Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

Инструкция  к анкете: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важны ваши индивидуальные особенности».

Интерпретация результатов анкеты: анализируются следующие особенности испытуемого:
  • выбрал ли респондент профессию, и что он знает о будущей профессии; если не выбрал, то почему;
  • что повлияло на выбор профессии респондента;
  • знает ли респондент требования к своей будущей профессии;
  • какие способности проявляются у респондента в наибольшей мере;
  • какие профессиональные черты для респондента являются важными.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Задачей первого этапа исследования стало исследование особенностей типа личности в юности. Рассмотрим особенности коммуникативных и организаторских склонностей по анкете КОС Б.А. Федоршина по таблице 1 (приложение 6).

Таблица 1

Выраженность  коммуникативных и организаторских  склонностей

 в юности по анкете КОС Б.А. Федоршина

уровень

коммуникативные склонности

организаторские склонности

количество

процент

количество

процент

1

низкий

12

40%

12

40%

2

средний

5

17%

7

23%

3

высокий

13

43%

11

37%


 

Высокий уровень проявления коммуникативных склонностей выявлен у 43% в юности, организаторских склонностей – у 37% в юности. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и активно стремятся к ней. Быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны. Предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Низкий уровень проявления коммуникативных склонностей выявлен у 40% в юности, организаторских склонностей – также у 40% в юности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе. Предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень проявления коммуникативных склонностей выявлен у 17% в юности, организаторских склонностей – у 23% в юности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных организаторских склонностей.

На рисунке 1 наглядно представлена выраженность коммуникативных  и организаторских склонностей в юности по анкете КОС Б.А.Федоршина.

Рисунок 1. Выраженность коммуникативных и организаторских склонностей

в юности по анкете КОС Б.А. Федоршина

 

Таким образом, высокий  уровень коммуникативных склонностей (43%) выражен больше, чем высокий уровень организаторских склонностей (37%). Низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей у одинакового количества юношей (40%). Меньше всего в юности со средним уровень коммуникативных склонностей (17%) и организаторских склонностей (23%).

Рассмотрим  выраженность интроверсии-экстраверсии в юности по опроснику Г. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной по таблице 2 (приложение 7).

Таблица 2

Выраженность  интроверсии и экстраверсии в юности

по опроснику  Г. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной

тип

количество

процент

1

интроверты

6

20%

2

амбиверты

18

53%

3

экстраверты

8

27%


 

Большинство – 53% в юности являются амбивертами. В отношениях с другими они боятся их побеспокоить, проявляют сдержанность. Понимает других, выслушивая их, даже если собственное мнение противоположно. Отношения сердечны со многими людьми, но порой трудно быть того же мнения, что и друзья. Эти юноши активны, динамичны, действуют только тогда, когда риск хорошо просчитан.

Часть – 27% в юности ярко выраженные экстраверты. Со всем, что является хорошим и не очень, многочисленна позитивная сторона. Очень общительны, имеют потребность помогать другим, всегда веселы, все это очень ценится друзьями, но порой бывают немного назойливыми (навязчивыми). Полны энтузиазма, очень активны. Им трудно оставаться на месте, и они должны это компенсировать, занятиями спортом, или физической активностью. Предпочитают физическую работу умственной, работать допоздна им не трудно. К некоторой любви к риску добавляется немного безответственности, что часто оставляет в выигрыше. Чуть-чуть надоедливы, маленькая тенденция  к поверхностности и вспыльчивости, в беседе иногда теряют терпение слушать других.

Меньшинство – 20% в юности интроверты. Сдержанны, очень осторожны в своих проявлениях, не подвержены импульсам, взвешивают все «за» и «против». Очень часто в своих мыслях с некоторым предпочтением чтению и проведении времени в уединении. Им нравится расширять кругозор, действуют с точностью и терпением.

На рисунке 2 наглядно представлена выраженность интроверсии  и экстраверсии у в юности по опроснику Г. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной.

Рисунок 2. Выраженность интроверсии и экстраверсии в юности

по опроснику Г. Айзенка в  модификации Т.В. Матолиной

 

Таким образом, среди исследуемых в юности больше всего амбивертов (53%), примерно одинаковое количество экстравертов (27%) и интровертов (20%).

Рассмотрим результаты  теста-опросника Дж.Голланда для определения профессиональной направленности личности по таблице 3 (приложение 8) и сопоставим с результатами анкеты «Особенности профессионального самоопределения». 

Таблица 3

Выраженность  профессиональной направленности личности в юности

по тесту  Дж. Голланда

тип

количество

процент

1

реалистический тип

5

14%

2

интеллектуальный тип

6

16%

3

социальный тип

12

32%

4

конвенциальный тип

2

5%

5

предприимчивый тип

4

11%

6

артистичный тип

8

22%


 

32% в юности относятся к социальному типу личности. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать, гуманны. Они способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. В анкете эти школьники указали выбранные профессии: врач, педагог, психолог, инспектор ОДН.

22% в юности относятся к артистичному типу личности. Юноши отстраняются от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Им присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. В анкете эти школьники указали следующие профессии: занятие живописью, актриса.

16% в юности относятся к интеллектуальному типу личности. Юноши данного типа ориентированы на умственный труд. Они аналитичны, рациональны, независимы, оригинальны. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме предпочитают занятиям по реализации связанных с ней решений. Им нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии по анкете в первую очередь научные – математик, физик, астроном.

14% в юности относятся к реалистичному типу личности. Им  свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. В анкете эти школьники указали профессии механика, электрика, инженера.

11% в юности относятся к предприимчивому типу личности. Эти юноши избирают цели, ценности и задачи, позволяющие им проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Для них не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитают руководящие роли, в которых могут удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Юноши этого типа активны, предприимчивы. В анкете эти школьники указали профессии предпринимателя, журналиста, администратора, менеджера.

5% в юности относятся к конвенциональному типу личности. Эти юноши отдают предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды они выбирают цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Для них  характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим их подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер. В анкете эти школьники  указали профессию экономиста.

Наглядно полученные результаты выраженности профессиональной направленности личности в юности по тесту Дж. Голланда представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Выраженность профессиональной направленности личности в юности

по тесту Дж. Голланда

 

Таким образом, большинство в юности относится к социальному (32%) и к артистичному типу личности (22%). Примерно одинаковое количество в юности интеллектуального (16%) и реалистичного типа личности (14%). Меньше всего в юности относятся к предприимчивому типу личности (11%) и к конвенциональному типу личности (5%).

Задачей втрого этапа исследования стало изучение профессионального самоопределения в юности. Рассмотрим результаты дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) для выявления доминирующего типа профессии по таблице 4 (приложение 9).

Таблица 4

Выраженность  доминирующего типа профессии в юности

 по ДДО   А.Е. Климова

тип

количество

процент

1

человек-природа

4

11%

2

человек-техника

7

19%

3

человек-человек

11

31%

4

человек-знаковая система

6

17%

5

человек-художественный образ

8

22%


 

У 31% в юности доминирует тип профессий «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

У 22% в юности доминирует тип профессий «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

У 19% в юности доминирует тип профессий «человек–техника» – все технические профессии.

У 17% в юности доминирует тип профессий «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

У 11% в юности доминирует тип профессий «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

Наглядно полученные результаты доминирующего типа профессии в юности по ДДО  А.Е. Климова представлены на рисунке 4.

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте