Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.
Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29
30
34
35
37
38
43
В ряде профессий полезно учесть реакцию человека на монотонию. Вообще при однообразной работе состояние скуки появляется быстрее у лиц с сильной нервной системой. У них монотония вызывается недостатком внешних раздражений. Зато быстрое возникновение скуки компенсируется замедленным ощущением утомления от нее, а у лиц со слабой нервной системой — быстрое развитие утомления возмещается медленным развитием монотонии. Поэтому лица с сильной нервной системой более помехоустойчивы при выполнении интеллектуальных заданий, а также более выносливы в стрессе и выигрывают при запоминании больших объемов информации. У людей со слабой нервной системой объем запоминаемого материала ограничивается быстрым развитием торможения, но если можно помочь себе в запоминании предварительной смысловой обработкой материала, предложенного к запоминанию, то они успешно конкурируют с лицами, обладающими сильной нервной системой.
Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают больше удовлетворения от своего труда, поскольку продуктивность их работы тесно связана с особенностями темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника способна принести ему дополнительный успех, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические позы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.
Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой — сангвиники,— не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний — уровню реально выполняемых ими задач, то есть их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.
Повышенная эмоциональная чувствительность меланхолика, особая его восприимчивость к раздражителям способствует его успехам в искусстве — музыке, живописи, поэзии. Обычно меланхолики отличаются деликатностью, тактичностью, мягкостью, чуткостью и отзывчивостью. Это и понятно: кто сам раним, тот тоньше чувствует боль, которую причиняет другим людям.
Какова оптимальная стратегия при взаимодействии с людьми разного темперамента? Холерика надо так загрузить, чтобы у него не было ни минуты покоя, иначе он свою активность направит на вас или коллектив и взорвет его. Сангвиника желательно контролировать и проверять как можно чаще. «Доверяй, но проверяй». Он миляга, все обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова. Флегматика — не торопи. Он не переносит дефицита времени. От одной мысли о жестких сроках он так устает, что вообще перестает работать. Меланхолику — не навреди: он сверхчувствителен, очень обидчив и раним.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля, не предопределяя результативность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными, и требуется дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями. В провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредственно вслед за раздражителем. Он дает вспышку в виде аффекта, гнева, даже при однократном травмирующем воздействии. В отличие от этого, у флегматика необходим процесс накопления раздражения и суммарный результат должен преодолеть значительное торможение, прежде чем начнется разряд. Поэтому вспышка может быть существенно отодвинута от провокации. Взаимодействуя в экстремальных условиях, меланхолики и флегматики эту задержку значительно увеличивают и, тем самым, еще больше запаздывают с ответным действием или репликой на поступок партнера. Тогда ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики, что весьма затрудняет общение и взаимное понимание, поскольку первые реплики по непонятным для собеседников причинам остались без ответа.
Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, богатых стимулами, требующих от них меньших физиологических затрат, то есть более комфортных и по психологическим и по физиологическим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия связана со снижением возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции. Такая предпочтительность проявляется в выборе соответствующей формы деятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают холерики и сангвиники. Вместе с тем в группе людей, выбравших профессию с высокой эмоциональной нагрузкой (адвокаты), наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как в группе лиц, деятельность которых не связана с каким-либо социальным риском (библиотекари), численно доминируют люди высокореактивные /13/.
Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы действий строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Жесткая регламентация приводит их к быстрому утомлению. Поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нервной системы, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с разными темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других — обобщенные и содержащие минимальное число вспомогательных указаний.
Лица с разным темпераментом в экстремальных ситуациях ведут себя специфически. Меланхолики — свою быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха и разумной организацией труда. При этом присущую им отвлекаемость внимания, недостаточную сосредоточенность — преодолевают учащением текущего контроля и тщательной проверкой работы после ее выполнения.
В рабочем взаимодействии с холериком опасно обнаруживать резкость или несдержанность, так как они могут вызвать резко отрицательную реакцию и даже эмоциональный взрыв. В то же время любой проступок его должен быть спокойно, но требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему допустимо отрицательную оценку применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. В противном случае достаточно быстро ему станет скучно и он переключится на что-нибудь другое. Большая, требующая продолжительных усилий задача морально трудна для него и решается значительно успешнее, когда представляется как последовательность отдельных успехов и достижений.
Флегматика нужно, без излишней поспешности, вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он втягивается и крепко привязывается к задаче. Поэтому его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Когда же это необходимо, то лучше новую представить как продолжение или развитие старой. Флегматики долго продолжают думать над поставленным вопросом и нередко дают сначала неполный ответ с последующим дополнением — после некоторой паузы.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики изучения темперамента
Цель эксперимента: провести диагностику экстра-, интроверсии и нейротизма; определить темперамент у детей школьного возраста.
В эксперименте приняли участие дети школьного возраста (10 человек) СОШ № 7 г. Биробиджана.
При проведении исследования нами были использованы следующие методики: Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма; определение темперамента тест «Формула темперамента» (А.Белов)
Методика 1. Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма (Приложение Б).
Опросник содержит 57 вопросов, предназначен для диагностики по определению экстра-, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. После подсчитывания ответов по методике мы определяем по «Шкале лжи» на сколько правдиво отвечает испытуемый, если меньше 5 баллов, определяем уровень экстраверсии и уровень невротизма этого ребенка. Строим график (Приложение Б), определяем к какому типу эмоциональной устойчивости он относится.
Методика 2. Тест «Формула темперамента» (А.Белов).
Цель – узнать на сколько процентов тестируемый относится к каждому типу темперамента. (Приложение В).
В тесте содержится 80 пунктов, разбитых на «паспорт» темперамента (по 20 пунктов). Нужно проставить знак «+» около тех качеств которые присущи тестируемым. По формуле вычисляем на сколько процентов какого типа темперамента преобладает у человека.
2.2 Результаты изучения темперамента у детей школьного возраста
Методика 1. Опросник Айзенка по определению экстра-, интроверсии и нейротизма (Приложение Б).
Цель методики – опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 75 вопросов, на который испытуемый должен ответить «да» либо «нет». Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Результаты методики даны в таблице 1.
Таблица 1
№ | Ф.И. | Шкала лжи | Экстраверсия | Невро-тизм | Сангвиник экстраверт | Холерик экстраверт | Флегматик интроверт | Меланхолик интроверт |
1 | Л Е | 4 | 14 | 7 | + |
|
|
|
2 | К В | 4 | 14 | 9 |
| + |
|
|
3 | К А | 4 | 11 | 11 |
| + |
|
|
4 | Л Л | 1 | 11 | 19 |
| + |
|
|
5 | О В | 3 | 14 | 19 |
| + |
|
|
6 | П Я | 8 |
|
|
|
|
|
|
7 | Т А | 6 |
|
|
|
|
|
|
8 | Ф Д | 3 | 16 | 12 |
| + |
|
|
9 | О Ю | 1 | 16 | 8 | + |
|
|
|
10 | А В | 2 | 18 | 9 | + |
|
|
|