Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:16, дипломная работа
Этнокультурная компетентность не дана нам от рожде-ния. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнете-нию или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Московский Государственный Университет
им. М.В. Ломоносова
Факультет Психологии
Кафедра социальной психологии
Тренинг развития этнокультурной компетентности:
обоснование программы и опыт проведения
Дипломная работа
студентки 52гр., д\о
А.С. Купавской
Научный руководитель
проф. Т.Г. Стефаненко
Москва 2004
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Социально–психологические аспекты формирования этнокультурной компетентности
§1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении
§1.1 Факторы и регуляторы межкультурного общения
§1.2. Основные феномены межгруппового восприятия
§2. Формирование этнической идентичности и стратегии управления ею
ГЛАВА II: Возможности социально–психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности
§1. Специфика межкультурного обучения, программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия
§2. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности
§2.1. Методологичекие основы социально–психологического тренинга
§2.2. Методы межкультурного тренинга
§2.3. Создание программы межкультурного тренинга
§2.4. Основные принципы тренинга как активного социально–психологического метода
§2.5. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности
§2.6. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности
ГЛАВА III: Основные этапы работы над программой тренинга этнокультурной компетентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Современные программы системы образования, направленные на улучшение межкультурного взаимодействия
ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Сравнение особенностей классической и интеграционной моделей обучения, проведенное на опыте арабско-еврейских классов школ Израиля
ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Классификация моделей межкультурного обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Стадии и уровни обучения персонала поликультурных школ по внедрению программ кооперативного обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Эффективность использования технологии социально–психологического тренинга толерантности в различных социальных группах
ПРИЛОЖЕНИЕ №6: Программа тренинга развития этнокультурной компетентности (5 дней)
ПРИЛОЖЕНИЕ №7: Теоретическое обоснование психотехнических приёмов в тренинге развития этнокультурной компетентности
ПРИЛОЖЕНИЕ №8: Банк упражнений для тренинга развития этнокультурной компетентности
ПРИЛОЖЕНИЕ №9: Методика исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия
ПРИЛОЖЕНИЕ №10: Протокол балльных ответов участников тренинга в соответствии со шкалами по результатам исследования эффективности тренинга межкультурного взаимодействия
ПРИЛОЖЕНИЕ №11: Пример раздаточных материалов для упражнения «Встреча в аэропорту»
Этнокультурная компетентность не дана нам от рождения. Она не передается по наследству и не является результатом естественного исторического развития человечества. Обычно межкультурные контакты приводят к кровопролитию, угнетению или геноциду… Обучение или тренинг межкультурного взаимодействия способствуют изменению нашего “естественного” поведения. Используя знания и умения, наработанные в данной области, мы помогаем преодолевать традиционный этноцентризм и развивать новые взаимоотношения, не зависящие от культурной принадлежности личности. В этом наше будущее, и ему необходимо оказывать всевозможную помощь и поддержку.
М. Беннет
Во второй половине XX века мировое сообщество столкнулось с этническим парадоксом современности, когда в обществах разных стран и континентов наряду с тенденцией глобализации, стирания этнических рамок человеческой культуры возникло стремление народов сохранить свою самобытность, к возрождению культуры, к бурному росту этнической идентичности. К сожалению, когда подобные интересы разных народов сталкиваются друг с другом, происходит рост межэтнической напряженности, что часто приводит к открытым противостояниям, конфликтам и кровопролитным войнам.
Данная проблема особенно актуальна в современной поликультурной России. В связи с этим перед российской этнопсихологией, развитие которой имеет лишь двадцатилетнюю историю и многовековой багаж неразрешенных вопросов, стоит на сегодняшний день множество актуальных задач по решению проблем взаимопонимания и диалогического взаимодействия между представителями различных культур, населяющих Россию. Одним из способов решения такого рода задач является создание программ по развитию этнокультурной компетентности.
