Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.
Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29
30
34
35
37
38
43
Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой /1/.
Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для развития обнаруженных в детском возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки /17/: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; способность не сводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.
Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.
К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента /15, с. 111/. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов либо различные комбинации этих типов темперамента.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это не осознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. Когда говорят о внутренних причинах, то имеют в виду психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т. п.) и мотивацию называют диспозиционной. Когда говорят о внешних причинах, то имеют в виду внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуационные стимулы) и мотивацию называют ситуационной.
О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера, описанного Я. Стреляу в его книге «Роль темперамента в психическом развитии» /15, с. 149/: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории.
Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».
Из этого примера можно заключить, что свойства темперамента ученика, выявленные на уроках истории, являются типичными для высокореактивных индивидов. Такое несоответствие в особенностях поведения ученика на уроках математики и истории Я. Стреляу назвал «маскировкой» свойств темперамента. Однако здесь следует говорить скорее всего не о «маскировке», а о мотивации ученика. Мотивационная сфера его целиком направлена на развитие специальных (математических) способностей. Этот предмет является для него самым любимым. Он мечтает в будущем овладеть профессией, требующей математических знаний.
Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, Мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных
или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.
1.4 Темперамент и деятельность
Темперамент — это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Следовательно, характер реакции на ситуацию может определяться как влиянием отличий нервной системы, так и явиться результатом обучения и профессионального опыта. Поэтому так важен профессиональный отбор и профориентация, то есть изыскание для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Например, при уточнении специализации на старших курсах института полезно принять во внимание темперамент и ориентировать на организаторскую работу — сангвиника, на конструкторскую — флегматика, в прокуратуру или милицию — холерика, а для работы юрисконсультом или нотариусом — флегматика или меланхолика.
При подборе сотрудников полезно иметь в виду, что сангвиники практичны, легко и быстро адаптируются. Они покладисты и оптимистичны, проявляют достаточную выдержку, любят точность и объективность. Сангвиники — смелые и находчивые, способные не впадать в панику и не терять самообладания в критических ситуациях. Однако их впечатлительность, подвижность может приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности, поспешности.
Флегматики предпочитают работать не в группе, а независимо. Они неразговорчивы и сводят беседу к выяснению главного. Обычно они весьма правдивы, солгать могут лишь в исключительных случаях. В работе они спокойны, не отвлекаются, но трудно переключаются, долго привыкают к новой работе, любят порядок и выполняют ее спокойно и методично. Убедить флегматика эмоциями невозможно, он воспринимает только доводы. Особенно выигрывают достоинства флегматиков на стадии проектирования и подготовительной работы.
Из холерика вряд ли получится марафонец, но в спринтерских формах деятельности холерики часто добиваются заметных результатов. В то же время в стрессовых ситуациях холерик обнаруживает слабый самоконтроль. Зато холерику необходимо меньше времени для полноценного отдыха. Ему достаточно 6—7 часов сна, тогда как флегматику — 8—9 часов. Если меланхолик в обстановке опасности стремится в безопасное место, то холерик — кидается на врага.
В ситуации, когда выбирают на руководящую должность специалиста среди трех лиц с различными темпераментами — холерическим, флегматическим и сангвиническим (при условии, что другие их качества равноценны), то следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышено возбудим, а для руководителя это не оптимальный способ воздействия. Флегматик — упорный, ровный с людьми, но медленно переключающийся, малоподвижный, его лучше использовать в самостоятельной, независимой от общения работе — исследовательской, конструкторской. Из этого рассуждения следует, что на роль руководителя подходит больше сангвиник.
Каждый темперамент имеет свои преимущества. Так, холерики и сангвиники подвижны и импульсивны и поэтому более эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов. Однако работают они рывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно, аккуратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют. Особенности поведения представителя каждого темперамента в профессиональной сфере удобно проиллюстрировать на работе И. Деммер, представившего типы программистов следующим образом.
Флегматик. Девиз: «Лучшее — враг хорошего!» Он не волнуется, если за неделю до окончания проекта выяснится, что можно было бы все сделать иначе и это было бы лучше. Он знает, что хорошо закончить важнее, чем хорошо начать.
Сангвиник. Мечется от здоровой неудовлетворенности. Терзается несовершенством своих программ и не спит от этих страданий. Отличается кипучей активностью и хроническим недосыпанием.
Холерик. Ничем не доволен. Одержим стремлением к полному совершенству, прогрессивности и полноте всего. Переделывает уже переделанное и не доделывает недоделанное. Сомнения в его работе рассматривает как наглость, а на вопрос, когда будет закончена работа, впадает в обморочное состояние.
Флегматик обычно любим своими шефами. Работает надежно, добросовестно, непогрешимо. Большинство шефов понимают, что в сангвинике есть искра божия, однако около него необходим рой помощников. Если его не свалит инфаркт, то, тем не менее, он всегда готов для направления в неврологическое отделение клиники.
Для правильного профессионального отбора важно иметь в виду, что скорость реакции зависит от темперамента. Конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием специального обучения и профессионального опыта. Для каждого время течет по-своему, и диапазон возможной скорости реакции необходимо учитывать для достижения желаемой точности в работе. Для холерика этот диапазон: 0,7-,8 сек, для меланхолика — 0,9-1 сек, для флегматика — 1,0-1,1 сек. Поэтому неудивительно, что темперамент определяет восприятие времени. Сангвиники и холерики недооценивают время — не спешат и не торопятся. Наиболее точно оценивают время меланхолики. В то же время высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами темперамента.
Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слабо развитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуальных упражнений. С целью повышения эффективности профессионального отбора разработаны специальные тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции.