Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:16, дипломная работа
Этнокультурная компетентность не дана нам от рожде-ния. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнете-нию или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Количественный подход предполагает использование измерительного инструментария, например, опросников или анкет, и является более эффективным. При реализации данного подхода необходимо четко определить зависимую переменную, на которую направлено воздействие процедуры тренинга, и подобрать, либо сконструировать валидные методики для её измерения. Далее, в соответствии с имеющимися возможностями необходимо конструировать исследовательский план (Лебедева, Татарко, 2004). С точки зрения академической науки, констатировать факт о том, что событие А является причиной события В можно только в случае выполнения трех условий: 1) А предшествует по времени В; 2) А и В связаны между собой (значимая корреляция); 3) нет других событий, кроме А, связанных с В. Таким образом, говорить о том, что именно тренинг является причиной событий, которые мы рассматриваем в качестве его результатов, можно только в том случае, если нет других возможных причин наблюдаемых эффектов. То есть, строго говоря, для измерения и оценки результатов тренинга необходимо использовать сходную с экспериментальной контрольную группу, которая не подвергалась воздействию (обучению), а еще лучше - еще одну контрольную группу, которая подвергалась плацебо-воздействию. Иными словами, для того, чтобы делать достоверные выводы, необходимо реализовывать классические экспериментальные планы (Кэмпбелл, 1980). В реальной практике проведения тренингов такие процедуры, к сожалению, в силу ограниченности ресурсов тренера используются очень редко, проведение таких исследований требует по меньшей мере привлечения большого числа респондентов.
Однако, каким бы ни было исследование, психологу, проводящему опрос, нужно мотивировать респондентов отвечать тщательно и внимательно. Необходимо учитывать очевидную валидность – отношение испытуемого к ситуации эксперимента (Лебедева, Татарко, 2004).
Говоря об эффективности тренинга, Л.А. Петровская отмечает, что, хотя многие изменения происходят в самой группе, основной интерес представляют поведенческие изменения, которые следуют после группы (Петровская, 1989). Поэтому необходимо включить в программу и посттренинговое сопровождение, которое позволит увидеть более адекватную картину динамики ее участников.
В конце ХХ века была проведена проверка эффективности наиболее популярных программ межкультурного тренинга. Исследователи установили позитивный эффект используемых в настоящее время тренингов по пяти показателям: личностному росту обучаемых, изменению восприятия «чужих» групп, их отношению к культурам большинства, приспособлению в инокультурной среде, трудовым и профессиональным достижениям (Bhawuk, Brislin, 2000). А проведенное в прошлом году в рамках федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» исследование эффективности использования технологии социально–психологического тренинга толерантности в различных социальных группах подтвердило эффективность данного метода (Приложение №5). Мы надеемся, что описанная во второй части данной работы программа развития этнокультурной компетентности, реализуя возможности и достоинства социально-психологического тренинга, будет способствовать делу развития компетентности в общении представителей различных культур, становлению позитивной этнической идентичности её участников.
Проблемой, на решение которой направлен данный тренинг, является наличие межэтнической напряженности в современной России, в частности, во взаимодействии представителей русской и кавказской культур.
Целевая аудитория данной программы - школьники в возрасте 13-17 лет, этническая идентичность которых, как правило, уже сформирована. То, что у подростков уже имеется реализованная идентичность, есть знания о своей культуре и опыт взаимодействия с представителями иных культур, дает возможность не формировать, а именно развивать этнокультурную компетентность учащихся. Данный возраст был выбран также и потому, что подросток, находясь, согласно Э. Эриксону, на стадии ранней юности, лишь формирует модели поведения, создает опытным путем собственное мировоззрение, значительную часть в котором составляет этническая идентичность (Эриксон, 1996). Следовательно, формирование установок толерантного сознания, повышение эффективности межкультурного и межконфессионального диалогов, по нашему мнению, наиболее актуально и эффективно именно в средних и старших классах.
Основной целью предложенной программы тренинга является повышение этнокультурной компетентности и развитие навыков конструктивного межкультурного диалога у участников русско-кавказского взаимодействия - учащихся средних и старших классов. Этому способствуют задачи тренинга, которые соответствуют задачам, поставленными авторами проекта «Разработка механизмов повышения эффективности межконфессионального и межэтнического диалога»[1], осуществляемого в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»:
1. Осознание учащимися культурной обусловленности своего поведения и поведения других людей.
