Типы темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Содержание

Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29

30
34
35
37
38
43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

В ряде профессий полезно учесть реакцию человека на монотонию. Вообще при однообразной работе состояние скуки появляется быстрее у лиц с сильной нервной системой. У них монотония вызывается недостатком внешних раздражений. Зато быст­рое возникновение скуки компенсируется замедленным ощущени­ем утомления от нее, а у лиц со слабой нервной системой — быст­рое развитие утомления возмещается медленным развитием монотонии. Поэтому лица с сильной нервной системой более поме­хоустойчивы при выполнении интеллектуальных заданий, а также более выносливы в стрессе и выигрывают при запоминании боль­ших объемов информации. У людей со слабой нервной системой объем запоминаемого материала ограничивается быстрым разви­тием торможения, но если можно помочь себе в запоминании пред­варительной смысловой обработкой материала, предложенного к запоминанию, то они успешно конкурируют с лицами, обладаю­щими сильной нервной системой.

Исследования показывают, что лица, получившие профессио­нальную специализацию с учетом их психофизиологических ха­рактеристик, испытывают больше удовлетворения от своего труда, поскольку продуктивность их работы тесно связана с особенностя­ми темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сан­гвиника способна принести ему дополнительный успех, если рабо­та требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стерео­типных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды при­нятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполня­ют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включаю­щие статические позы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной систе­мой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение бо­лее простых действий, чем остальные, они меньше устают и раз­дражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. Люди, отли­чающиеся более сильной нервной системой — сангвиники,— не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю труд­ность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхо­лики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний — уровню реально выполняемых ими задач, то есть их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, ко­торые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

Повышенная эмоциональная чувствительность меланхолика, особая его восприимчивость к раздражителям способствует его успехам в искусстве — музыке, живописи, поэзии. Обычно ме­ланхолики отличаются деликатностью, тактичностью, мягкос­тью, чуткостью и отзывчивостью. Это и понятно: кто сам раним, тот тоньше чувствует боль, которую причиняет другим людям.

Какова оптимальная стратегия при взаимодействии с людьми разного темперамента? Холерика надо так загрузить, чтобы у него не было ни минуты покоя, иначе он свою активность направит на вас или коллектив и взорвет его. Сангвиника желательно контро­лировать и проверять как можно чаще. «Доверяй, но проверяй». Он миляга, все обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова. Флегматика — не торопи. Он не пере­носит дефицита времени. От одной мысли о жестких сроках он так устает, что вообще перестает работать. Меланхолику — не навре­ди: он сверхчувствителен, очень обидчив и раним.

В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля, не предопределяя результатив­ность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темпе­рамента на эффективность деятельности существенно усиливает­ся, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными, и требуется дополнительная энерге­тическая или динамическая мобилизация организма для того, что­бы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействия­ми. В провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредствен­но вслед за раздражителем. Он дает вспышку в виде аффекта, гнева, даже при однократном травмирующем воздействии. В от­личие от этого, у флегматика необходим процесс накопления раз­дражения и суммарный результат должен преодолеть значитель­ное торможение, прежде чем начнется разряд. Поэтому вспышка может быть существенно отодвинута от провокации. Взаимодейст­вуя в экстремальных условиях, меланхолики и флегматики эту за­держку значительно увеличивают и, тем самым, еще больше за­паздывают с ответным действием или репликой на поступок парт­нера. Тогда ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики, что весьма затрудняет общение и взаимное понимание, поскольку первые реплики по непонятным для собеседников причинам остались без ответа.

Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегмати­ков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, богатых стимулами, требующих от них меньших физиологических затрат, то есть более комфортных и по психологическим и по физиологи­ческим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия связана со снижением воз­буждения за счет избегания чрезмерной стимуляции. Такая пред­почтительность проявляется в выборе соответствующей формы де­ятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают холерики и сангвиники. Вместе с тем в группе людей, выбравших профессию с высокой эмоциональной нагрузкой (адвокаты), наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как в груп­пе лиц, деятельность которых не связана с каким-либо социаль­ным риском (библиотекари), численно доминируют люди высоко­реактивные /13/.

Экспериментально показано, что сангвиники и холерики про­являют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы действий строго регламен­тированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Жесткая регламентация приводит их к быстрому утомлению. По­этому они предпочитают выполнять действия, которые можно про­извольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нервной системы, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации об­наруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с разными темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других — обобщенные и содержащие минималь­ное число вспомогательных указаний.

Лица с разным темпераментом в экстремальных ситуациях ве­дут себя специфически. Меланхолики — свою быструю утомляе­мость компенсируют частыми перерывами для отдыха и разумной организацией труда. При этом присущую им отвлекаемость вни­мания, недостаточную сосредоточенность — преодолевают учаще­нием текущего контроля и тщательной проверкой работы после ее выполнения.

В рабочем взаимодействии с холериком опасно обнаруживать резкость или несдержанность, так как они могут вызвать резко отрицательную реакцию и даже эмоциональный взрыв. В то же время любой проступок его должен быть спокойно, но требова­тельно и справедливо осужден. По отношению к нему допустимо отрицательную оценку применять в очень энергичной форме и на­столько часто, насколько это требуется для улучшения результа­тов его работы или учебы.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его уси­лия. В противном случае достаточно быстро ему станет скучно и он переключится на что-нибудь другое. Большая, требующая продолжительных усилий задача морально трудна для него и ре­шается значительно успешнее, когда представляется как последо­вательность отдельных успехов и достижений.

Флегматика нужно, без излишней поспешности, вовлечь в ак­тивную деятельность и заинтересовать. Он втягивается и крепко привязывается к задаче. Поэтому его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Когда же это необходимо, то лучше новую представить как продолжение или развитие старой. Флег­матики долго продолжают думать над поставленным вопросом и не­редко дают сначала неполный ответ с последующим дополнением — после некоторой паузы.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, гру­бость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совер­шенном меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует ис­пользовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негатив­ное действие.

 

 

 

 

 

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Методики изучения темперамента

Цель эксперимента: провести диагностику экстра-, интроверсии и нейротизма; определить темперамент у детей школьного возраста. 

В эксперименте приняли участие дети школьного возраста (10 человек) СОШ № 7 г. Биробиджана.

При проведении исследования нами были использованы следующие методики: Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма; определение темперамента тест «Формула темперамента» (А.Белов)

Методика 1. Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма (Приложение Б).

Опросник содержит 57 вопросов, предназначен для диагностики по определению экстра-, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. После подсчитывания ответов по методике мы определяем по «Шкале лжи» на сколько правдиво отвечает испытуемый, если меньше 5 баллов, определяем уровень экстраверсии и уровень невротизма этого ребенка. Строим график (Приложение Б), определяем к какому типу эмоциональной устойчивости он относится.

Методика 2. Тест «Формула темперамента» (А.Белов).

          Цель – узнать на сколько процентов тестируемый относится к каждому типу темперамента. (Приложение В).

В тесте содержится 80 пунктов, разбитых на «паспорт» темперамента (по 20 пунктов). Нужно проставить знак «+» около тех качеств которые присущи тестируемым. По формуле вычисляем на сколько процентов какого типа темперамента преобладает у человека.

 

 

2.2 Результаты изучения темперамента у детей школьного возраста

Методика 1. Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма (Приложение Б).

Цель методики – опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

Опросник содержит 75 вопросов, на который испытуемый должен ответить «да» либо «нет». Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Результаты методики даны в таблице 1.

Таблица 1

Ф.И.

Шкала лжи

Экстраверсия

Невро-тизм

Сангвиник

экстраверт

Холерик

экстраверт

Флегматик

интроверт

Меланхолик

интроверт

1

Л Е

4

14

7

+

 

 

 

2

К В

4

14

9

 

+

 

 

3

К А

4

11

11

 

+

 

 

4

Л Л

1

11

19

 

+

 

 

5

О В

3

14

19

 

+

 

 

6

П Я

8

 

 

 

 

 

 

7

Т А

6

 

 

 

 

 

 

8

Ф Д

3

16

12

 

+

 

 

9

О Ю

1

16

8

+

 

 

 

10

А В

2

18

9

+

 

 

 

Информация о работе Типы темперамента