Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.
- Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.
- Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие общих способностей…………………………………………...5
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………………. 9
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования…………..12
2.2. Анализ результатов исследования творческих
способностей у дошкольников…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«дальневосточный
государственный
гуманитарный университет»
Факультет
специальной психологии и педагогики
Специальность
050716 Специальная психология
Курсовая работа
«Задатки к развитию
творческих способностей
детей дошкольного
возраста»
Хабаровск
2011
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
ГЛАВА
1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………
1.1.
Понятие общих способностей…………………………………………..
1.2. Природа и факторы развития способностей………………………….
9
1.3.
Понятие творчества и творческих способностей……………………..10
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………...12
2.1.
Организация и проведение
2.2.
Анализ результатов
способностей
у дошкольников……………………………………………
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………
Приложение
№1…………………………………………………………….17
Приложение
№2…………………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Природа человеческих
А
собственно психологическим изучением
способностей намного позже стали
заниматься такие ученые как
Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались
не только сущностью способностей,
их обусловленностью биологическими и
социальными факторами, но и проблемами
общих и специальных способностей.
Хотя проблема развития способностей
еще не имела такой социальной
значимости. Таланты появлялись как
бы сами собой, стихийно создавали шедевры
литературы и искусства, делали научные
открытия, изобретали, удовлетворяя тем
самым потребности
В
современном обществе ситуация
коренным образом меняется. Жизнь
в эпоху научно-технического прогресса
становится все разнообразнее и
сложнее. И она требует от человека
не шаблонных, привычных действий, а
подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к
решению больших и малых
В современном обществе психологи и педагоги сталкиваются с проблемой развития неврозов и других психических заболеваний на почве неудовлетворенности собственной работой, которая связана с ошибочным выбором, не соответствующим его способностям. А истоки этого лежат в том, что не акцентируются внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда ребенку необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем и в развитии его способностей, учитывая, конечно, наследственные задатки.
Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.
В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:
-
Проанализировать
-
Выявить психологические
-
Исследовать психологические
особенности проявления
Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности.
Предмет данной работы – психологические особенности проявлений творческих способностей.
В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.
1.Теоретический анализ литературных источников по данной теме.
2.Проективное
тестирование творческих
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема изучения способностей в психологии, а именно понятие способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенности проявления и развития способностей.
Во
второй главе проводится эмпирическое
исследование творческих способностей
у дошкольников и анализируются
результаты. На основании их делается
вывод о влиянии социума на
проявление творческих способностей у
детей.
Глава 1. Проблема изучения способностей в психологии
1.1. Понятие общих способностей
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря
на это, термин «способности» многими
психологами трактуется неоднозначно.
Если рассматривать всевозможные варианты
существующих в настоящее время
подходов к исследованию способностей,
то их можно свести к трем основным
типам. В первом случае под способностями
понимают совокупность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наиболее
широкое и самое старое толкование
термина «способности». С точки
зрения второго подхода под
В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
На
основании вышеизложенного
К
способностям относятся, например, музыкальный
слух и чувство ритма, необходимые
для успешных занятий музыкой;
конструктивное воображение, необходимое
для выполнения деятельности конструктора,
инженера; быстрота двигательных реакций,
необходимая при занятиях некоторыми
видами спорта; (тонкость цветоразличения
— для художника-живописца). Наряду
с индивидуальными
Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
Различные
виды деятельности, отличаясь своим
содержанием, предъявляют различные
требования к личности, к ее способностям.
Особенности этих требований состоят
не только в том, что для выполнения
одних видов деятельности необходимо
вполне определенное развитие каких-то
конкретных психических процессов
(например, определенного вида ощущений,
сенсомоторной координации, эмоциональной
уравновешенности, богатства воображения,
распределения внимания, более развитого
словесно-логического мышления и т.
д.), но и их комплексов. Учебная деятельность,
большинство видов
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.
Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.