Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Этнокультурная компетентность не дана нам от рожде-ния. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнете-нию или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Купавская.doc

— 753.00 Кб (Скачать)

В контексте межгруппового взаимодействия немаловажную роль играют нормы, которые усваиваются в процессе социализации и включают в себя коллективную оценку того, что есть «должное» поведение представителя культуры: коллективную интерпретацию значений поведения и, при необходимости, его корректировку. Нормы и правила тесно связаны с исполнением той или иной роли в процессе взаимодействия - системы ожиданий определенного поведения от субъекта в группе. Влиянию культуры подвержены четыре типа измерения ролевых отношений: степень личностной значимости отношений, степень ожидаемой формальности поведения, степень иерархичности отношений, степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли (Лебедева, 1999).

Описанные выше регуляторы поведения мы постигаем в процессе социализации благодаря вербальному (речевому) воздействию. С его помощью усваиваются основные модели этнических «картин мира», постигаются принципы социальной организации, на основе которых формируется культурная и полоролевая идентичность ребенка. По мнению исследователя межкультурной коммуникации С.Г. Тер-Минасовой, именно язык является «мощным общественным орудием, формирующим людской поток в этнос, образуя нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива» (Тер-Минасова, 2000, с.15). Однако многие ученые сходятся на том, что часто этническая идентичность связана скорее с символической ролью использования языка, формирующей чувство принадлежности к обществу, чем с реальным использованием языка всеми членами этноса, то есть язык сегодня становится прежде всего символом единения со «своим» народом (Донцов, Стефаненко, Уталиева, 1997; Стефаненко, 2004а).

Как известно, еще до усвоения родного языка ребенок учится понимать невербальный (внеречевой) контекст общения, способствующий кодировке и декодировке речевых сообщений. Культура всегда определяет особенности невербалики, но не всегда только она. Окружающая среда, пространство, время, стиль и интонационные особенности речи, мимика, жесты и многое другое являются индикаторами невербального общения. Мы не будем сейчас перечислять всю структуру и виды невербального поведения, но отметим, что данному фактору и феноменам его восприятия необходимо уделять в тренинговых программах значительную роль.

Бесспорно, что для коммуникативной компетентности необходимо одинаково сильное развитие и вербального, и невербального языка общения. Однако большее развитие способностей к одной из форм общения обуславливается в том числе и спецификой культуры. Например, представители индивидуалистических культур предпочитают быть более доступными для других через вербальное самораскрытие, представители коллективистских – делают больший акцент на невербальном выражении (Лебедева, 1999).

Учитывая многообразие и индивидуальность существующих этнических групп, ученые все же попытались выделить системы измерений культур, которые задают их специфичность. Например, У. и К. Стефаны выделяют  следующие 11 основных, предложенных разными авторами, измерений культур: индивидуализм – коллективизм (ориентация на автономию – на коллектив); степень толерантности к отклонениям от принятых культурных норм; степень избегания неопределенности, и, следовательно, потребности в формальных правилах; маскулинность – фемининность; оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»; сложность культуры, степень её дифференциации; эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности; близость контактов, т.е. допустимые во время общения дистанции и прикосновения; дистанция между индивидом и «властью»; высокая / низкая контекстность; дихотомия человек – природа (господство одного над другим или жизнь в гармонии) (Стефаненко, 2003).  В этот перечень также можно добавить различение культур по ориентации во времени (на прошлое, настоящее, будущее); по степени предпочитаемой активности (стремление быть, становиться или делать); противопоставление культуры вины и культуры стыда; является культура письменной – бесписьменной и т.д.. По нашему мнению, в тренинге развития этнокультурной компетентности каждое из перечисленных выше измерений заслуживает отдельного рассмотрения при помощи тех или иных методик.

 

§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия

Область межгруппового восприятия – это, с точки зрения социально-психологического анализа, преимущественно когнитивная сфера. По нашему мнению, этнокультурная компетентность предполагает знание об основных четырех, согласно А. Тэшфелу, процессах - социальной категоризации, социальной идентификации, социальном сравнении и социальной (межгрупповой) дискриминации (Андреева, 2000). 

Феномены межгруппового восприятия определяются реальными межгрупповыми отношениями и социальным контекстом. В отличие от межличностного, межгрупповое восприятие униформноно (согласовано), т.е. характеризуется высокой степенью совпадения представлений членов какой – либо группы о своей или чужой группе и унифицировано, в результате чего прослеживается высокая степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов. Помимо этого необходимо отметить большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально - перцептивных процессов в сравнении с межличностными и тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, следовательно, большую оценочность (Агеев, 1983).

Начиная с работ Дж. Брунера, социальное восприятие трактуется учеными как социальное познание. При этом важно не забывать, что, во-первых, «человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем, и, вместе с тем, действует в нем в зависимости от того, как он познает его» (Андреева, 2000, с.7). Отсюда важнейшая задача психологии познания в целом и, в особенности, психологии межгрупповых взаимоотношений, - вскрыть и повлиять на связь между познанием и действием. Во-вторых, понимание того, что познание не есть простое фиксирование внешних связей и отношений, но их своеобразная реконструкция (Там же).

Учитывая сказанное, акцент изучения механизмов межгрупповых отношений в межкультурной проблематике делается на особенностях процесса категоризации - отнесения каждого нового воспринимаемого объекта (в нашем случае – культурной группы) к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. категорий. Важной проблемой, стоящей перед психологами-практиками, занимающимися проблемами налаживания межкультурного взаимодействия, является создание адекватной системы категорий у народов, пребывающих в состоянии межэтнической напряженности. Процесс категоризации является основообразующим механизмом межгрупповых отношений, так как приводит к порождению в сознании человека образа мира, образа реальности, который он активно, в процессе деятельности, а значит и в процессе взаимодействия, строит, «вычерпывая» из объективной реальности (Леонтьев, 1983), в том числе реальности тренинга.

Категоризируя реальность в процессе межгруппового восприятия, человек использует принцип биполярности. По мнению Б.Ф. Поршнева, все этнические категории появились вслед за разделением на категории «люди» и «нелюди» (Поршнев, 1979).  Наиболее общая и значимая современная категоризация общностей – деление на «МЫ» и «ОНИ».  Категория принадлежности к этнической общности является одной из важнейших в иерархии среди множества других социальных категорий - социальных классов, профессий, гендерных, религиозных и политических групп, - сразу после категоризации людей как представителей рода человеческого (Стефаненко, 2003).

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы – стереотипизация и социальная каузальная атрибуция.

Социальные стереотипы - «упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений» (Стефаненко, 2003, с. 276). Усваиваются и используются они с раннего детства, как правило, приобретаются не из непосредственных источников, а из вторичных.

Среди наиболее важных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально – оценочный характер, устойчивость, даже ригидность к новой информации, согласованность и неточность. Однако согласно гипотезе “зерна истины” О. Клайнберга, объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных. Следовательно, социальный стереотип -  это образ социального объекта, который отражает реальные особенности группы. Признаком истинности считаются отчетливость, постоянство во времени, достижение согласия двух групп относительно третьей, а также согласованность между восприятием группы самой себя и другими. 

Имеется предположение, что точность взаимных стереотипов тем выше, чем больше сходство между культурами (Стефаненко, 2003). Это еще раз подтверждает факт актуальности и необходимости межкультурных программ по развитию этнокультурной компетентности, способствующих сотрудничеству, диалогу, взаимообогащающему взаимодействию. Программы такого рода основаны на поиске сходств между культурами, что, безусловно, оказывает влияние на основные измерения стереотипов участников – содержание, направленность, степень благоприятности и точности.

Изменить негативные этнические стереотипы, если они уже сформировались или усвоены извне, невероятно сложно. Тем не менее, учеными рекомендуется ряд методов, способствующих снижению влияния негативных стереотипов: создание общих групп и усиление множественных идентичностей, работа с неадекватными ожиданиями, развитие саморегуляции, работа по исправлению неверных атрибуций. Теория разумного (резонного) поведения основана на взаимосвязи между установками и социальными нормами, что позволяет добиться нормативной поддержки поведения (Лебедева, 2004б).

