Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание

Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Страница:  1   2     

Областное государственное  образовательное учреждение

Новосибирский педагогический колледж №1 имени А.С.Макаренко

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Мошкина Ольга Викторовна

Специальность 0313

Дошкольное образование

Курс V, группа 501

Руководитель:

Прокопьева

Марина Николаевна

Форма обучения: заочная

2008

Оглавление

Введение

Глава I Особенности  развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в  современной педагогике и психологии

1.1.Понятие «творчество»  и «творческие способности»

1.1.1.Характеристика  особенностей в развитии творческих  способностей в старшем дошкольном  возрасте

1.1.2.Условия успешного  развития творческих способностей  дошкольников 5-7 лет средствами театрального  искусства

1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества

1.3.Диагностика творческих  способностей и роль влияния  на музыкальные способности 

Глава II Роль влияния  театрализованной деятельности как  средство развития творческих способностей детей старшего возраста

2.1.Творческие игры  как вид театрализованной деятельности

2.2.Содержание и  сравнительная характеристика некоторых  программ по музыкально-театральному  воспитанию дошкольников

2.2.1.Анализ программы  М.А.Васильевой «Развитие индивидуально  - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»

2.2.2Роль воспитателя  в организации музыкально- театрализованной  деятельности дошкольника

2.3.Разнстороннее развитие  творческих способностей детей  средствами театрализованной деятельности

Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей

3.1.Констатирующий  эксперимент

3.2.Формирующий эксперимент

3.3.Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Цель  исследования - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект  исследования - процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза - если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать  психологическую, методическую и  историческую литературу по данной  теме.

2.Изучить процесс  развития творческих способностей

3.Изучить театрализованную  деятельность детей старшего  дошкольного возраста и условия  её возникновения и организации

4.Провести опытно-экспериментальную  работу подтвержающие театрализованной  деятельности на развития творческих  способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы,наблюдение продуктивности детской деятельности,анкетирование. Указанные методы используются в  определенной системе, для которой  характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследованийН. А.Ветлугиной, О.П. Радыновой,Е.А.Медведевой,Б. П. Ники-тин,В.Г.

Петровой .

Глава 1. Особенности развития творчества и творческих способностей

детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

1.1. Понятие «творчество»  и «творческие  способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет  предопреде-ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в  это понятие. Очень часто в  обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо-жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое  понятие тесным образом связано с понятием "творче-ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятель-ность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но-вое отношение к действительности.

Если внимательно  рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос-производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент  творчества может присутствовать в  любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.1.2.Характеристика  особенностей в  развитии творческих 

способностей  в старшем дошкольном возрасте

Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на во-просе о том, когда, с какого возраста следует развивать  музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест-вует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с са-мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что  мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато-мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра-боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре-дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув-ствительности и пластично-сти к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможно-стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на-чинается развитие.

Если созре-вание  и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син-хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз-можных ускорений. Развитие может достичь  наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности  развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созре-вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис-пользуются, то есть со-ответствующие способности не развиваются, не функ-ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Ники-тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо-собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз-витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре-ва-ния структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне-нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати-мость про-цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож-денности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до-школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока-зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно-стей.

С психологической  точки зрения дошкольное детство  является благопри-ятным периодом для  развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом воз-расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо-сылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия музыкального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности  для развития музыкальных способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.

1.1.4. Условия успешного  развития творческих  способностей 

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 

Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является соз-дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос-нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,О.П.Радынова,Е.А.Медведева, было выделено шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.

Давно известно, что  для музыкального творчества необходимо комфортное психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому  шестое условие ус-пешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи-ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти-мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять со-чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби-хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ре-бенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме-шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме-шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со-хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до-казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис-кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности