Типы темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение принадлежности детей школьного возраста, к каким либо типам темперамента.
Объектом нашего исследования являются дети школьного возраста.
Предмет исследования - типы темперамента у детей.

Содержание

Введение
1. Историко-психологический анализ
1.1 Эволюция представления о темпераменте
1.2 Темперамент в общении
1.3 Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
1.4 Темперамент и деятельность
2. Экспериментальное изучение типов темперамента
2.1 Методики изучения темперамента
2.2 Результаты изучения типов темперамента у детей школьного
возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента
Приложение Б. Опросник Айзенка по определению темперамента
Приложение В. Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
4
6
6
14
16
21
29
29

30
34
35
37
38
43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Наряду с характером определенная связь темперамента сущест­вует и с другими свойствами личности, такими как способности, на­правленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленны­ми и сложными взаимодействиями между наследственностью инди­вида и его средой /1/.

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в форми­ровании способностей большую роль играют задатки, система воспи­тания, сенситивный возраст (если этот возраст правильно, целесооб­разно использовать для развития обнаруженных в детском возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования про­блем способностей, так определил основные их признаки /17/: индивидуально-психологические особенности, отличающие одно­го человека от другого; не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; способность не сводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Исходя из данных признаков, дается следующее определение спо­собностей. Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и способности к об­щению. Под общими способностями понимается система индивиду­ально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления раз­личных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в ка­кой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сцени­ческой, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социаль­но-психологической адаптации, т. е. активное приспособление инди­вида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента /15, с. 111/. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных свя­зей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с вы­соким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхо­ликов либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельно­стью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склон­ностями человека к той или иной деятельности.

Направленность лич­ности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих си­туаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответ­ствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознан­ные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это не осознаваемая личностью го­товность действовать определенным образом, обеспечивая устойчи­вый целенаправленный характер протекания деятельности. Прояв­ляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации (Д. Н. Уз­надзе, А. С. Прангишвили).

Мотивация — это побуждения, вызы­вающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокуп­ностью внутренних и внешних причин психологического характера. Когда говорят о внутренних причинах, то имеют в виду психологиче­ские свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, наме­рения, желания, интересы и т. п.) и мотивацию называют диспозиционной. Когда говорят о внешних причинах, то имеют в виду внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуа­ционные стимулы) и мотивацию называют ситуационной.

О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляет­ся в учебной деятельности, можно судить из следующего примера, описанного Я. Стреляу в его книге «Роль темперамента в психиче­ском развитии» /15, с. 149/: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории.

Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, бы­стро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного вре­мени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует при­знать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предме­те, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно от­влекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результа­тов, как по математике».

Из этого примера можно заключить, что свойства темперамента ученика, выявленные на уроках истории, являются типичными для высокореактивных индивидов. Такое несоответствие в особенностях поведения ученика на уроках математики и истории Я. Стреляу на­звал «маскировкой» свойств темперамента. Однако здесь следует го­ворить скорее всего не о «маскировке», а о мотивации ученика. Моти­вационная сфера его целиком направлена на развитие специальных (математических) способностей. Этот предмет является для него са­мым любимым. Он мечтает в будущем овладеть профессией, требую­щей математических знаний.

Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться ус­пехов или избегать неудач.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах дея­тельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории люди, мотивированные на успех, ставят перед собой це­ли, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей дея­тельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одоб­рение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредото­ченность внимания на достижении поставленных целей. Совершен­но иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, Мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не ис­пытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны вре­менные неудачи.

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на до­стижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реали­стический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных
или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.

1.4 Темперамент и деятельность

Темперамент — это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Следовательно, характер реакции на ситуацию может определяться как влиянием отличий нервной системы, так и явиться результатом обучения и профессионального опыта. Поэ­тому так важен профессиональный отбор и профориентация, то есть изыскание для каждого человека такой трудовой деятельнос­ти, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Например, при уточнении специализации на старших курсах института полезно принять во внимание темперамент и ориентировать на органи­заторскую работу — сангвиника, на конструкторскую — флег­матика, в прокуратуру или милицию — холерика, а для рабо­ты юрисконсультом или нотариусом — флегматика или мелан­холика.

При подборе сотрудников полезно иметь в виду, что сангвини­ки практичны, легко и быстро адаптируются. Они покладисты и оптимистичны, проявляют достаточную выдержку, любят точ­ность и объективность. Сангвиники — смелые и находчивые, спо­собные не впадать в панику и не терять самообладания в крити­ческих ситуациях. Однако их впечатлительность, подвижность мо­жет приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности, поспешности.

Флегматики предпочитают работать не в группе, а независи­мо. Они неразговорчивы и сводят беседу к выяснению главного. Обычно они весьма правдивы, солгать могут лишь в исключитель­ных случаях. В работе они спокойны, не отвлекаются, но трудно переключаются, долго привыкают к новой работе, любят порядок и выполняют ее спокойно и методично. Убедить флегматика эмо­циями невозможно, он воспринимает только доводы. Особенно вы­игрывают достоинства флегматиков на стадии проектирования и подготовительной работы.

Из холерика вряд ли получится марафонец, но в спринтерских формах деятельности холерики часто добиваются заметных ре­зультатов. В то же время в стрессовых ситуациях холерик обнару­живает слабый самоконтроль. Зато холерику необходимо меньше времени для полноценного отдыха. Ему достаточно 6—7 часов сна, тогда как флегматику — 8—9 часов. Если меланхолик в обстанов­ке опасности стремится в безопасное место, то холерик — кидает­ся на врага.

В ситуации, когда выбирают на руководящую должность спе­циалиста среди трех лиц с различными темпераментами — холе­рическим, флегматическим и сангвиническим (при условии, что другие их качества равноценны), то следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышено возбудим, а для руководителя это не оптимальный способ воздействия. Флегматик — упорный, ровный с людьми, но медленно переклю­чающийся, малоподвижный, его лучше использовать в самостоятельной, независимой от общения работе — исследовательской, конструкторской. Из этого рассуждения следует, что на роль руко­водителя подходит больше сангвиник.

Каждый темперамент имеет свои преимущества. Так, холери­ки и сангвиники подвижны и импульсивны и поэтому более эф­фективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания меж­личностных контактов. Однако работают они рывками, быстро те­ряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно, ак­куратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют. Особенности поведения представителя каждого темперамента в профессиональной сфере удобно проиллюстрировать на работе И. Деммер, представившего типы программистов следующим об­разом.

Флегматик. Девиз: «Лучшее — враг хорошего!» Он не волну­ется, если за неделю до окончания проекта выяснится, что можно было бы все сделать иначе и это было бы лучше. Он знает, что хорошо закончить важнее, чем хорошо начать.

Сангвиник. Мечется от здоровой неудовлетворенности. Терза­ется несовершенством своих программ и не спит от этих страда­ний. Отличается кипучей активностью и хроническим недосыпанием.

Холерик. Ничем не доволен. Одержим стремлением к полному совершенству, прогрессивности и полноте всего. Переделывает уже переделанное и не доделывает недоделанное. Сомнения в его ра­боте рассматривает как наглость, а на вопрос, когда будет закон­чена работа, впадает в обморочное состояние.

Флегматик обычно любим своими шефами. Работает надежно, добросовестно, непогрешимо. Большинство шефов понимают, что в сангвинике есть искра божия, однако около него необходим рой помощников. Если его не свалит инфаркт, то, тем не менее, он всегда готов для направления в неврологическое отделение клиники.

Для правильного профессионального отбора важно иметь в виду, что скорость реакции зависит от темперамента. Конкрет­ная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием специального обучения и профессионального опыта. Для каждого время течет по-своему, и диапазон возможной скорости реакции необходимо учитывать для достижения желаемой точности в работе. Для холерика этот диапазон: 0,7-,8 сек, для меланхо­лика — 0,9-1 сек, для флегматика — 1,0-1,1 сек. Поэтому не­удивительно, что темперамент определяет восприятие времени. Сан­гвиники и холерики недооценивают время — не спешат и не то­ропятся. Наиболее точно оценивают время меланхолики. В то же время высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в ре­зультате тренировки и обучения. Но пределы возможного разви­тия скорости реакции определены врожденными свойствами тем­перамента.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизио­логическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограниче­ны свойствами темперамента. Например, известно, что слабо раз­витое чувство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивиду­альных упражнений. С целью повышения эффективности профессионального отбора разработаны специальные тесты, позволяю­щие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции.

Информация о работе Типы темперамента