Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.
Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29
30
34
35
37
38
43
АННОТАЦИЯ
Работа 49 с., 21 источник литературы, 3 приложения.
Физические и психические свойства личности, общение, трудовая деятельность.
Данная курсовая работа посвящена изучению типов темперамента, как психологического процесса. В первой главе рассматривается темперамент в деятельности; прослеживается взаимосвязь с другими свойствами личности.
Вторая глава посвящена экспериментальному изучению типов темперамента с помощью методик.
Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования типы темперамента.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Историко-психологический анализ 1.1 Эволюция представления о темпераменте 1.2 Темперамент в общении 1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности 1.4 Темперамент и деятельность 2. Экспериментальное изучение типов темперамента 2.1 Методики изучения темперамента 2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного возраста Заключение Библиографический список Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов) | 4 6 6 14 16 21 29 29
30 34 35 37 38 43 |
ВВЕДЕНИЕ
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким, образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Важнейший фактор, определяющий темперамент, — характеристики нервной системы. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось: акселерация привела к раннему становлению темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало его включение в значимые социальные контакты. Опережение физиологического становления и задержка социального обуславливают специфику проявления темперамента в наше время. Он и обнаруживает себя по-другому, и временная динамика сдвинута.
Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Поэтому после рассмотрения свойств темперамента обратимся к влиянию способностей и их структуры на развитие личности. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности.
Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.
Гипотеза данного исследования – люди обладают разными типами темперамента.
Цель, объект, предмет исследования, гипотеза определили следующие задачи
Задачи: Изучить, что такое темперамент, проследить взаимосвязь с другими свойствами личности, индивидуальный стиль деятельности. Экспериментально исследовать типы темперамента.
Для проведения исследования использовались следующие методы: анализ психологической литературы, наблюдение, тестирование.
Для обследования темперамента мы взяли детей школьного возраста, т.к. определив темперамент ученика можно использовать его в той направленности в какой он будет иметь успех.
1. ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1 Эволюция представлений о темпераменте
Издавна делались попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей. Многие пытались свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих людей, можно заметить сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глубокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были полезными практически, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях /16, 21/. В наше время рассматриваются как основные — это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединенный с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
Холерик, находясь под влиянием страстей, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств — гордость, мстительность, честолюбие — не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы прежде его обдумать. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.
Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
С течением времени данные об этих типах темпераментов пополнялись, накапливались и подтверждали их соответствие реально наблюдаемым фактам, но оставались неясными основания подобной классификации. Первые попытки выявить их опирались на наглядно различимые признаки, связанные со строением человеческого тела. Этим, вероятно, можно объяснить появление конституциональных теорий темперамента. Наиболее известная из них принадлежит Кречмеру [6], который обобщил наблюдения, накопленные антропологами и психиатрами. Согласно его концепции, между конституцией человека и свойствами темперамента существует прямая связь.
Вслед за Галеном Кречмер тоже выделил четыре типа, но конституциональных. Он дал им следующие описания. Астеник — человек с высоким ростом, хрупким телосложением, уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинным и тонким носом. У него плечи узкие, ноги длинные и худые. Пикник — человек малого или среднего роста, с богатой жировой тканью, он тучен, с мягкими чертами лица, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее. Атлетик — человек с высоким или средним ростом, пропорциональным крепким телосложением, хорошей мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями. И, наконец, дипластик — человек, плохо сформированный, с неправильным телосложением.
С выделенными типами строения Кречмер определенным образом соотнес разновидности темперамента, для которых предложил свои названия — шизотимик, иксотимик и циклотимик. Астеническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, сдержан, бережлив, умерен, пассивен и самовнушаем, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Шизотимик способен к распределению внимания в пространстве — с легкостью может одновременно читать, слушать и что-то вспоминать. При этом кажется, что он полностью отрешен. Среди шизотимиков Кречмером выделены «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры, эгоисты и сухари безвольные».
Атлетическое телосложение имеет иксотимик. Это спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, он отличается невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен. Такой человек имеет обычно высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску. Он широкий, выглядит грубовато и набит мускулами. Большие руки и ноги, грудь и живот твердые, грудь больше живота. Дышать ему легче, чем есть. Лицо костистое, плечи широкие, подбородок квадратный. Кожа толстая, шероховатая, упругая, легко загорает. Лысеет со лба. Это люди действия, они любят выкладываться, драться. Они смелы и бесцеремонны. Любят подчинять себе других.
Пикническое телосложение имеет циклотимик. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Пикник общителен, любит комфорт и не дурак поесть. У циклотимика внимание легче распределяется во времени и с большим трудом в пространстве. Он отвлекаем, хорошо переключается, но к одновременной разноплановой деятельности не способен. В каждый момент — что-то одно. Его внутреннее поле сознания — узкое, но подвижное. Среди циклотимиков Кречмером выделены «веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики». Циклотимик скорее толстый, чем широкий и длинный, он округлый и мягкий, с большой грудной клеткой, но с еще большим животом. Есть ему удобнее, чем дышать. Широкое лицо, короткая толстая шея, маленькие ладони и ступни, объемистые бедра и руки от локтя до плеча, кожа мягкая гладкая, лысеет с макушки. Он часто подшучивает над собой, но не терпит, когда над ним шутят другие.
Хотя в конституциональном подходе и отразились реально существующие связи между внешним обликом человека и его психическими особенностями, тем не менее этот подход не позволил вскрыть глубинные основания, объясняющие группирование определенных психических и физических свойств человека в один узел — тип темперамента. В наше время периодически возникают попытки объяснения свойств темперамента различными особенностями обменных процессов.
Если Гален связывал темперамент человека с особенностями его обменных процессов, а Кречмер — со строением тела, то И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы /9/. Он выделял следующие четыре типа нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый (Приложение А). Каждый тип включал компоненты, которым он дал содержательную характеристику.
Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия, мало раним. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия.
Уравновешенный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Он без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Обладает способностью к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.