Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Рассмотрим особенности
взаимосвязи интроверсии-
Таблица 8
Особенности
взаимосвязи интроверсии-
№ |
тип |
интроверты |
амбиверты |
экстраверты |
1 |
человек-природа |
2,8% |
5,5% |
2,8% |
2 |
человек-техника |
2,8% |
13,9% |
2,8% |
3 |
человек-человек |
0% |
16,6% |
13,9% |
4 |
человек-знаковая система |
11,1% |
2,8% |
2,8% |
5 |
человек-художественный образ |
0% |
13,9% |
8,3% |
Интроверты относятся к типу профессий «человек–знаковая система» (11,1%). Менее выражены типы профессий «человек–природа», «человек–техника» (по 2,8%). Не выявлены типы профессий: «человек–человек» и «человек–художественный образ» (по 0%).
Амбиверты относятся
к типу профессий «человек–человек»
(16,9%), «человек–техника» и «человек–
Экстраверты относятся к типу профессий «человек–человек» (13,9%), также к типу «человек–художественный образ» (8,3%). Менее выражены типы профессий «человек–природа», «человек–техника», «человек–знаковая система» (по 2,8%).
Особенности взаимосвязи интроверсии-экстраверсии и доминирующего типа профессии учащихся наглядно представлены на рисунке 10.
Рисунок 10. Особенности
взаимосвязи интроверсии-
Примечание: Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ
Таким образом, интроверты чаще выбирают профессии из сферы «человек–знаковая система», а амбиверты и экстраверты – из сфер «человек–человек» и «человек–художественный образ».
Выявление взаимосвязи особенностей типа личности и профессионального самоопределения в юности было выявлено с помощью метода математической обработки данных – коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Математическая обработка данных производились с помощью компьютерной программы «Microsoft Excel».
Рассмотрим результаты корреляции особенностей типа личности и профессионального самоопределения в ранней юности по таблице 9 (приложения 11, 12).
Связь будет достоверна, если r эмп ≥ r 0,05, и тем более достоверна, если r эмп ≥ r 0,01.
Критические значения коэффициента линейной корреляции Пирсона для 60 испытуемых составляют r 0,05 = 0,361, r 0,01 = 0,463.
Таблица 9
Корреляционная матрица особенностей типа личности и выбора профессии в юности
КС |
ОС |
И-Э |
РТ |
ИТ |
СТ |
КТ |
ПТ |
АТ |
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-ЗС |
Ч-ХО | |
КС |
1 |
0,639 |
0,557 |
-0,218 |
-0,522 |
0,412 |
-0,053 |
0,35 |
0,218 |
-0,422 |
-0,173 |
0,355 |
-0,145 |
0,375 |
ОС |
1 |
0,57 |
-0,399 |
-0,316 |
0,363 |
-0,235 |
0,363 |
0,577 |
-0,274 |
0,234 |
0,141 |
-0,273 |
0,131 | |
И-Э |
1 |
-0,614 |
-0,221 |
0,517 |
-0,213 |
0,253 |
0,576 |
-0,192 |
-0,224 |
0,451 |
-0,227 |
0,307 | ||
РТ |
1 |
-0,089 |
-0,546 |
0,055 |
-0,222 |
-0,618 |
0,241 |
-0,067 |
-0,221 |
0,125 |
-0,147 | |||
ИТ |
1 |
-0,292 |
-0,266 |
-0,301 |
-0,073 |
0,033 |
0,209 |
-0,434 |
0,359 |
-0,271 | ||||
СТ |
1 |
-0,172 |
0,168 |
0,318 |
-0,21 |
-0,381 |
0,635 |
-0,289 |
0,574 | |||||
КТ |
1 |
0,024 |
-0,217 |
-0,118 |
0,15 |
0,058 |
0,001 |
0,044 | ||||||
ПТ |
1 |
0,106 |
-0,457 |
0,295 |
-0,059 |
0,049 |
0,035 | |||||||
АТ |
1 |
-0,282 |
0,133 |
0,256 |
-0,282 |
0,35 | ||||||||
Ч-П |
1 |
-0,185 |
-0,042 |
-0,443 |
-0,403 | |||||||||
Ч-Т |
1 |
-0,666 |
0,101 |
-0,527 | ||||||||||
Ч-Ч |
1 |
-0,216 |
0,59 | |||||||||||
Ч-ЗС |
1 |
-0,226 | ||||||||||||
Ч-ХО |
1 |
Примечание: КС – коммуникативные склонности, ОС – организаторские склонности, И-Э – интроверт или экстраверт, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ;
r 0,05 = 0,361, r 0,01 = 0,463
Выявлены прямые взаимосвязи между следующими шкалами:
Результаты прямой линейной корреляции особенностей типа личности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте наглядно отражены на рисунке 11.
Рисунок 11. Результаты прямой линейной корреляции особенностей типа личности и профессионального самоопределения в юности
Примечание: КС – коммуникативные склонности, ОС – организаторские склонности, И-Э – интроверт или экстраверт, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ
|
прямая достоверная взаимосвязь (ρ ≤ 0,01), |
|
прямая значимая взаимосвязь (ρ ≤ 0,05), |
Таким образом, чем больше в юности развиты коммуникативные склонности, тем лучше у них развиты и организаторские склонности, чаще проявляется экстраверсия. Такие учащиеся относятся к социальному типу направленности личности и выбирают профессии из сферы «человек–человек», «человек–художественный образ».
У в юности с высоким уровнем организаторских склонностей проявляется экстраверсия. Они относятся к социальному, предприимчивому и артистичному типу направленности личности.
Школьники-экстраверты относятся к социальному, и артистичному типу направленности личности. Они выбирают профессии из сферы «человек–человек», «человек–художественный образ».
Также выявлены обратные взаимосвязи между следующими шкалами:
Результаты обратной линейной корреляции особенностей типа личности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте наглядно отражены на рисунке 12.
Рисунок 12. Результаты обратной линейной корреляции особенностей типа личности и профессионального самоопределения в юности
Примечание: КС – коммуникативные склонности, ОС – организаторские склонности, И-Э – интроверт или экстраверт, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ
|
обратная достоверная |
|
обратная значимая взаимосвязь (ρ ≤ 0,05) |
Таким образом, у в юности с низким уровнем развития коммуникативных склонностей выражен интеллектуальный тип направленности личности. Они чаще выбирают профессии из сферы «человек-природа».
При низком уровне развития
организаторских склонностей уч
Учащиеся интеллектуального типа направленности личности реже выбирают профессии из сферы «человек–человек». Школьники социального типа направленности личности реже выбирают профессии из сферы «человек–техника». Учащиеся предприимчивый типа направленности личности реже выбирают профессии из сферы «человек–природа».
Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между особенностями типа личности и профессиональным самоопределением в юности, подтвердилась.
Выводы по II главе
Проведенное исследование позволило проверить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень коммуникативных склонностей (43%) выражен больше, чем высокий уровень организаторских склонностей (37%). Низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей у одинакового количества школьников (40%). Меньше всего школьников со средним уровнем коммуникативных склонностей (17%) и организаторских склонностей (23%). Среди исследуемых школьников больше всего амбивертов (53%), примерно одинаковое количество экстравертов (27%) и интровертов (20%).
2. Большинство школьников относится к социальному (32%) и к артистичному типу личности (22%). Примерно одинаковое количество школьников интеллектуального (16%) и реалистичного типа личности (14%). Меньше всего школьников относятся к предприимчивому типу личности (11%) и к конвенциональному типу личности (5%). Больше всего школьников выбирают тип профессий «человек–человек» (31%) и «человек–художественный образ» (22%). На втором месте – тип профессий «человек–техника» (19%) и «человек–знак» (17%). Меньше всего школьников, которые относятся к типу профессий «человек–природа» (11%).