Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Этнокультурная компетентность не дана нам от рожде-ния. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнете-нию или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Купавская.doc

— 753.00 Кб (Скачать)

Опыт проведения:

 При обсуждении написанных сказок тренер должен иметь возможность при необходимости помочь детям найти в их сюжетах как сходства, так и различия.

 Для поддержания интереса детей к участию в тренинге возможен вариант инсценировки написанных группами сказок с использованием элементов «народных» костюмов и реквизита.

 

 

Упражнение «Паутина предрассудков»

Необходимые материалы: моток тесьмы или веревки

Цели:

       наглядно продемонстрировать, как чувствует себя человек, являющийся «объектом» негативных этнических стереотипов и предрассудков;

       осознать влияние активизации стереотипов на чувства и состояния «объектов стереотипизации»;

       дать возможность участникам захотеть и научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным стереотипами и предрассудками;

       выработать в групповом обсуждении стратегии совладания с негативными этническими стереотипами в адрес своей этнической группы.

Описание упражнения: Ведущий просит участников назвать какое-либо животное, растение или всем известный предмет, которые традиционно являются объектом насмешек и анекдотов. (В более жестком варианте предлагается назвать такие народы или национальности, но опыт показывает, что такая вариация игры является опасным по накалу эмоций и развитию динамики группы). Ведущий выбирает несколько участников и предлагает им сыграть роли названных животных или других объектов стереотипизации. Эти участники покидают зал и по одному вызываются тренером.

Вызванный участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать анекдоты о данном предмете стереотипизации, основанные на негативных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные стереотипы и представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего собой объект для предрассудков, веревкой, как бы сматывая его «паутиной предрассудков» до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. После этого ведущий спрашивает  о том, что он сейчас чувствует. Запутанный участник рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в такой роли?» У членов группы возникает желание распутать объект для насмешек и издевательств. Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом животном, предмете и т.д., посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда участник, представлявший собою объект для стереотипизации, полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Обсуждение: Перед началом проведения упражнения, необходимо обсудить, как чувствует себя человек, опутанный «паутиной предрассудков» - обиженным, беззащитным, лишенным прав или возможности высказаться и т.п. После – проговорить чувства, переживания всех участников, а также проблемы идентификации с «объектами» стереотипизации и эмпатии по отношению к ним. Сравниваются состояния всех участников. Важно привести групповое обсуждение к формированию отношения и индивидуальных стратегий совладания с негативными этническими стереотипами и предрассудками. Для этого ведущему желательно задать вопрос (сначала тем, кто сидел на «стуле», затем – всем участникам тренинга): «Что вам лично помогало и что вообще может помочь человеку преодолеть негативное воздействие стереотипов?» (Лебедева и др., 2003).

Опыт проведения:

      Если был выбран вариант, в котором объектом стереотипизации являются представители реально существующих народов и культур, необходимо быть осторожными при выборе объекта стереотипизации, исключить национальности, представители которых присутствуют в классе, и, тем более, совпадений роли и реальной национальности участника.

      В процессе проведения данного упражнения, нами была разработана и применена модификация, позволяющая уменьшить эмоциональное напряжение и возможность возникновения межличностных конфликтов на почве упражнения, предоставляющая возможность участия каждого. Объектом стереотипизации в данном случае становятся предмет или животное, которые традиционно становятся объектами стереотипизации (например, свинья, кактус, чайник и т.п.). Еще более упрощенный вариант упражнения предполагает в качестве объектов стереотипизации группу животных.

      Важно удержание динамики при выработке стратегий совладания с этническими стереотипами и предрассудками.

      Очень внимательно необходимо подходить к выбору участников для «паутины»: наилучшим образом подходят учащиеся с хорошо развитыми навыками коммуникации, с устойчивым и адекватным уровнем самооценки, лидеры.

 

Упражнение «Скульптура»

Цели:

       знакомство с автостереотипами участников относительно национального характера собственной культуры;

       выявление особенностей ментальности этнической общности, анализ ценностей и норм культуры через анализ скульптур;

       развитие культурной сензитивности;

       формирование общероссийской идентичности.

Описание упражнения: Группы разделяются по этническому (национальному) признаку. Задача подгрупп – создать из всех участников единую скульптуру под названием «Национальный характер» и приготовить ее презентацию. Порядок представления: 1. Показ скульптур. 2. Письменный индивидуальный опрос зрителей, каждый из которых отвечает на вопрос: «Что говорит о национальном характере данная скульптура?» 3. Презентация скульптуры: участники показа раскрывают содержание (смысл) скульптуры. 4. Обсуждение. 5. Создание всей группой скульптуры «Мы - Россияне», ее презентация.

Обсуждение предполагает собою ответы на  следующие вопросы: различаются ли скульптуры, что лежит в основе различий, были ли сложности в определении того, что изображено в скульптуре другой группы, что общего в скульптурах и т.д.

Опыт проведения:

      Как и в других упражнениях данной тематики, особое внимание следует обратить на осознание детьми не только различий, но и сходства между культурами, единства ментальности россиян.

      Желательно, чтобы игра проходила быстро и динамично.

 

Симуляционная игра «Вместе мы - Россия»

Необходимые материалы: набор канцтоваров

Цели:

       применение всех полученных знаний и навыков межкультурного диалога;

       развитие общероссийской идентичности;

       развитие патриотических чувств, демонстрация богатства Родины, ее географического и культурного многообразия.

Описание игры: Участники попадают на международный фестиваль, где им необходимо как можно ярче и разнообразнее представить Россию с учетом ее культурного многообразия. Создается несколько команд, смешанных по этническому признаку, но разных по темам презентации: знакомство с природой России, достижения российской науки и техники, культура и искусство народов России, российский спорт. При этом можно отразить не только реальные достижения (имевшие место в прошлом и настоящем), но и желаемые (в будущем). Желательно, чтобы с каждой командой работал консультант – тренер или педагог. Создается независимое жюри фестиваля, которое оценивает работу команд по следующим номинациям: 1. Культурное (региональное) разнообразие. 2. Осведомленность в этой области знания. 3. Оригинальность, фантазия, творческий подход. 4. Богатство изобразительных средств. 5. Оптимистический взгляд в будущее. Желательно, чтобы каждая команда победила в одной из номинаций. Торжественное награждение команд (символический приз, грамота и т.д.).

Обсуждение: В заключительном обсуждении важно выйти на тему, посвященную тому, что природное и культурное многообразие – один из важнейших ресурсов нашей страны, наше достояние, которым мы можем гордиться и которое мы все вместе должны сохранять и развивать (Лебедева и др., 2004).

Опыт проведения:

      Наш опыт показывает, что данная игра способствует формированию общих надэтнических идентичностей и идеально подходит для завершения тренинга.

      Вариантом эффектного итога может служить построение живой скульптуры «Мы - россияне» (См. упражнение «Скульптура»).

 

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ

 

Ритуал прощания

Группа встает в круг, все берутся за руки. Затем одновременно происходит пожимание рук соседей без разъединения рук и хором произносится: «Спасибо!» или «До завтра!»

 

Упражнение «Спасибо за приятный день»

Цели:

       Поддержание дружеского ритуала завершения дня;

       Развитие способности благодарить друг друга;

       Развитие сплоченности группы.

Описание упражнения: Все становятся в круг. Один выходит в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Так продолжается далее, группа в центре круга постоянно увеличивается, до тех пор, пока к ней не присоединится последний участник. Круг замыкается, церемония завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если группа уже находится в состоянии эмпатии и диалога, можно попросить участников расширить благодарность: «Спасибо за приятный день, и за то, что ты….(индивидуально ля каждого)» (Фопель, 2001).

 

«Обратный отсчет»

Задача участников – перечислить все упражнения, задания, которые давались на тренинге в обратном порядке.


ПРИЛОЖЕНИЕ №9: Методика исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия

(Лебедева, Татарко, 2004)

 

Уважаемый друг!

Просим Вас заполнить анкету. Пожалуйста, следуйте инструкциям и не пропускайте ни одного вопроса.

1. Оцените степень Вашего согласия с утверждениями в соответствии со шкалой: от 1 - абсолютно не согласен до 7- абсолютно согласен. Обведите соответствующий балл после утверждения.

1.                   За границей мне было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа: 1234567

2.                   Хочу, чтобы мои друзья (подруги) были представителями разных народов России: 1234567

3.                   Не хотелось бы, чтобы все нации постепенно смешивались, каждый точно должен знать свои корни: 1234567

4.                   Для человека важнее ощущать себя, прежде всего представителем своего народа, а не гражданином России: 1234567

  1. Я не уверен, что являюсь представителем того народа, к которому относят меня окружающие: 1234567

6.                   Мне неприятно лишний раз вспоминать о своей национальности: 1234567

7.                   Я верю, что конфликты между народами в нашем обществе в будущем прекратятся: 1234567

8.                   Принадлежность к разным национальностям мешает людям, живущим в России, чувствовать себя единым народом: 1234567

9.                   Если бы у меня сейчас была возможность выбирать национальность, я выбрал бы ту же самую: 1234567

10.               Представители разных народов в нашем обществе никогда не будут относиться друг к другу с доверием: 1234567

11.               Несмотря на то, что вокруг меня живет столько разных народов, я всегда ясно осознаю   свои национальные корни: 1234567

12.               Когда  окружающие  говорят  о  культуре  и  обычаях  своего  народа,  я  испытываю  некоторый дискомфорт, потому что сам не могу точно определить, к какому народу себя отнести: 1234567

13.               Я готов делать все от меня зависящее, чтобы о россиянах в мире говорили с уважением: 1234567

14.               Межнациональная напряженность в России сохранится и в будущем: 1234567

15.               Я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности и, в подобных случаях
стараюсь аккуратно сменить тему разговора: 1234567

16.               Полное взаимопонимание между разными народами в нашем обществе - вполне достижимо: 1234567

2.              Как бы вы чувствовали себя при общении с представителями других рас или этнических групп, с
которыми Вы никогда не встречались.

Я бы себя чувствовал:

совсем некомфортно               1      234567 абсолютно комфортно

абсолютно спокойно               1      234567 совсем неспокойно

абсолютно легко               1      234567 совсем нелегко

совсем неуверенно              1      234567 абсолютно уверенно

3.              Насколько хорошо, на Ваш взгляд, Вы понимаете представителей народов Кавказа?

1.       Я думаю, что я хорошо понимаю психологию представителя народов Кавказа
абсолютно   не согласен 1      234567 абсолютно согласен

2.       Я думаю, я хорошо понимаю, что значит быть представителем народов Кавказа

  1. абсолютно   не согласен 1      234567 абсолютно согласен

4.       Я с трудом ставлю себя на место представителя народов Кавказа, даже если я очень хочу понять его точку зрения
абсолютно   не согласен 1234567 абсолютно согласен

5.       Я плохо понимаю, каким образом представители народов Кавказа воспринимают мир и других людей
абсолютно   не согласен 1      234567 абсолютно согласен

4. Мое отношение к представителям народов Кавказа:

1.  абсолютно симпатизирующее              1234567 совсем несимпатизирующее

2.  совсем неуважительное           1234567 абсолютно уважительное

3.  совсем отвергающее                1      234567 абсолютно принимающее

4.  абсолютно одобрительное                     1      234567 совсем неодобрительное

5.  Готовы ли Вы взаимодействовать с представителями народов Кавказа в следующих ситуациях:

Информация о работе Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения