Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
3. Коммуникативность как черта характера личности, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем чаще школьники относятся к социальному, артистичному типу личности.
Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Выявлено, чем выше уровень организаторских склонностей, тем чаще школьники относятся к предприимчивому типу личности. Чем выше уровень коммуникативных и организаторских склонностей, тем чаще школьники выбирают такие типы профессий, как «человек–человек», «человек–художественный образ».
Интроверты чаще относятся
к реалистичному и
5. Математическая обработка
данных подтвердила качественны
Заключение
Одним из наиболее ответственных шагов в жизни каждого человека является выбор профессии. От правильности выбранного пути зависит дальнейшая судьба человека. Юность – возраст самоопределения.
Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека». Это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы как внутреннего, так и внешнего порядка. На мотивы выбора профессии целенаправленное влияние оказывает школа, семья, общественные организации, литература, искусство и многое другое. На наш взгляд фактор, обеспечивающий сбалансированность, выбора профессии и дальнейших перспектив, профессионального становления, выступает учет типа личности юноши (девушки), её направленность.
В психологии тип личности, её направленность рассматривается как динамическая тенденция (C.JI. Рубинштейн), отношения личности (Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн), ведущий мотив или система мотивов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.М. Никиреев, A.B. Петровский, П.М. Якобсон), ценностные ориентации (М.Е. Каневская), установка (B.C. Мерлин), жизненные цели и целевые программы (Б.И. Додонов), позиция или диспозиция личности (Г.М. Андреева, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Ядов), активность личности (К.А. Абульханова-Славская), система установок, отношений и моральных свойств личности (К.К. Платонов).
Исследуя проблему связи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, мы обратились к исследованиям, характеризующим возрастные особенности юности (Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, А.Л. Венгер), эмоциональную направленность личности юношей и девушек (И.В. Дубровина, Б.И. Додонов, Е.И. Семененко, P.M. Шамионов), смыслообразующие компоненты личности в юности (Л.Б. Волынская).
В отечественной психологии
теоретической основой для
ТВажную роль в процессе профессионального самоопределение занимают особенности типа личности. Изучение влияния особенностей типа личности на профессиональное самоопределение в юности позволило сделать следующие выводы: чем выше у в юности уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, а также экстраверсии, тем больше они относятся к социальному, предприимчивому и артистичному типам направленности личности. Такие учащиеся чаще выбирают профессии из сфер «человек-человек» и «человек-художественный образ». Школьники с низким уровнем развития коммуникативных, организаторских склонностей, а также интроверсией относятся к реалистическому, интеллектуальному типам направленности личности. Они чаще выбирают профессии из сфер «человек-природа», «человек-техника» и «человек-знаковая система».
Отсюда следует, что гипотеза исследования о том, что существует тип личности обуславливает выбор профессии в юности, подтвердилась.
список ЛИТЕРАТУРы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
СКЛОННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные вне учебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б.А. Федоршиным.
Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: “Вам нужно ответить на все предложенные вопросы и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов”.
ВОПРОСНИК КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается
склонить большинство своих тов
3. Долго ли Вас беспокоит
чувство обиды, причиненное
4. Всегда ли Вам
трудно ориентироваться в
5. Есть ли у Вас
стремление к установлению
6. Нравиться ли Вам
заниматься общественной
7. Верно ли, что Вам
приятнее и проще проводить
время с книгами или за какими-
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете
на другие дни те дела, которые
нужно было бы выполнить
13. Легко ли Вам удается
устанавливать контакты с
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы
при удобном случае
18. Часто ли в решении
важных дел Вы принимаете
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы
обычно плохо ориентируетесь
в незнакомой для Вас
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у
Вас раздражение, если Вам не
удается закончить начатое
23. Испытываете ли Вы
чувство затруднения,
24. Правда ли, что Вы
утомляетесь от частого
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?