Работа по подавлению негативных стереотипов, предубеждений и основанного на них поведения велась в последнее десятилетие XX века очень активно. Согласно концепции П. Дивайн, хотя культурные стереотипы неизбежно активизируются в ситуации межэтнического общения, индивидуальные убеждения могут и должны сильно отличаться от них (Донцов, Стефаненко, 2002). Поэтому одной из задач тренинга развития этнокультурной компетентности становится конструирование “непредубежденных убеждений” относительно культур по взаимодействию.

Предубеждения – «унифицированная, устойчивая и согласованная тенденция негативно реагировать на членов определенной этнической группы» (Лебедева, 2004б, с.64). В следствие поэтапности когнитивного развития у детей к семи годам почти неизбежно появляются предубеждения, которые являются отражением развития и функционирования предубеждений значимых взрослых. Это негативно влияет на личность ребенка, поскольку мешает его эмоционально–когнитивному развитию, создавая искажения в восприятии и переработке информации.

Вообще относительно различий между людьми у детей могут быть три формы знаний: осведомленность об этнических группах, знание своей этнической принадлежности и предубеждения. Исследования показывают, что первоначально этническая осведомленность и предубеждения развиваются с возрастом в одном темпе (Лебедева, 2004б). Но со временем предубеждения постепенно снижаются, а этническая осведомленность продолжает свой рост. Задача взрослых сделать так, чтобы ребенок имел знания об этничности и реагировал, оценивал их позитивно. Осведомленность о своей собственной этничности также достаточно тесно взаимосвязана с предубеждениями, так как основана на стремлении к позитивной оценке своей группы и фокусируется на различиях.

В основе появления предубеждений лежат два основных процесса: переход от преобладания аффективных и перцептивных процессов к когнитивным; переключение фокуса внимания с себя на группу, далее, на индивида в группе. Таким образом, чем выше уровень когнитивного развития детей, тем больше вероятность снижения предубеждений.

На сегодняшний день в арсенале ‘межкультурных тренеров’ обширный выбор методов и техник снижения предубеждений. Обнаружение противоречия между ценностями и поведением постепенно приводит участников тренинга к пониманию, например, того, что ценности равноправия связаны с низким уровнем предубеждений, а ценности иерархии – с высоким. Ощущение снижения угрозы позволяет создать условия для позитивного межличностного взаимодействия с членами иноэтнических групп. Увеличение восприятия сходств между группами, создание групп более высокого порядка, декатегоризация путём основания множественных идентичностей, подкрепление и моделирование позитивного поведения, изменение связей между знаниями и эмоциями и создание эмпатии также будут способствовать снижению уровня предубежденности (Лебедева, 2004б).

Особо значимым методом является исправление ложных атрибуций. Социальная (груповая) каузальная атрибуция – интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Основными функциями социальной атрибуции, по мнению европейских исследователей, является формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности. Об этом свидетельствует, например, закономерность, согласно которой  позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой групп приписываются внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному «чужих» - внешние причины (Андреева, 2000; Стефаненко, 2003). Данный феномен встречается в межкультурных тренингах довольно часто, поэтому работа с ним не вызывает затруднений.

 

В результате действия механизмов стереотипизации, социальной каузальной атрибуции, то есть процессов дифференциации – идентификации, а также когнитивно–эмоционального самоопределения индивида, происходит формирование социальной идентичности, одной из составляющих которой является этническая идентичность.

 

§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею

Согласно определению Тэшфела, социальная идентичность - это «та часть Я–концепции индивида, которая возникает из сознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству» (Цит. по: Стефаненко, 2003, с.233). Одной из основных составляющих социальной идентичности является этническая идентичность - «переживание отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других» (Стефаненко, 2003, с.225), которое может проявляться на сознательном и бессознательном уровнях. Исследователи этнической идентичности обращают внимание на такие ее специфические особенности, как мифологичность и обращенность в прошлое (Солдатова, 1998).

Информация о работе Тренинг развития этнокультурной компетентности: обоснование программы и опыт проведения