2. Получение знаний об иных культурах, способствующих развитию компетентности. Знакомство и совершенствование понимания культурных универсалий и культурной специфики обычаев, норм, традиций, ритуалов.
3. Знакомство и овладение изоморфными для иной культуры атрибуциями.
4. Формирование стратегий совладания с негативными установками в адрес своего народа, формирование навыков урегулирования межэтнических конфликтов.
5. Осознание собственного этноцентризма и формирование индивидуальных установок на его преодоление.
6. Развитие этнокультурной сензитивности.
7. Приобретение опыта конструктивного взаимодействия с представителями иных культур.
8. Развитие навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности.
9. Развитие общероссийской идентичности.
Еще одной целью данной работы является исследование, предмет которого - эффективность тренинга «Развитие этнокультурной компетентности», объект - опыт проведения тренинга развития этнокультурной компетентности.
Определение основных понятий было, на наш взгляд, подробно представлено в теоретической части работы. Но, повторившись, скажем, что под тренингом мы понимаем специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенных целей. Подобная форма была выбрана именно потому, что это активный метод формирования, развития навыков, он «учит учиться» (Лебедева и др., 2003; Петровская, 1982). Под этнокультурной компетентностью понимается «совокупность знаний, представлений о других культурах, реализующаяся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями этих культур» (Лебедева и др., 2003, с.7).
Первым этапом работы над проектом, в котором мы приняли участие, явился пилотаж, задачами которого были создание и отработка программы тренинга по формированию и развитию этнокультурной компетентности у учащихся средних и старших классов школ, представленных различными национальностями, а также получение экспертного заключения о проблемном поле общения учащихся поликультурных регионов России, обратной связи о программе и качественный анализ её эффективности с точки зрения участников–экспертов целевой аудитории тренинга.
Тренинг-семинар проходил в период с 21 по 25 августа 2003 года в рамках федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». В нем приняли участие 13 учителей, проживающих в Ставропольском и Краснодарском краях РФ, тренер–ведущий, два этнопсихолога, два этнолога. В состав группы входили представители двух взаимодействующих культур (русской и народов Северного Кавказа). В процессе подготовки проекта автор диплома принимал активное участие в разработке упражнений программы, которые подробно описаны в данной работе («Знакомство от имени предмета», «Скульптура», «Сказочники») (Приложение №9), а затем выполнял роль тренера при проведении этих упражнений.
Результатом данного этапа являлось экспертное заключение о сложностях общения учащихся поликультурных регионов России, обратная связь о программе и качественный анализ её эффективности с точки зрения учителей, работающих в поликультурных регионах России, а также опыт проведения программы (Лебедева и др., 2004).
На основе полученного материала был проведен второй этап - коррекция и итоговая доработка тренинговой программы, описанные автором в курсовой работе на тему: «Развитие этнокультурной компетентности учащихся средних и старших классов (тренинг представителей русской и кавказских культур)». Программа представляет собой целенаправленные усилия по налаживанию эффективного межкультурного диалога (Приложение №6). Согласно классификации программ межкультурного взаимодействия она является эмпирико-дидактическим культурно-специфическим тренингом.
Третьим этапом является описание методологии программы тренинга, её обоснование. Многомерность проблематики толерантного межкультурного общения приводит к необходимости рассмотрения и изучения её в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки (Асмолов, 1990). Согласно логике науки, автор данной работы основывается на следующей схеме уровней методологии:
1. На общефилософском уровне методологии мы рассматриваем человека и его социальную сущность в ансамбле всех общественных отношений – бытие человека в мире, познание и преобразование человеком культуры, конструирование социальной реальности.
2. На уровне методологии общенаучных принципов мы придерживаемся основных положений системного подхода как средства познания многокачественных целостных явлений природы и общества (Асмолов, 1990). Учитывая специфику этнопсихологического исследования, необходимо оговорить также, что данная работа основывается на универсалистском подходе, постулирующем единство психики при возможных психических различиях, когда базовые психологические процессы признаются общими для человеческих существ на всей Земле, но на их развитие и проявления серьезное влияние оказывает культура (Стефаненко, 2003). И хотя каждая культура конкретного народа может рассматриваться как отдельная система, сравнения проводятся с большими предосторожностями, используются стандартные, но адаптированные к каждой изучаемой культуре методики.
3. На уровне конкретно–научной методологии мы придерживаемся постулатов деятельностного подхода.
4. В основе данной дипломной работы лежит разработка, обоснование и проведение программы тренинга, особенности которого ниже будут рассмотрены на уровне конкретных методик и техник. В данном контексте тренинг этнокультурной компетентности выступает как психологическое воздействие, представляющее собой систему психотехнических действий в рамках когнитивно-бихевиоральной парадигмы.
Учитывая вышеперечисленные уровни, опираясь на описанные в первой части работы теоретические аспекты программы, мы считаем необходимым обоснование применения психотехнических приёмов в тренинге развития этнокультурной компетентности. Описанию и структурированию взаимосвязи различных методологических уровней тренинга мы уделили особое внимание и считаем полученный материал сутью данной дипломной работы. Результаты описаны в таблице «Теоретическое обоснование психотехнических приёмов в тренинге развития этнокультурной компетентности» (Приложении №7). В ней рассмотрены содержательно-предметные и динамические изменения, которые должны произойти с участниками программы после её проведения. Первые основываются на феноменах, необходимых для развития этнокультурной компетентности как составляющей компетентности в общении, - развитии социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной компетентности. Они рассмотрены с точки зрения тематической специфики тренинга, а также этапов приобретения этнокультурной компетентности. В соответствии с перечисленными теоретическими конструктами в таблице приведены примеры релевантных целей тренинга и психотехнических приёмов.
Опыт проведения тренинга развития этнокультурной компетентности
В целях апробации программы тренинга, призванной проверить, насколько заявленные цели могут реализоваться посредством данной программы в различных целевых аудиториях, нами были проведены две серии тренингов.
Первая проходила в Социологическом колледже на базе Государственного университета «Высшая школа экономики» в относительно моноэтниченой аудитории[2]. В тренинге приняли участие 25 человек в возрасте 13-14 лет, трое из которых – представители народов Северного Кавказа, остальные – русские. Основная цель программы заключалась в апробации модифицированного, двухдневного варианта программы на относительно этнически гомогенной целевой группе. Подробно данный опыт описан в статье «Тренинг межкультурного взаимодействия в школах города Москвы» (Купавская, Татарко, 2004).
Вторая серия проводилось в средней общеобразовательной школе №611 города Москвы. В тренинге приняли участие двенадцать человек - шестеро представителей русской культуры (3 мальчика и 3 девочки), три езида, две армянки и айзербайджанец. Программа проходила в течение пяти дней по четыре академических часа ежедневно. Подробное описание каждого упражнения и необходимые замечания, основанные на опыте проведения находятся в «Банке упражнений» тренинга развития этнокультурной компетности (Приложение №8).
На четвертом этапе работы был проведен количественный анализ эффективности тренинга развития этнокультурной компетентности.
Необходимо отметить, что для исследования эффективности программы нами были реализованы два подхода: качественный – техника неструктурированного наблюдения, которая кратко описана в замечаниях к проведению упражнений (Приложение №8), и количественный, где использовалась экспресс-методика исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия (Приложение №9) (протокол балльных ответов участников тренинга в соответствии со шкалами находится в Приложении №10). Задачей проведения данного количественного исследования выступала прежде всего апробация методики, моделирование экспериментальной ситуации с целью дальнейшей корректировки программы. Итоги применения и соответствующие выводы количественного подхода к оценке тренинга развития этнокультурной компетентности будут описаны ниже.
Применяемая нами методика состоит из шести основных блоков.
Первый блок, посвященный этнической идентичности участников тренинга, состоит из 4 шкал (16 вопросов, по 4 вопроса на шкалу), измеряющих следующие конструкты: выраженность этнической идентичности, амбивалентность этнической идентичности, выраженность общероссийской идентичности, оптимизм относительно будущего межэтнических отношений. Второй блок позволяет оценить тревожность, возникающую при взаимодействии с представителями иных групп, связанный с этим субъективный уровень дискомфорта и неуверенности. Третий блок - уровень эмпатии по отношению к представителям иноэтнических групп, позволяет дать субъективную оценку того, насколько человек умеет поставить себя на место представителя иной этнической группы, сопереживать ему. Четвертый блок – отношение к представителям этноконтактной группы – позволяет оценить степень уважения, симпатии, принятия представителей конкретной этнической группы. В нашем тренинге русские респонденты оценивали своё отношение к представителям народов Кавказа, а представители народов Кавказа оценивали своё отношение к русским. Пятый блок направлен на измерение готовности к взаимодействию с представителями иноэтнических групп в различных социальных ситуациях. Шестой предназначен для субъективной оценки этнокультурной компетентности (Татарко, Лебедева, 2004).