Творческие способности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

◦рассмотреть понятие способностей в психологии;
◦изучить различные подходы к изучению проблемы способностей;
◦проанализировать виды способностей;
◦рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
◦рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
◦произвести исследование особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект изучения – творческие способности.

Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 7
1.3. Виды способностей 11
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 17
Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
3.1. Методы и организация исследования 23
3.2. Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     1. Формирование умения рассматривать  любой предмет или явление  как систему развивающеюся во времени; 

     2. Развитие умения определять функции  предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.[8, 45-49] 

     Вторым  направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. 

     Воображение - это умение конструировать в уме  из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. 

     Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.[8, 51-55] 

     Дошкольное  детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.  Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. 

     Однако  уже в 30-е годы выдающийся русский  психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [5,8]. 

     Из  этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. 

     Вообще  познавательные интересы ребенка дошкольника  очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая  любовь и потребность в знаниях. 

     В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 

  1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. 
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.[17,21] 

     Для того чтобы успешно развивать  познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.[17, 22-23] 

     Накопление  знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. 

     Продуктивное  творческое воображение характеризуется  не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.[17, 24-27] 

     У младшего дошкольника воображение  идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить  коллективное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  

 

    Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста

    3.1. Методы и организация  исследования

 
 
 

      Гипотезой исследования послужило предположение  о том, что дополнительное обучение в центрах дошкольного обучения детей влияет на уровень развития творческих способностей: дети дошкольного возраста обучающиеся в центрах дошкольного обучения детей имеют более высокий уровень развития творческих способностей, чем дети дошкольного возраста, не занимающиеся там.

      Для того чтобы провести исследование, нам нужно выбрать методы исследования; выявить уровень развития творческих способностей у детей, обучающихся в центрах дошкольного обучения детей; выявить уровень развития творческих способностей у детей, не занимающихся в центрах дошкольного обучения детей; провести анализ полученных результатов.

      Эксперимент проводился в городе Кемерово, в детском центре «Солнечный круг» и в детском саду общеразвивающего вида №94.

      Для проведения эксперимента были выбраны дети пяти лет, выходцы из полных семей, среднего социального положения.

      В эксперименте участвовало 20 человек: 10 человек – учащиеся детского центра «Солнечный круг», 10 человек – воспитанники детского сада №94.

      Для выявления уровня развития творческих способностей детей дошкольного  возраста можно использовать методики диагностики универсальных творческих способностей для детей  4-5 лет (авторы: В.Б. Синельников, В. Г. Кудрявцев).

     1. Методика" Солнце  в комнате" 

       Основание. Реализация воображения. 

     Цель. Выявление способностей ребенка  к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

     Материал. Картинка с изображением комнаты, в  которой находится человечек и солнце; карандаш.  

     Инструкция  к проведению. 

     Психолог, показывая ребенку картинку: "Я  даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". 

     Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для "исправления" картинки. 

     Обработка данных.

     В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
  2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия: 

     а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

     б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 

     2. Методика "Складная  картинка"

     О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей. 

     Ц е л ь. Определение умения сохранить  целостный контекст изображения  в ситуации его разрушения. 

     М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

     Инструкция к проведению. 

     Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

     Обработка данных.

     В ходе обследования ребенка фиксируется общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - 1 балл.
  2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 
  3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. 

     Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

Информация о работе Творческие способности у детей дошкольного возраста