Типы темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Содержание

Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29

30
34
35
37
38
43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

При первом типе нервной системы (сильной, уравновешенной, подвижной) человек обладает всеми перечисленными качест­вами — это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами, сангвиник.

При втором типе нервной системы (сильной, неуравнове­шенной) — человек работоспособен, готов к быстрой реакции, но его «лихорадит», ему трудно бороться с собой. Люди неуравно­вешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдер­живать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражи­тельность и агрессивность. Легко видеть, что представитель этого типа — холерик.

Человек с третьим типом нервной системы (сильный, уравновешенный, инертный) обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем» и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Для него затруднено вклю­чение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и не сильно. Лица с инерт­ным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и труд­но и замедленно приспосабливаются к новым условиям. Это флег­матики.

Для человека четвертого — слабого — типа нервной системы характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несуществен­ных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напря­жений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугли­вы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Их воображение вечно занято картинами болез­ней, войны, бури, мрака, ужаса, разрушения. Люди со слабой нерв­ной системой легко ориентируются в мире нюансов, тонких пере­ходов, но плохо переносят стрессы. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности — это меланхолики.

Выделив и описав четыре типа нервной системы, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав вы­сокую корреляцию между ними. На этом основании он утверж­дал, что именно свойства нервной системы и определяют описан­ные темпераменты.

И. П. Павлов отчетливо понимал, что описанные им типы нервной системы — не реальные портреты, поскольку ни один конкретный че­ловек не обладает всеми признаками того или иного типа. Вместе с тем павловская концепция связи типов темперамента с типами нерв­ной системы явилась серьезным шагом на пути изучения оснований классификации темпераментов, так как она направила внимание ис­следователей к дальнейшей детализации проблемы — соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темпера­мента.

В последние годы к основным составляющим темперамента от­носят дополнительно две характеристики — энергетический уро­вень и временные параметры /13/. Первая описывается через ак­тивность и реактивность, вторая — через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем сла­бее раздражитель, способный вызвать реакцию. Она показывает возможное разнообразие реакций на одинаковые стимулы: высо­кореактивные — сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных и часто повторяющихся раз­дражителей. Соотношение реактивности и активности показыва­ет, что сильнее воздействует на человека — случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоянные и долгосрочные цели.

Согласно концепции Стреляу /13/, активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной ак­тивностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становит­ся для них чрезмерной. Низкореактивные — более активны. Реа­гируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддер­живать большую интенсивность действий, так как их физиологи­ческие процессы скорее подавляют стимуляцию. Таким образом, для высокореактивных людей, при прочих равных условиях, всег­да больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности, вызывающие реакцию страха.

Принимая во внимание накапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темпера­мента нужно учитывать также и индивидуальную склонность реа­гировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмо­ций. Как показали исследования, человек со слабым типом нерв­ной системы (меланхолик) особо склонен к реакции страха; с сильным (холерик) — к гневу и ярости, сангвиник — к положи­тельным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмо­циональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сан­гвинику, тяготеет к эмоциям положительным. Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с боль­шим возбуждением откликается на все, привлекающее его внима­ние. У него живая мимика и выразительные движения. По незна­чительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт мо­жет его сильно рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых зву­ков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью, он проявляет себя как человек очень энергичный и работоспособ­ный. Он активно принимается за новое дело и может долго рабо­тать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внима­ние, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявле­ния своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быст­рое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляет­ся в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переклю­чается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликает­ся на внешние впечатления, чем на субъективные образы и пред­ставления о прошлом и будущем. Среди сангвиников существенно больше экстравертов, чем интровертов.

Холерик. Как и сангвиник, он отличается малой чувствитель­ностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реак­тивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инер­тен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в пе­реключении внимания. Он скорее экстраверт чем интраверт.

Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставать­ся невозмутимым. При больших неприятностях остается спокой­ным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом пере­ключает внимание, замедленно приспосабливается к новой обста­новке и перестраивает навыки и привычки. При этом он упорен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, само­обладанием. Как правило, он трудно сходится в новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и ма­лой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вы­звать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствите­лен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, дви­жения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая труд­ность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большин­ство — интроверты.

Сравнивая представителей разных темпераментов по одной из характеристик, можно отметить, что меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, а сангвини­ков и флегматиков — устойчивость и мажорность мироощущения. Кроме меры устойчивости и знака, эмоции их различаются и бо­лее детально.

Холерики отличаются эмоциональной взрывчатостью, Сангви­ники — эмоциональной живостью (подвижностью), Флегматики — эмоциональной медлительностью, Меланхолики — эмоциональной чуткостью (низкими порогами). Состояние неопределенности, со­путствующее драматическому мироощущению, больше всего угне­тает холериков и меланхоликов, а флегматики и сангвиники пере­носят его легче, что упрощает для них творческий процесс.

1.2 Темперамент в общении

Обратимся к такому важному аспекту проблемы, как взаимо­связь темперамента и общения. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиники быстро устанавливают социальный контакт. Они совершенно не способны долго предаваться мрачным мыслям и страху из-за дурных предзнаменований. Цветы и сияние солнца, весенние грезы и радужные надежды — вот содержание их вооб­ражения. Поэтому они почти всегда инициаторы в общении. Ког­да надо установить тесные неформальные контакты с новыми людьми, сангвиник делает это с интересом и удовольствием, легко включается в компании и способен даже занять в них лидерскую позицию. В то же время вынужденный к изоляции, лишенный ши­рокого круга контактов да еще обреченный на безделье, он спосо­бен на бурную аффективную реакцию.

Сангвиник необыкновенно быстро реагирует на окружение, не­медленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека. В компании незнакомых людей он чувствует себя как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбужда­ет, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоян­ны. Если у него наступает крах карьеры, то чаще всего причины кроются в его неумении предвидеть отдаленные последствия сво­их действий, чрезмерно радужных надеждах, неразборчивости в выборе знакомств и склонности к авантюрам. Он лучший так­тик, чем стратег. Однако при неудачах он не отчаивается, а ищет новое поприще для применения своей кипучей энергии.

Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно. Попав в новое окружение, он, скорее всего, замкнется в себе, отгородится от других и, оказавшись неспособным интуи­тивно вчувствоваться в новую атмосферу, предпочтет одиночество. Зато в обстановке вынужденного, даже существенного ограниче­ния социальных контактов переносит эти условия достаточно стойко, погружаясь во внутренний мир размышлений и фантазий. Он стра­тег лучший, чем тактик, так как ему не хватает лабильности.

Свои чувства он проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоя­нен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он скло­нен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется. Однако это происходит без молниеносных метамор­фоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. (У холериков и сан­гвиников, напротив, любовь дебютирует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.) Скеп­тическая натура флегматика требует обычно больших доказа­тельств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. Флег­матики так уравновешенны, что общающимся с ними кажутся по­рой равнодушными. Поэтому желательно научить их, чего ждут от них окружающие, какие приняты формы поведения. С этой целью полезно поручать им оказание поддержки другим людям и при этом похвалой направлять их реакции в нужное русло.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприяти­ем отношения к себе окружающих людей. Однако нельзя забы­вать о их чрезмерной чувствительности к эмоциональному отвер­жению со стороны значимых лиц и постоянной потребности в со­переживании. Поэтому у них часто сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и даже робость в контактах, непонятные окружающим пережи­вания, обусловленные комплексом собственной неполноценности, а также убежденностью в своей неспособности нести бремя за себя, не то, что за других.

Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником постоянного раздражения. Особенно ярко проявляется это в напряженных си­туациях. Тогда холерик, воспринимавшийся ранее как живчик, об­наруживает «внезапно» свою агрессивность, флегматик, обычно терпимо замедленный, рассматривается как тупица, подвижность сангвиника выступает как легкомысленность, а душевная слабость меланхолика как психопатия. Все эти перемены побуждают окружающих к изменению стратегии взаимодействия: буйного холери­ка начинают наказывать, над жалким меланхоликом иронизиру­ют, безуспешно взывают к серьезности «поверхностного» сангви­ника. Совершенно очевидно, что подобные перемены отношений и непродуктивны и «чревоваты» последствиями.

Например — темперамент ребенка отличен от темперамента матери. Мать — яркого сангвинического темперамента: быстрая, подвижная, экспрессивная, а дочь — флег­матик. Весьма вероятно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка. Ежечасно и совершенно бесполезно нервируя дочь, она не отдает себе отчета в том, что та унаследовала темперамент отца, у которого эти же качества она воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Итак, врожденные особенности темперамента проявляются у чело­века в таких психических процессах, которые зависят от воспита­ния, от социальной среды и от способности управлять своим пове­дением.

1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента пока­зывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде всего с характером. Под характером понимается совокуп­ность устойчивых индивидуальных особенностей личности, склады­вающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловли­вая типичные для человека способы поведения.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент из­начально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрез­вычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это по­зволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей сте­пени соответствуют его природным качествам, природному даро­ванию.

Информация о работе Типы темперамента