Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

3. Коммуникативность  как черта характера личности, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем чаще школьники относятся к социальному, артистичному типу личности.

Не менее важны и  организаторские склонности, которые  проявляются в способности к  самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Выявлено, чем выше уровень организаторских склонностей, тем чаще школьники относятся к предприимчивому типу личности. Чем выше уровень коммуникативных и организаторских склонностей, тем чаще школьники выбирают такие типы профессий, как «человек–человек»,  «человек–художественный образ».

Интроверты чаще относятся  к реалистичному и интеллектуальному  типу личности, амбитверты и экстраверты – к социальному и артистичному типу личности. Интроверты чаще выбирают профессии из сферы «человек–знаковая система», а амбиверты и экстраверты – из сфер «человек–человек» и «человек–художественный образ».

5. Математическая обработка  данных подтвердила качественный анализ. Чем выше в юности уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, а также экстраверсии, тем больше они относятся к социальному, предприимчивому и артистичному типам направленности личности. Такие учащиеся чаще выбирают профессии из сфер «человек-человек» и «человек-художественный образ». Школьники с низким уровнем развития коммуникативных, организаторских склонностей, а также интроверсией относятся к реалистическому, интеллектуальному типам направленности личности. Они чаще выбирают профессии из сфер «человек-природа», «человек-техника» и «человек-знаковая система».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Одним из наиболее ответственных  шагов в жизни каждого человека является выбор профессии. От правильности выбранного пути зависит дальнейшая судьба человека. Юность – возраст  самоопределения.

Самостоятельный выбор  профессии - это «второе рождение человека». Это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы как внутреннего, так и внешнего порядка. На мотивы выбора профессии целенаправленное влияние оказывает школа, семья, общественные организации, литература, искусство и многое другое. На наш взгляд фактор, обеспечивающий сбалансированность, выбора профессии и дальнейших перспектив, профессионального становления, выступает учет типа личности юноши (девушки), её направленность.

В психологии тип личности, её направленность рассматривается  как динамическая тенденция (C.JI. Рубинштейн), отношения личности (Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн), ведущий мотив или система мотивов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.М. Никиреев, A.B. Петровский, П.М. Якобсон), ценностные ориентации (М.Е. Каневская), установка (B.C. Мерлин), жизненные цели и целевые программы (Б.И. Додонов), позиция или диспозиция личности (Г.М. Андреева, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Ядов), активность личности (К.А. Абульханова-Славская), система установок, отношений и моральных свойств личности (К.К. Платонов).

Исследуя проблему связи  типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, мы обратились к исследованиям, характеризующим возрастные особенности юности (Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, А.Л. Венгер), эмоциональную направленность личности юношей и девушек (И.В. Дубровина, Б.И. Додонов, Е.И. Семененко, P.M. Шамионов), смыслообразующие компоненты личности в юности (Л.Б. Волынская).

В отечественной психологии теоретической основой для разработки проблемы выбора профессии стали  труды К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна. В юности направленность типа личности выражается в деятельности, мотивируют её: первая влияет только на выбор сферы деятельности и её процессуальные моменты, а вторая определяет, кому или чему эта деятельность посвящается. Именно поэтому важно исследовать тип личности у современных юношей и девушек в период выбора профессии.

ТВажную роль в процессе профессионального самоопределение занимают особенности типа личности. Изучение влияния особенностей типа личности на профессиональное самоопределение в юности позволило сделать следующие выводы: чем выше у в юности уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, а также экстраверсии, тем больше они относятся к социальному, предприимчивому и артистичному типам направленности личности. Такие учащиеся чаще выбирают профессии из сфер «человек-человек» и «человек-художественный образ». Школьники с низким уровнем развития коммуникативных, организаторских склонностей, а также интроверсией относятся к реалистическому, интеллектуальному типам направленности личности. Они чаще выбирают профессии из сфер «человек-природа», «человек-техника» и  «человек-знаковая система».

Отсюда следует, что  гипотеза исследования о том, что  существует тип личности обуславливает выбор профессии в юности, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

список ЛИТЕРАТУРы

 

  1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2003. - Том 4. - №1 // URL : http://www.socd.univ.kiev.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.
  4. Анкета «Особенности профессионального самоопределения» / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.328-329.
  5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. - 352 с.
  6. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М. : Мысль, 2008. - 301 с.
  7. Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процесс совместной деятельности [Текст] / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2001. - № З.-С. 17-26.
  8. Волынская, Л. Б. Динамика социокультурной адаптации личности [Текст] / Л. Б. Волынская. - М., 2009. - 60 с.
  9. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
  10. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.367-369.
  11. Додонов, Б. И. О системе личность [Текст] / Б. И. Додонов // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000.-480 с.-С. 110-119.
  12. Дубровина, И. В. Психология как учебный предмет [Текст] / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2.-С. 78-93.
  13. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пос. для студентов вузов / Э. Ф. Зеер . - 2-е изд., перераб., доп. - М. : Академический проспект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с. («Gaudeamus»).
  14. Каневская, М. Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности [Текст] Е. Каневская. -М., 2005.
  15. Климов, Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии [Текст] / Е. А. Климов // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 5-14.
  16. Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя [Текст] / А. Г. Ковалев . - М.: Политиздат, 2003. - 256 с.
  17. Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [Текст] / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 158-164.
  18. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
  19. Леонтьев, А. Н. Формирование личности [Текст] / А. Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - 480 с.
  20. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов – М., 2005. С.217-224.
  21. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 2009. - 350 с.
  22. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Знание, 2006. - 308 с.
  23. Мерлин, В. С. Достижения и перспективы советской психологии в свете ленинских идей [Текст] / В. С. Мерлин. - Пермь, 2010. - С. 19-21.
  24. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека [Текст] / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.
  25. Никиреев, Е. М. Психологические особенности направленности личности [Текст] / Е. М. Никиреев. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 72 с.
  26. Петровский, В. А. Модель рефлексивного выбора : трансактная версия [Текст] / В. А. Петровский, Т. А. Таран // Рефлексивные процессы и управление. - 2003. - Т. 3 : Январь-июнь. - № 1. - С. 74—92.
  27. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 2006. - 254 с
  28. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. - 400 с.
  29. Рогов, Е. И. Выбор профессии : становление профессионала [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
  30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2004. - 720 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  31. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин. - Свердловск, 2006. - 142 с.
  32. Семененко, Е. И. О типе эмоциональной направленности студентов [Текст] / Е. И. Семененко // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. - Пермь, 2006. - С. 84-85.
  33. Сьюпер, Д. Человек и мир профессий [Текст] / Д. Сюпер. - Свердловск : Изд-во Уральского университета, 2010. - 190 с.
  34. Тест Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.386-389.
  35. Узнадзе, Д. Н. Установка человека. Проблема объективации [Текст] / Д. Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - 420 с. - С. 87-91.
  36. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности : Избранные труды [Текст] : в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 1. - 568 с.
  37. Чебышева, В. В. Психологические проблемы профориентации школьников [Текст] / В. В. Чебышева // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 14-19.
  38. Шамионов, Р. М. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации [Текст] / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. - 2007. - Т. 7. - Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 1. - С. 55-63.
  39. Шихи, Г. Возрастные кризисы : ступени личностного роста [Электронный ресурс] / Г. Шихи. - СПб. : Ювента, 2011. URL : http://psylib.org.ua/books/sheeh01/index.htm.
  40. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2005. - С. 89-105.
  41. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 2009. - 217 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ  И ОРГАНИЗАТОРСКИХ

СКЛОННОСТЕЙ В  ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

 

Для оценки потенциальных  возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные вне учебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б.А. Федоршиным.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Эксперимент может проводиться  как индивидуально, так и в  группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: “Вам нужно ответить на все предложенные вопросы и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов”.

 

ВОПРОСНИК   КОС

 

1. Много ли у Вас  друзей, с которыми Вы постоянно  общаетесь?

2. Часто ли Вам удается  склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит  чувство обиды, причиненное Вам  кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам  трудно ориентироваться в создавшейся  критической ситуации?

5. Есть ли у Вас  стремление к установлению новых  знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам  заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам  приятнее и проще проводить  время с книгами или за какими-либо  другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо  помехи в осуществлении Ваших  намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать  и организовывать со своими  товарищами различные игры и  развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь  в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете  на другие дни те дела, которые  нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается  устанавливать контакты с незнакомыми  людьми?

14. Стремитесь ли Вы  добиваться, чтобы Ваши товарищи  действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у  Вас не бывает конфликтов с  товарищами из-за невыполнения  ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы  при удобном случае познакомиться  и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении  важных дел Вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли Вас  окружающие люди и хочется  ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы  обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у  Вас раздражение, если Вам не  удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы  чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если приходится  проявить инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы  утомляетесь от частого общения  с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете  инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших  товарищей?

27. Правда ли, что Вы  чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте