Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского  и Спинозы. 

     А собственно психологическим изучением  способностей намного позже стали  заниматься такие  ученые  как  Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и  социальными  факторами, но и проблемами  общих  и специальных способностей. Хотя проблема  развития способностей еще не имела  такой социальной значимости. Таланты появлялись как  бы сами собой, стихийно создавали шедевры  литературы и искусства, делали научные  открытия, изобретали, удовлетворяя тем  самым потребности развивающейся  человеческой культуры.

     В современном обществе ситуация  коренным образом меняется. Жизнь  в эпоху научно-технического прогресса  становится все разнообразнее и  сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а  подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного  труда почти во всех профессиях постоянно  растет, а все большая часть  исполнительской деятельности перекладывается  на машины, то становиться очевидным, что  способности человека, особенно творческие, следует признать самой  существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной  из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством  – результат деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет  определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения. 

     В современном  обществе психологи  и педагоги  сталкиваются  с  проблемой  развития неврозов и других психических заболеваний  на почве  неудовлетворенности  собственной  работой, которая связана  с ошибочным  выбором, не соответствующим  его  способностям. А истоки этого лежат  в том, что не акцентируются  внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда   ребенку  необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем  и в развитии его способностей, учитывая, конечно,  наследственные задатки. 

     Цель  моей курсовой работы: выявить психологические  особенности проявления творческих способностей  у дошкольников.

     В ходе работы я поставила перед  собой следующие задачи: 

     -   Проанализировать теоретические  аспекты психологических особенностей  проявления творческих способностей.

     -   Выявить психологические особенности   творческих способностей у дошкольников.

     -   Исследовать  психологические  особенности проявления творческих  способностей у дошкольников

     Объектом  исследования данной курсовой работы  являются творческие способности.

     Предмет данной работы – психологические  особенности  проявлений творческих способностей.

     В данной курсовой работе я применила  следующие методы научно-психологического  исследования. 

     1.Теоретический  анализ  литературных источников  по данной теме.

     2.Проективное  тестирование творческих способностей  у детей дошкольного возраста (методики «Солнце в комнате»  и «Как спасти зайку», авторы  В.Синельников и В.Кудрявцев.).

     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема изучения  способностей в психологии, а именно понятие   способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются  особенности проявления и развития способностей.

     Во  второй главе проводится эмпирическое  исследование творческих способностей у дошкольников и анализируются  результаты. На основании их делается  вывод о влиянии  социума на проявление творческих способностей у  детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Проблема изучения способностей в психологии

     1.1.  Понятие общих  способностей

     Способности изучают различные науки –  философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает  так глубоко и разносторонне  проблему способностей, как психология.

     Несмотря  на это, термин «способности» многими  психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время  подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями  понимают совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки  зрения второго подхода под способностями  понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  появилось и было принято в  психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто  встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении  о том, что способности — это  то, что не сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но обеспечивает их быстрое  приобретение, закрепление и эффективное  использование на практике.

     В российской  психологии экспериментальные  исследования способностей чаще всего  строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный  ученый Б. М. Теплов. Он выделил  три основных признака понятия «способность».

     Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

     Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

     В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  умениям, которые уже выработаны у данного человека.

     На  основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности —  это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков  и успешность выполнения определенной деятельности.

     К способностям относятся, например, музыкальный  слух и  чувство ритма,  необходимые  для успешных занятий  музыкой;  конструктивное воображение, необходимое  для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения  — для художника-живописца).  Наряду с индивидуальными особенностями  психических процессов (ощущений и  восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более  сложные индивидуально-психологические  особенности.  Они  формируются, на  базе  тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые   моменты,  элементы   отношения,   имеют  личностную окраску (например, математическая направленность  ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).

     Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя  в повседневной практике понятия «способности»  и «навыки» часто отождествляются.

     Различные виды деятельности, отличаясь своим  содержанием,  предъявляют различные  требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят  не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной  уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого  словесно-логи­ческого мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых  деятельностями к личности, нашло  отражение в классификации способностей человека.

     В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов  и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

     Другой  подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

     Наиболее  общую  классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.

     Общие способности — это те, которые  одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального  развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Информация о работе Выявление задатков к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста