Типы темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Содержание

Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29

30
34
35
37
38
43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

 

Данный опросник показывает, что при проведении его, некоторые дети ответили недостоверно на все вопросы, «Шкала лжи» больше 5 баллов, поэтому последующие выводы делать нецелесообразно т.к.. они будут не соответствовать темпераменту данного испытуемого.

Некоторые дети дали ответы, показатель которых по «Шкале лжи» 4-5 баллов является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хоро­шие» ответы.

Проблема проведения в «окрытую» тесты, испытуемые дают ответы, которые покажут их с лучшей стороны, но это выявляет разработанная методика, подсчитываются только выборочные вопросы. Но с другой стороны, можно посмотреть ответы и сделать выводы - что беспокоит человека.

Итак, можно сказать, что испытуемые КВ, КА, ЛЛ, ОВ, ФД – Холерики-экстраверты, а ЛЕ, ОЮ, АВ – Сангвиники-экстраверты.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направ­лен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весе­лый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбуж­ден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, споко­ен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стрес­са — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудше­нию результатов деятельности (стресс кролика).

Методика 2. Тест «Формула темперамента» (А.Белов) (Приложение В).

          Цель – узнать на сколько процентов тестируемый относится к каждому типу темперамента.

          Ход проведения. Детям предлагается около 80 вариантов качеств, которые разбиты на «паспорт» темперамента (по 20 качеств), нужно поставить знак «+» около тех качеств, которые они считают обычными по отношению к себе.

 

 

Обработка результатов

Если количество положительных ответов в «паспорте» темпера­мента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что это ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента прису­щи в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степе­ни. А теперь по формуле темперамента:

Фт = (ХАх100%/А) + (САс100%/А) + (ФАф100%/А) + (Мам100%/А),

где Фт - формула темперамента,

X - холерический темперамент,

С - сангвинический темперамент,

Ф - флегматический темперамент,

М - меланхолический темперамент,

А - общее число плюсов по всем типам,

Ах - число плюсов в «паспорте холерика»,

Аф - число плюсов в «паспорте флегматика»,

Ас - число плюсов, в «паспорте сангвиника»,

Ам - число плюсов в «паспорте меланхолика».

Ответы учеников, полученные при тестировании, мы поместили в таблице 2.

Таблица 2

Ф.И.

Паспорт холерика

Паспорт

сангвиника

Паспорт

флегматика

Паспорт

меланхолика

Общее число «+»

Результат

Х+С+Ф+М

1

Л Е

11

13

7

6

37

29%+35%+18%+16%

2

К В

11

9

12

6

38

28%+23%+31%+15%

3

К А

12

9

15

10

46

26%+19%+32%+21%

4

Л Л

16

15

11

13

55

29%+27%+20%+23%

5

О В

13

16

14

17

60

21%+26%+23%+28%

6

П Я

6

12

12

10

40

15%+30%+30%+25%

7

Т А

2

9

6

3

20

10%+45%+30%+15%

8

Ф Д

11

14

6

8

39

28%+35%+15%+20%

9

О Ю

8

13

4

6

31

25%+41%+12%+14%

10

А В

9

12

8

6

35

25%+34%+22%+17%

Из таблицы видно, что данный темперамент, например, у ЛЕ на 29% холерический, на 35% сангвинический, на 18% флегматический, на 16% меланхолический.

Можно сказать, что качества сангвинического типа 35%, выражены достаточно ярко; качества холерического типа 29%, выражены средне; а флегматического 18% и меланхолического 16%, выражены в малой степени.

Я считаю, что этот тест наиболее оптимальный для подсчитывания процентов, к каким типам относится темперамент тестируемого, т.к. «чистый» тип темперамента встречается очень редко, человек обладает всеми признаками того или иного типа темперамента, он только может в большей или меньшей степени преобладать у людей.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показывает, что дети школьного возраста имеют разные типы темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Темперамент и отчасти способности относятся к тем особенностям индивидуальных различий, которые в значительной степени обуслов­лены наследственностью, изначально закреплены генетически. Так для темперамента характерна относительно высокая стабильность. Однако свойства темперамента практи­чески не поддаются изменению.

В общем, темперамент и другие свойства личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особен­ностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга.

В зависимости от типа темперамента в разной степени собствен­ное тело и собственное психическое «Я» человека могут оказаться достаточно надежным источником положительных эмоций. По мере продвижения от явных экстравертов (холериков и сангвиников) к выраженным интровертам (флегматикам и меланхоликам) че­ловек все меньше нуждается в какой-либо коммуникации, кроме внутренней, реализуемой обычно в форме общения с самим собой. Совершенно очевидно, что при этом роль «пеленгов» поведения играют эмоции. Поэтому обучаемость так непосредственно зависит от того, насколько, стремясь к приятному, человек способен овладевать полезным, а избегая неприятного, — предотвращать встречу с вредным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом чело­век реализует свои действия, и не зависит их содержательная сторо­на. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на скорость вспоминания и прочность запоминания, бег­лость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость вни­мания.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1             Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М.Гуревича, В. И. Лубовского. М.: 1982.

2             Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. П.: 2006.

3             Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К.: 1969.

4             Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. М.: 1970.

5             Кони А. Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4. М.: 1967.

6             Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: 1924.

7             Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 3-е изд. М.: 1964.с. 3-18.

8             Обозов Н. Н. Типы личности, темперамент и характер: Методическое пособие. СПб.: 1998.

9             Павловские среды. Т.2./Под редакцией К. М. Быкова. М.: Л.: 1949.

10         Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других М.: 2003.

11         Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: 1946.

12         Столяренко Л.Д. Психология. Р н/Д.: 2003.

13         Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.

14         Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Б.М.Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: 1985.

15         Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. № 5.

16         Фулье А. Темперамент и характер. М.: 1896.

17         Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988. № 4.

18         Чехов А. П. Тоска//Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 4. М.: 1975.

19         Щукин М. Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протека­нии ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении на­чальных трудовых умений // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда: Сб. ст. / Под ред. В. С. Мерлина. П.:, 1964.

20         Энциклопедия практического самопознания / Состав, предисловие и комментарии А. И. Красилы. М.: 1994.

21         Юнг К.Г. Психологические типы М.: 1924.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция: вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей.

Вопросы

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10.   Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?

11.   Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком
противоположного пола, который вам симпатичен?

12.              Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13.              Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влияни­ем момента?

14.              Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15.              Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16.              Верно ли, что вас легко задеть?

17.   Любите ли вы часто бывать в компании?

18.   Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19.   Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20.   Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21.   Много ли вы мечтаете?

22.   Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

Информация о работе Типы темперамента