Темперамент, его типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:12, реферат

Описание работы

Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненных ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее. Почему?

Древнегреческий ученый Гиппократ, живший в V веке до нашей эры, утверждал, что особенности каждого человека определяются преобладанием и надлежащим смешением жидкостей организма (слизи, желчи, крови). Отсюда и произошел термин «темперамент», в переводе с латинского «tempero» - смешиваю в надлежащем соотношении.

На подлинно научную основу изучение темпераментов дали исследования высшей нервной деятельности животных, проведенное И.П. Павловым и его сотрудниками. Исследования И.П. Павлова являются научно – физиологической основой учения о темпераменте. Только сейчас, изучая высшую нервную деятельность методом условных рефлексов, ученые подвели научный физиологический фундамент под учение о темпераментах.

Содержание

1. Типы высшей нервной деятельности

2. Особенности и воспитание темперамента

3. Типы темперамента

3.1. Холерический

3.2. Сангвинический

3.3. Флегматический

3.4. Меланхолический

4. Темперамент и характер

Заключение

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 42.00 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение 

1.  Типы высшей нервной деятельности

2.  Особенности и воспитание темперамента

3.  Типы темперамента

3.1.  Холерический

3.2.  Сангвинический

3.3.  Флегматический

3.4.  Меланхолический

4. Темперамент и характер

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Пытливый  ум человека уже давно обратил  внимание на то, что люди по-разному  отвечают на одни и те же жизненные  воздействия (раздражители), по-разному  ведут себя в одних и тех  же жизненных ситуациях, в то же время  в поведении разных людей можно  отметить что-то общее. Почему?

     Древнегреческий ученый Гиппократ, живший в V веке до нашей  эры, утверждал, что особенности  каждого человека определяются преобладанием  и надлежащим смешением жидкостей  организма (слизи, желчи, крови). Отсюда и произошел термин  «темперамент», в переводе с латинского «tempero» - смешиваю в надлежащем соотношении.

     На  подлинно научную основу изучение темпераментов  дали исследования высшей нервной деятельности животных, проведенное И.П. Павловым и его сотрудниками. Исследования И.П. Павлова являются научно – физиологической  основой учения о темпераменте. Только сейчас, изучая высшую нервную деятельность методом условных рефлексов, ученые подвели научный физиологический  фундамент под учение о темпераментах. 
 
 
 
 
 
 

1. Типы высшей нервной деятельности.

     Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что  каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так  и тормозные, относительно происходит переделка стереотипа. Другая собака отличается своим спокойствием и  медлительностью; у нее медленно вырабатываются положительные условные рефлексы и относительно легко –  тормозные, переделка динамического  стереотипа нелегко дается собаке этого  типа. Из попытки выяснить причины  этих различий и возникло учение И.П. Павлова о типах  высшей нервной деятельности.

     Тип высшей нервной деятельности по Павлову  – это своеобразный комплекс основных свойств нервных процессов возбуждения  и торможения – силы, равновесия и подвижности.

     Под силой И.П. Павлов понимал работоспособность  нервных клеток, их способность выносить напряжение, не впадая в тормозное  состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит  от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках.

     Сила  нервного процесса характеризуется  адекватной реакцией на сильные раздражители: сильные раздражения у сильной  нервной системы вызывают и сильные  процессы возбуждения. Чем сильнее  нервная система, тем более ярко проявляется данная закономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силы реакции. Время реакции уменьшается при  увеличении силы раздражителя.

     Сильная нервная система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному  действию посторонних раздражителей.

     Слабая  нервная система характеризуется  неспособностью нервных клеток воздерживать длительное и концентрированное  возбуждение или торможение при  действии сильных раздражителей  – нервные клетки переходят в  состояние запредельного торможения.

     Следующим важным свойствами высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных  процессов возбуждения и торможения, то есть пропорциональное соотношение  этих процессов.

     Показатели  преобладания процессов возбуждения  над процессами торможения является быстрое образование условных рефлексов  и медленное угасание ориентированного рефлекса. Показатели преобладания процессов  торможения является медленное образование  условных рефлексов и быстрое  их угасание.

     Равновесие  вытекает из соотношения процессов  возбуждения и торможения по их силе. Если оба нервных процесса примерно одной и той же силы, то они  уравновешивают друг друга. Такая нервная  система называется уравновешенной. Если же один из нервных процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над  другим (торможеним), то такая нервная система будет неуравновешенной.

     Третьим свойством, положенным И.П.Павловым в  определение типа высшей нервной  деятельности, является подвижность (лабильность) основных нервных процессов –  возбуждения и торможения.

     Нервная система человека и животного  постоянно подвергается воздействием окружающей среды, для которой характерны постоянство и изменчивость. Уравновешенность организма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса – возбуждение и торможение – по скорости протекания и быстроте смены поспевают за колебаниями среды.

     Подвижность нервной системы характеризуется  сменностью процессов возбуждения  и торможения, скоростью начала и  прекращения их  ( когда этого требует условия жизни), скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация), скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новых условных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то и ломка их).

     В зависимости от сочетания силы, подвижности  и уравновешенности процессов возбуждения  и торможения образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности.

     По  признаку силы нервных процессов  И.П.Павлов различал сильных и слабых животных. Сильный в свою очередь  он подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медлительными (спокойными). Так была создана классификация типов,  высшей нервной деятельности.

Типы  высшей нервной деятельности

  

Сильный                                                                          Слабый   
 
 

Уравновешенный                   Неуравновешенный

(безудержный)   
 

Подвижный            Спокойный

(лабильный)          (инертный)   

     Слабый  тип. Животные со слабой нервной системой не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Под действием сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов или они разрушаются. Нарушения приводят к заболеванию нервной системы. Слабыми являются процесс торможения и возбуждения, особенно слабыми являются тормозные процессы (только 15-30 секунд нервная система слабых животных может переносить сильные торможения).

     При действии сильных раздражителей  происходит задерживание выработки  условных рефлексов и вообще отмечается низкая способность к их выработке. Одновременно с этим отмечается высокая  чувствительность (то есть низкий порог) на действия посторонних раздражителей.

     Сильный неуравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. В связи с этим у животных сильного неуравновешенного типа быстро образуются положительные условные рефлексы и медленно – тормозные.

     Сильный уравновешенный подвижный  тип. Сильное раздражение вызывает сильное возбуждение. Процессы торможения и возбуждения уравновешены, но быстрота, подвижность, ведут к неустойчивости нервных связей, быстрой сменяемости нервных процессов.

     Сильный уравновешенный спокойный  тип. Нервные процессы отличаются малой подвижностью. Животные внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

     На  основе изучения типов высшей нервной  деятельности животных И.П. Павлов пришёл к выводу о том, что установленные  на собаках типы нервной системы  можно перенести и на человека.

     Но  нельзя думать, что указанные четыре типа нервной деятельности могут  исчерпать всё многообразие форм поведения индивида. И.П. Павлов считал, что эти типы, наиболее частые и  резкие, которые действительность отчётливо  выдвигает, являются основными; между  ними располагаются промежуточные  формы и переходные типы. Среди  людей можно встретить многочисленные вариации основных типов. Павлов считал, что нужно знать эти переходные и промежуточные формы и типы нервной деятельности для того, чтобы  правильно ориентироваться в  человеческом поведении. 

2. Особенности и  воспитание темперамента

     Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы,  знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) – но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

     Установление  типа высшей нервной деятельности людей  связано с большими трудностями. В результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для  педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует  искать не пути изменения нервной  системы учащегося,  (этот процесс протекает очень медленно и пути  его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

     Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти  врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в  результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка  врожденного типа нервной системы.

     Особенности нервной системы человека, развивающиеся  в течение его жизни, называется фенотипом. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

     В связи с изменением типа нервной  системы меняется и темперамент  человека. Под влиянием воспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить положительные  черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные его проявления. Воспитание темперамента неразрывно связано  с формированием волевых черт характера человека. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.

     И.П. Павлов эксперементально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.

     Это дало  основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен.

     Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает  обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти  одного уровня.

     Павлов  приводил примеры, показывающие, что  первоначальная неуравновешенность с  течением времени посредством медленных  и повторных упражнений могла  быть в значительной мере выравнена.

     И.П. Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с  успехом решать любые жизненные  задачи.

     Последующие исследования показали, что подвижность  нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством  нервных процессов.

     3. Типы темперамента

Информация о работе Темперамент, его типы