Типы темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Содержание

Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29

30
34
35
37
38
43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)


 

АННОТАЦИЯ

 

Работа  49 с.,  21 источник литературы, 3 приложения.

 

Физические и психические свойства личности, общение, трудовая деятельность.

 

Данная курсовая работа посвящена изучению типов темперамента, как психологического процесса. В первой главе рассматривается темперамент в деятельности; прослеживается взаимосвязь с другими свойствами личности.

Вторая глава посвящена экспериментальному изучению типов темперамента с помощью методик.

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.

Объектом исследования являются дети школьного возраста.

Предмет исследования типы темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Историко-психологический анализ

1.1 Эволюция представления о темпераменте

1.2 Темперамент в общении

1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

1.4 Темперамент и деятельность

2. Экспериментальное изучение типов темперамента

2.1 Методики изучения темперамента

2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного

возраста

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента

Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента

Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

4

6

6

14

16

21

29

29

 

30

34

35

37

38

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость свя­зана как с особенностями биологического и физиологическо­го строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологичес­ки обусловленным подструктурам личности относятся темпера­мент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким, образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Важнейший фактор, определяющий темперамент, — характе­ристики нервной системы. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от на­следственных свойств нервной системы. Социальная среда оказы­вает существенное влияние, как на скорость развития темперамен­та, так и на способы его проявления личностью. Например, в пос­ледние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось: акселерация привела к раннему становле­нию темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительно­сти обучения, что задержало его включение в значимые социаль­ные контакты. Опережение физиологического становления и задержка социального обуславливают специфику проявления тем­перамента в наше время. Он и обнаруживает себя по-другому, и временная динамика сдвинута.

Человек вступает в мир как индивид, наделенный определен­ными природными свойствами и задатками, которые в дальней­шем разовьются в определенные способности. Поэтому после рассмотрения свойств темперамента обратимся к влиянию спо­собностей и их структуры на развитие личности. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические ас­пекты поведения, преимущественно врожденного характера. Осо­бенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положитель­ные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной дея­тельности.

 

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.

Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.

Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Гипотеза данного исследования – люди обладают разными типами темперамента.

Цель, объект, предмет исследования, гипотеза определили следующие задачи

Задачи: Изучить, что такое темперамент, проследить взаимосвязь с другими свойствами личности, индивидуальный стиль деятельности. Экспериментально исследовать типы темперамента.

Для проведения исследования использовались следующие методы: анализ психологической литературы, наблюдение, тестирование.

Для обследования темперамента мы взяли детей школьного возраста, т.к. определив темперамент ученика можно использовать его в той направленности в какой он будет иметь успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

1.1 Эволюция представлений о темпераменте

Издавна делались попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей. Многие пы­тались свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих лю­дей, можно заметить сходство в стиле их поведения, в спосо­бах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обоб­щенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глу­бокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были полезными практически, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях /16, 21/. В наше время рассматриваются как основные — это сангви­ник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединенный с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему прият­но. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком по­лагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

Холерик, находясь под влиянием страстей, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, кото­рые быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств — гордость, мстительность, честолюбие — не знают пре­делов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он раз­мышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладно­кровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы прежде его обдумать. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало воз­мущается страданиями других.

Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

С течением времени данные об этих типах темпераментов пополнялись, накапливались и подтверждали их соответствие ре­ально наблюдаемым фактам, но оставались неясными основания подобной классификации. Первые попытки выявить их опирались на наглядно различимые признаки, связанные со строением чело­веческого тела. Этим, вероятно, можно объяснить появление кон­ституциональных теорий темперамента. Наиболее известная из них принадлежит Кречмеру [6], который обобщил наблюдения, на­копленные антропологами и психиатрами. Согласно его концеп­ции, между конституцией человека и свойствами темперамента существует прямая связь.

Вслед за Галеном Кречмер тоже выделил четыре типа, но конституциональных. Он дал им следующие описания. Астеник — человек с высоким ростом, хрупким телосложением, уменьшенны­ми поперечными размерами, плоской грудной клеткой, вытяну­тым лицом, длинным и тонким носом. У него плечи узкие, ноги длинные и худые. Пикник — человек малого или среднего роста, с богатой жировой тканью, он тучен, с мягкими чертами лица, вы­пуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее. Атлетик — человек с высоким или средним ростом, пропорциональным крепким телосложением, хорошей мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями. И, наконец, дипластик — человек, плохо сформированный, с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения Кречмер определенным об­разом соотнес разновидности темперамента, для которых предло­жил свои названия — шизотимик, иксотимик и циклотимик. Асте­ническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, сдержан, бережлив, умерен, пассивен и самовнушаем, склонен к колебани­ям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Шизотимик способен к распре­делению внимания в пространстве — с легкостью может одновременно читать, слушать и что-то вспоминать. При этом кажется, что он полностью отрешен. Среди шизотимиков Кречмером выде­лены «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, хо­лодные властные натуры, эгоисты и сухари безвольные».

Атлетическое телосложение имеет иксотимик. Это спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, он отличается невысокой гибкостью мышления, трудно приспо­сабливается к перемене обстановки, мелочен. Такой человек имеет обычно высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и рис­ку. Он широкий, выглядит грубовато и набит мускулами. Большие руки и ноги, грудь и живот твердые, грудь больше живота. Дышать ему легче, чем есть. Лицо костистое, плечи широкие, подбородок квад­ратный. Кожа толстая, шероховатая, упругая, легко загорает. Лысеет со лба. Это люди действия, они любят выкладываться, драться. Они смелы и бесцеремонны. Любят подчинять себе других.

Пикническое телосложение имеет циклотимик. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Пикник общителен, любит комфорт и не дурак поесть. У циклотимика внимание легче рас­пределяется во времени и с большим трудом в пространстве. Он отвлекаем, хорошо переключается, но к одновременной разнопла­новой деятельности не способен. В каждый момент — что-то одно. Его внутреннее поле сознания — узкое, но подвижное. Среди циклотимиков Кречмером выделены «веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики». Циклотимик скорее толстый, чем широкий и длинный, он округлый и мягкий, с большой грудной клеткой, но с еще большим животом. Есть ему удобнее, чем дышать. Широкое лицо, короткая толстая шея, маленькие ладони и ступни, объемис­тые бедра и руки от локтя до плеча, кожа мягкая гладкая, лысеет с макушки. Он часто подшучивает над собой, но не терпит, когда над ним шутят другие.

Хотя в конституциональном подходе и отразились реально существующие связи между внешним обликом человека и его психи­ческими особенностями, тем не менее этот подход не позволил вскрыть глубинные основания, объясняющие группирование оп­ределенных психических и физических свойств человека в один узел — тип темперамента. В наше время периодически возникают попытки объяснения свойств темперамента различными осо­бенностями обменных процессов.

Если Гален связывал темперамент человека с особенностями его обменных процессов, а Кречмер — со строением тела, то И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы /9/. Он выделял следующие четыре типа нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный; силь­ный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый (Приложение А). Каждый тип включал компоненты, которым он дал содержательную характеристику.

Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособ­ности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционально­го тонуса. Не реагирует на слабые воздействия, мало раним. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия.

Уравновешенный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказы­вается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Он без труда переходит от покоя к деятельности и от одной дея­тельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Обладает способностью к мгновенному запоминанию, ус­коренному темпу действий и речи.

Информация о работе Типы темперамента