Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Этнокультурная компетентность не дана нам от рожде-ния. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнете-нию или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Купавская.doc

— 753.00 Кб (Скачать)

Организация исследования соответствовала плану с предварительным и итоговым тестированием, то есть доэкспериментальному дизайну. Данный план был выбран прежде всего по причине специфики объекта исследования – поликультурные классы, где невозможно организовать эквивалентную контрольную группу.

При обработке данных использовались методы непараметрической статистики, поскольку все данные были представлены в порядковых шкалах. Для оценки достоверности сдвига показателей между предварительным и итоговым тестированием использовался критерий знаков G, предназначенный для установления общего направления сдвига исследуемого признака, и расчет среднего арифметического.

Для поиска взаимосвязи между теми переменными, по которым наблюдались достоверные изменения, использовался корреляционный анализ с вычислением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяющего оценить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками (Сидоренко, 2002).

Обработка результатов проводилась по всей выборке – ответы русских и представителей народов Кавказа, по причине малочисленности участников рассмотрение отдельно каждой культурной группы (N=6) не производилось.

Результаты свидетельствуют, что по всем показателям методики после окончания тренинга обнаружены позитивные, в соответствии с задачами, сдвиги. Однако анализировать и рассматривать мы будем только те показатели, по которым данные изменения статистически значимы.

Таблица №1

Изменения в результате тренинга, обнаруженные на всей выборке

 

Наименование конструкта

Среднее до тренинга (М)

Среднее после тренинга (М)

Критерий знаков G

Преобладающий сдвиг

Значи-мость

Выраженность  общероссийской идентичности

16,16

20,33

Положит.

.01

Тревожность, испытываемая при взаимодействии с представителями иных групп

15,33

8,5

Отрицат.

.01

Готовность к взаимодействию с представителями иноэтнических групп в различных социальных ситуациях

22,66

23,42

Положит.

.05

Позитивность этнической идентичности

18,6

22,25

Положит.

-

Амбивалентность этнической идентичности

10,75

9,92

Отрицат.

-

Оптимизм относительно будущего межэтнических отношений

17,83

21,92

Положит.

-

Уровень эмпатии по отношению к представителям иноэтнических групп

15,25

17,33

Положит.

-

Отношение к представителям этноконтактной группы

19,91

24,83

Положит.

-

Субъективная оценка компетентности в культурах этноконтактных групп

16,33

17,16

Положит.

-

 

Из таблицы №1 можно видеть, что после проведения тренинга развития этнокультурной компетентности повысилась выраженность общероссийской идентичности участников (Мдо тр.=16,16; Мпосле тр.=22,33). Хотя, в принципе, и до начала тренинга данные ответов находились на позитивном полюсе шкалы, тем не менее, можно констатировать достоверный сдвиг в сторону ещё большей выраженности общероссийской идентичности.

Относительно готовности к взаимодействию с представителями иноэтнических групп в различных социальных ситуациях также наблюдается позитивный рост  (Мдо тр.=22,66; Мпосле тр.=23,42). Но, несмотря на позитивные сдвиги, средний балл по данной и другим шкалам, к сожалению, еще далек от максимального значения (28).

Тревожность, возникающая при взаимодействии с представителями иных культур, стала менее выраженной (Мдо тр.= 15,33; Мпосле тр.=8,5). Иными словами до тренинга участники испытывали больший уровень дискомфорта и неуверенности при взаимодействии с представителями других культур, чем после его проведения.

С целью поиска взаимосвязей между теми переменными, по которым были обнаружены сдвиги, проводился корреляционный анализ – вычислялся коэффициент корреляции Спирмена. К сожалению, было обнаружено только одно достоверное изменение, результаты расчетов отражены в таблице № 2.

Таблица №2

Взаимосвязи между показателями, по которым выявлены достоверные изменения (вся выборка)

Переменные

Rs перед тренингом

(р<0.05)

Rs после тренинга

(р<0.05)

Степень выраженности общероссийской идентичности – готовность к межкультурному взаимодействию в различных социальных ситуациях

.7

.64

 

Из таблицы №2 следует, что показатель выраженности общероссийской идентичности положительно коррелирует с показателем готовности к межкультурному взаимодействию в различных социальных ситуациях. Эта связь имела место перед началом тренинга и сохранилась после его окончания. Таким образом, мы можем констатировать, что данные показатели связаны и в процессе тренинга изменяются синхронно. Что в данном случае является причиной, что следствием – судить однозначно нельзя. Однако одной из задач тренинга развития этнокультурной компетентности было формирование позитивной общероссийской идентичности, поэтому вполне возможно, что именно эта переменная выступает причиной. Соответственно можно предположить, что в процессе реализации программы тренинга у участников, принадлежащих к разным этническим группам, получает развитие единая общегражданская идентичность, позитивность которой в ходе тренинга возрастает. Формирование и развитие общероссийской идентичность влечет за собой повышение готовности к взаимодействию с представителями иноэтнических групп, то есть участники готовы к диалогу культур.

