Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкального фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Анализ научной литературы музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;
- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Историко-логический анализ проблемы развития музыкального
фольклора.
Психолого-педагогический аспект развития способностей детей
старшего дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра.
Глава 2. Практическая часть. Педагогическая технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на базе ДШИ № 16 им. И.О. Дунаевского.
2.2. Применение на практике технологии развития творческих способностей по средствам музыкального фольклора.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

    1. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального

    фольклора.

    1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

    старшего дошкольного  возраста с помощью фольклорного жанра.

Глава 2. Практическая часть. Педагогическая технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

2.1. Характеристика  музыкальных способностей  детей старшего дошкольного возраста на базе ДШИ № 16 им. И.О. Дунаевского.

2.2. Применение  на практике технологии развития  творческих способностей по средствам  музыкального фольклора.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность  исследования:

Россия  с конца 20 начала 21 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности  в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном  этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом  к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются  основные понятия у ребенка, формируется  речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Анализ научной литературы музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные  противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

Подходы к проблеме развития способностей, разработанные выдающимися зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.) будут являться опорным материалом исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в  конкретизации понятия «музыкальные способности дошкольников»; выявлении  компонентов, критериев, показателей, уровней.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития творческих способностей средствами музыкального фольклора у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования данной курсовой работы является средства развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы - разработать эксперементальную технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Данная  цель определяет следующие задачи:

  1. Изучить историко-логический анализ проблемы музыкального фольклора;
  2. Выявить психолого-педагогический аспект развития способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра;
  3. Разработать характеристику музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
  4. Применить на практике технологию развития творческих способностей по средствам музыкального фольклора.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической литературы, наблюдение, индивидуальная беседа с детьми, подбор диагностических заданий. 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

1.1. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора.

Философская мысль - развивать человека гармонично, пробуждать его творческие силы - идет от мыслителей древности. Философы той  поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось.

В становлении  современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники  русской культуры дают возможность  убедиться в том, что детское  воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: «Слабо живут, но если плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью». Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски.

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое”  можно найти поучение “Зваться с  большим, знаться с меньшим”. Часто  хозяйственные сведения в “Домострое”  связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и  поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии  к изданию “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” – идеал  чистоты, порядка, бережливости, почти  скупости, вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни.

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Народная  музыка не только не запрещается, но и  активно входит в жизнь. Так, императрица  Елизавета Петровна на официальных  торжествах увеселялась со своим  двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми.

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе  делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы  она могла бытовать в городе, в  условиях европейской музыкальной  культуры. Причем песню поют не под  гусли, как раньше, а с аккомпанементом  арфы, получается вид песни –  романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все  сферы искусства, и даже в оперу. Фомин Е.М., Матецкий В.Л., Пашкевич В.А. широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования.

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов  М.В., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора.

Великий писатель Лев Николаевич Толстой считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах.

В своих  программах Лев Николаевич широко пользовался   эстетическими идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса.

Одоевский Александр Иванович в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились  тексты детских песен и описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей. В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное и научное значение, имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Петра Алексеевича Бессонова “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен). Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями.

Первым  этнографом – собирателем, который  выделил детский музыкальный  фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов, был Шейн Павел Васильевич.

Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и  древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году  они вышли  в Москве отдельным изданием под  заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорус в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр. Он первый внес систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста.

Собирание и изучение детского музыкального фольклора  в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным  накоплением фактического материала  и робкими попытками его теоретического осмысления. Немногочисленные теоретические  работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально звучат слова Одоевского Владимира Федоровича – замечательного русского, мыслителя, музыканта:  «Не должно забываться то, что от жизни неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от бездействия мысли может произойти идиотизм… - от ненормального состояния нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль». У Одоевского  можно найти мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания:  «…в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте».

В этих словах заключено философское подтверждение  практическим изысканиям в сфере  эстетического воспитания детей  с применением музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый  опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов   Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие.

Большая роль в деле организации собирания  и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе (РГО) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде “Детский фольклор”.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкального фольклора