Развитие этнокультурной компетентности – это индивидуальный процесс, который происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его представителями своей и других культур. Развитие этнокультурной компетентности предполагает осознание культурной специфичности “картины мира”, психологических детерминант межэтнических отношений. Для компетентности в общении с представителями отличных от собственной культур необходимо также наличие высокоразвитой способности воспринимать и понимать жизненные ситуации с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры. Помимо этого, этнокультурная компетентность предполагает реализованную позитивную этническую идентичность субъекта, для чего необходимы знания о закономерностях и этапах формирования этнической идентичности, стратегиях её поддержания и трансформаций.
Данная работа посвящена формированию и развитию этнокультурной компетентности, а поскольку описанные выше проблемы, на наш взгляд, имеют наибольшую актуальность в подростковом возрасте, мы будем рассматривать их через призму данного онтогенетического периода.
В практической части описаны этапы работы над программой обучения навыкам конструктивного межкультурного диалога для учащихся средних и старших классов, а также опыт апробации тренинга межкультурного взаимодействия в моно- и полиэтнических школах Российский Федерации и пилотаж эмпирической оценки эффективности тренинга. В первую очередь работа посвящена решению проблем взаимодействия между представителями русской и кавказских культур, но может использоваться в качестве основы для работы с разными слоями населения во всех поликультурных регионах России.
Выполнена работа в методико-прикладном жанре.
Автор хотел бы внести свой скромный вклад в актуальную, являющуюся первоочередной для решения в современной России, проблему формирования установок толерантного сознания, повышения эффективности межэтнического диалога.
Ритм сегодняшнего дня и разнообразие возможностей, интенсификация социальных связей личности предъявляют повышенные требования к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных коммуникативных ситуациях, делая процессы общения все более разнообразными и напряженными. Следовательно, современной личности просто необходимо развивать социально-психологическую компетентность, становясь все более свободной в любых аспектах межличностного общения.
Этнокультурная компетентность - это совокупность знаний, представлений о других культурах, реализующаяся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями этих культур (Лебедева и др., 2003). Она представляет собой компетентность в общении с представителями других культур, следовательно, является одной из составляющих последней. Нашей проблематике наибольшим образом соответствует понимание компетентности в общении как совокупности умений и знаний, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса (Жуков, Петровская, Растянников, 1990).
В соответствии с принятым в отечественной социальной психологии выделением социально-перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, развитие компетентности в общении также можно рассматривать в плане трех указанных аспектов, выделяя соответственно развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих компетентности (Андреева, 1998; Петровская, 1989). Эти компоненты представляют собой комплекс триединства, так как решение каждой задачи в отдельности предполагает соотнесенность с решением двух других (Петровская, 1989).
В ракурсе социально-перцептивной компетентности стоит, прежде всего, обратиться к когнитивным атрибутивным процессам – стереотипизаци и социальной каузальной атрибуции (см. §1.2.), поскольку именно социальная перцепция, будучи первичной по отношению к другим сторонам общения, играет ключевую роль в процессе возникновения социальных установок. Рассматривая данный аспект применительно к тренингу этнокультурной компетентности, работа с установками требует первоочередного внимания. В собственно тренинговой работе необходимо тщательно продумывать, какие методы стоит использовать для возможности влияния на установки в отношении представителей “иных” культур как партнеров по общению c целью развития большего взаимопонимания, готовности к сотрудничеству и кооперации между субъектами межэтнического общения.
Поэтому для достижения высокого уровня компетентности в общении необходимо хорошо усвоить навыки социальной перцепции, владение которыми определяется минимум двумя видами способностей. Во-первых, способностью воспринимать других людей и правильно распознавать их социальные реакции, интерпретировать чувства и намерения. Эта способность основана прежде всего на умении воспринимать информацию, передаваемую экспрессией лица, позой, жестами и тоном голоса. Во-вторых, различать социальные нормы и действовать в соответствии с ними в данной социальной ситуации, что связано с опытом, мотивацией, интеллектуальными способностями, навыками самонаблюдения.
Навыки социальной перцепции способствуют развитию социальной сензитивности, которая характеризуется главным образом способностью личности к отражению состояния других людей и включает, среди прочих, такие ее черты, как эмпатия, социальное понимание, социабельность (Кричевский, Дубовская, 2001).
В структуре коммуникативной компетентности необходимо обратить внимание на умение адекватно выражать свое внутреннее состояние и давать эффективную обратную связь. Ведущему этнокультурного тренинга необходимо помнить, что форма обратной связи во многом определяет уровень, на котором будет проходить интерпретация событий: на уровне личностно значимых ценностей, целей текущей деятельности или условий выполнения конкретных задач (Жуков, 2004в). Для развития этнокультурной компетентности наиболее адекватной является безоценочная обратная связь относительно результата или процесса совместной тренинговой деятельности.
Аспект компетентности во взаимодействии наиболее мощный, так как, по сути, объединяет и представляет собой потенциал двух предыдущих составляющих, будучи предметно опосредован деятельностью. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимы программы межкультурных тренингов, в которых представители разных народов могут встречаться и взаимодействовать в специально созданных условиях для достижения максимально эффективного общения. Так, говоря о преимуществах групповой работы, К. Рудестам отмечает, что она позволяет моделировать опыт, приобретаемый в специально созданной среде, которая потом переносится на внешний мир, получать обратную связь и поддержку от других членов группы, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь (Рудестам, 2001). Ведь целью социально–психологических программ такого рода является прежде всего не замена «естественного» опыта опытом тренинга, а помощь в открытии более эффективных способов освоения богатства коммуникативной культуры разных стран.
Рассматривая тренинг этнокультурной компетентности как одну из вариаций тренинга компетентности в общении, необходимо выделить в нём два основных этапа (Жуков, Петровская, Растянников, 1990). Во–первых, знакомство с используемым репертуаром коммуникативных техник – выделение операционального репертуара, специфичного для разных культур. Говоря о тренинге этнокультурной компетентности, необходимо обратить внимание на культурную специфику прежде всего невербальной коммуникации. Важным эффектом тренинга является улучшение самовыражения через мимику, жест, движение и совершенствование восприятия других через «прочтение» невербального языка (Зайцева, 2002). Вторым параметром практики тренингов компетентности в общении называют «уместность или адекватность используемого технического [коммуникативного] приема» (Жуков, Петровская, Растянников, 1990, с.8). Для тренинга развития этнокультурной компетентности данный этап значим в первую очередь с точки зрения трактовки значений различных невербальных проявлений с учетом семантического пространства той или иной культуры. В этом преломлении метод экспертных суждений выступает особо ценным ресурсом приобретения компетентности – экспертом становится каждый представитель культуры, который может адекватно трактовать символические значения её невербалики. Именно в групповой работе человек является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать, комментировать и корректировать результаты этих изменений (Рудестам, 2001), руководствуясь при этом прежде всего традициями, нормами и ценностями собственной культуры.
Одной из важнейших функций культуры является функция регуляции, в той или иной мере определяющая поведение индивидов (Стефаненко, 2003). Согласно модели Г. Триандиса о связи культуры и общения, культура влияет на процесс общения через ценности, обычаи, нормы, роли, социальные когнитивные и аффективные процессы и т.п. (Лебедева, 1999). Именно поэтому для формирования осознания причастности к единому целому, перенаправлению энергии, порождаемой этничностью “в мирное русло”, принципиально важно развивать у людей восприимчивость к другим культурам, с раннего детства ориентировать их на познание многообразия мира, обучать ценностям, нормам и правилам, свойственным чужим культурам (Мартынова, 2003), что и лежит в основе задач тренинга развития этнокультурной компетентности.
Наиболее коротким путём при попытке проникнуть в культуру через изучение ценностей, традиций и обычаев является знакомство с фольклором (сказками, пословицами, поговорками и т.п.). В них особенно ярко выражена отшлифованная временем многовековая мудрость народа, аккумулированы и в сжатой вербально–ассоциативной форме зафиксированы, транслируются из поколения в поколения его знания и опыт (Башиева, Геляева, 2003).