К сожалению, количественный анализ результатов проведения одного тренинга развития этнокультурной компетентности не дает богатого материала для оценки его эффективности в целом. Однако поскольку задачей исследования выступала прежде всего  апробация методики через моделирование экспериментальной ситуации с целью дальнейшего совершенствования программы, таких данных, на наш взгляд, уже достаточно.

В рамках качественного анализа и методики неструктурированного наблюдения, нами были выделены следующие критерии, свидетельствующие об эффективности тренинговой программы. Во-первых, обнаружены стремления в изменении стереотипов участников тренинга, влияющие на межэтническое взаимодействие: «Я всегда думал, и так все говорят, что все русские ленивые… Теперь я понимаю, что это всего лишь стереотип, который легко изменить, так как оценивать незнакомого человека так нельзя», готовность к изменению установок в отношениях с другими людьми из своего окружения: «Теперь я понимаю, что когда мы говорим о других плохо, это не значит, что это на самом деле так. Скорее всего, мы просто плохо знаем этих других и используем негативные стереотипы. Я буду стараться воздерживаться от их использования в жизни…», а также понимание того, как этнокультурные предрассудки и стереотипы негативно влияют на межличностное общение. Во-вторых,  активизация установки на готовность к самоизменению - участники высказали единогласное желание продолжения тренинговой программы, позволяющей им обсуждать и разрешать волнующие их проблемы межкультурного общения. Возможно, это также свидетельствует об увеличение степени эмпатии по отношению к представителям аутгрупп и снятии тревоги, испытываемой при взаимодействии с представителями иных этнических групп, поскольку согласно самоотчётам участников, им «было приятно работать именно в этом составе, потому что только так можно узнать и понять много нового и интересного о других культурах».

 

Выводы

Результаты пилотажного исследования эффективности тренинга этнокультурной компетентности позволяют сделать предварительные выводы о том, что разработанная программа способствует в целом:

1.      развитию общероссийской идентичности,

2.      снижению тревожности при взаимодействии с представителями иноэтничных групп,

3.      осознанию участниками тренинга культурной обусловленности своего поведения и поведения других людей,

4.      повышению готовности к взаимодействию с представителями иноэтнических групп в различных социальных ситуациях.

На данном этапе сложно установить, являются ли вышеописанные эффекты кратковременными или же долговременными. Но очевидно, что, во-первых, для увеличения эффективности программы необходима её постоянная гибкая доработка и корректировка. Во-вторых, опираясь на результаты исследования эффективности, необходимо определить дальнейшие перспективы совершенствования программы. В-третьих, важно помнить, что для того, чтобы поставленные задачи тренинга были достигнуты, нужна постоянная и планомерная работа, посттренинговое сопровождение, направленное на усиление позитивных и дополнительную проработку негативных результатов тренинга. Мы надеемся, что в этом случае разработанная программа станет еще более действенной и полезной для развития этнокультурной компетентности школьников, участвующих в русско-кавказском взаимодействии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудно не согласиться с К. Роджерсом в том, что «в наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновение в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами людей» (Роджерс, 1998, c.37). Этнокультурная компетентность как одна из граней компетентности в общении является необходимым условием для формирования установок толерантного сознания, повышения эффективности межэтнического диалога в современной России.

Поскольку совершенствование межкультурного общения является одной из областей, где прирост психологических знаний через повышение информированности является недостаточным, развитие этнокультурной компетентности должно фасилитироваться методами социально-психологического тренинга, дающего возможность интеграции знания и практического опыта, и являться одной из задач психологической работы в школе.

В соответствии с принятым в отечественной социальной психологии выделением социально-перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, мы рассмотрели потенциал тренинговой работы по развитию этнокультурной компетентности в плане трех указанных сторон, выделяя, соответственно, развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих этнокультурной компетентности. В основу логики построения программы лег модифицированный опыт зарубежных исследований, описывающих этапы межкультурного обучения.

Принимая во внимание отсроченность эффектов социально-психологического тренинга как метода воздействия, мы предприняли попытку лишь в общих чертах оценить его эффективность, обсудив необходимость посттренинговой работы и непрерывного улучшения программы.

Результатом работы явилась готовая к реализации, но открытая к совершенствованию программа тренинга развития этнокультурной компетентности участников русско-кавказского взаимодействия – учащихся средних и старших классов школ РФ.

Мы надеемся, что описанные столь подробно целенаправленные, методологически обоснованные усилия по развитию уровня толерантности государства внесут свой вклад в неразрешенные вопросы социальной психологии XXI века. Также мы надеемся, что разработанная нами программа тренинга межкультурного взаимодействия в школе, опыт её апробации и модификации будет полезным подспорьем для школьных психологов и воспитателей подрастающих граждан России.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2.      Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

3.      Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

4.      Арутюнов С.А. специфика ментальности народов Кавказа // Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., 2003. С.136-156.

5.      Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

6.      Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.

7.      Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

8.      Башиева С., Геляева А. Толерантность и норма как основа этнического мировидения народов Кавказа (лингвокультурологический аспект) // Век толерантности. 2003. №6. С.90-94.

9.      Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

10.  Большаков В.Ю. Психологический тренинг. СПб., 1996.

11.  Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001.

12.  Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001.

13.  Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Информация о работе Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения