Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

 

Ключ к тесту
  1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
  2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
  3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
  4. Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
  5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.
  6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.

Обработка результатов  теста

Доминирующим у испытуемого  является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

Интерпретация результатов  теста 

Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием  и перечисляются некоторые профессии  в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Профессии - механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Профессии - музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Профессии - врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Профессии - машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Профессии - директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Профессии в первую очередь научные - математик, физик, астроном.

Источники

Тест Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.386-389.

Приложение 4

Дифференциально-диагностический  опросник Е.А. Климова (ДДО)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа 

Тестируем: Свойства личности

Возраст: Подростковый

Тип теста: Вербальный

Вопросов: 20

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в  каждой из 20 пар предлагаемых видов  деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и  обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование  методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может  зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время  ответа. Такой способ применяется, когда  экспериментатор должен работать в  ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после  соответствующего обучения Вы сможете  выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовый материал

1а. Ухаживать за  животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы,  схемы, программы для вычислительных  машин

За. Следить за качеством  книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы  (дерево, ткань, металл, пластмассу  и т.п.)

4б. Доводить Товары  до потребителя, рекламировать,  продавать

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи

5б. Обсуждать художественные  книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей  (или младших) в выполнении  каких-либо действий (трудовых, учебных,  спортивных)

7а. Копировать рисунки,  изображения (или настраивать  музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения (в  справочном бюро, на экскурсии  и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в  подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять  ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые  сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в  чертежах, схемах, таблицах (проверять,  уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать  жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям  медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать,  изображать события (наблюдаемые  и представляемые)

15а. Составлять точные  описания-отчеты о наблюдаемых  явлениях, событиях, измеряемых объектах  и др.

16а. Делать лабораторные  анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или  расписывать стены помещений,  поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж  или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы  сверстников или младших в  театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене,  принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по  чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением,  копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу  с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на  клавишных машинах (пишущей машинке,  телетайпе, наборной машине и  др.)


 

Ключ к тесту

Типы профессий 

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б


 

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется  выбрать тот тип профессий, который  получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» – все технические профессии;
  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

АНКЕТА «Особенности профессионального самоопределения»

 

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важны ваши индивидуальные особенности».

 

  1. Выбрал(а) ли ты профессию, если да, то какую? ____________________________

 

  1. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
  2. Предмет, содержание и условия труды;
  3. Профессионально важные качества;
  4. Где можно получить эту профессию;
  5. Востребованность этой профессии на рынке труда;
  6. Другое: ____________________________________________

 

  1. Если не выбрал(а), то почему?
  2. Плохо знаю мир профессий;
  3. Плохо знаю свои возможности;
  4. Не могу выбрать из нескольких вариантов;
  5. Не знаю, как выбирать профессию;
  6. Другое: ____________________________________________

 

  1. Что повлияло на твой выбор?
  2. Самостоятельно принял решение;
  3. Посоветовали родители;
  4. Посоветовали друзья;
  5. Влияние оказали занятия с психологом-профконсультантом;
  6. Другое: ____________________________________________

 

  1. Укажи требования к своей будущей профессии:
  2. Отсутствие чрезмерной физической нагрузки;
  3. Конкретные результаты;
  4. Возможность творчества;
  5. Возможность развивать способности;
  6. Высокая зарплата;
  7. Возможность заниматься любимым делом;
  8. Общение с интересными людьми;
  9. Высокая общественная значимость;
  10. Разнообразие в содержании труда;
  11. Свободное время;
  12. Возможность самому регулировать рабочее время;
  13. Другое: ____________________________________________

 

  1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбирать профессию. Поэтому укажи те способности, которые проявляются у тебя в наибольшей мере:
  2. Наблюдательность;
  3. Тонкость и точность движений, действий;
  4. Рассудительность, здравый смысл;
  5. Устойчивый интерес ко всем наукам;
  6. Высокая умственная работоспособность;
  7. Увлеченность техникой;
  8. Умение конструировать, моделировать;
  9. Любовь к детям;
  10. Любовь к природе, к животным;
  11. Интерес к кулинарии;
  12. Постоянно испытываемое удовольствие от общения;
  13. Другое: ____________________________________________

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте