Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

Говоря об элитарных  ориентациях, Е.Ю. Пряжникова имеет в виду стремление стать лучше (хотя критерий, что есть лучшее - определить в принципе невозможно), которое возникает уже в подростковом возрасте. Но ориентируясь на образцы для подражания, в дальнейшем юноши и взрослые люди рискуют стать неудачниками или потерпеть разочарование, так как избранный ими образ жизни, в том числе и профессия (специальность), абсолютно не соответствует их истинным потребностям и противоречит их способностям. Юношей (девушек) привлекает престижный род деятельности, возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей, таинственность, загадочность, непонятность элиты, возможность отступать от общественных или моральных норм, известность и знаменитость, успешная карьера, особые привилегии. Но не каждый может с этим справиться, адекватно оценить собственные возможности и соответственно совершить приемлемый для себя выбор [28].

Средства массовой информации для юношей и девушек также  становятся важным условием выбора профессии: с одной стороны, они способны помочь определяющемуся субъекту, показывая возможности разрешения проблем юности, а с другой стороны, могут повлиять на формирование не самоопределяющегося субъекта, а человека, ориентирующегося на ценности масс, равнодушного к глобальным проблемам современности.

Е.Ю. Пряжникова [28] перечисляет характеристики массового общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение:

    1. стандартность идеалов и ценностей (деньги, престиж, известность);
    2. недопустимость иных вариантов счастья, кроме общепризнанного (мечтать только о том, о чем «положено» мечтать);
    3. цинизм;

4) «жажда обольщения»  со стороны общественных людей,  которые определяют жизнь общества.

Как отмечает Е.А. Климов, «идеальным "казусом" был бы такой, когда  все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере...» [15, с. 392]. Рассогласование необходимых условий выбора ведёт к внутрилично- стному конфликту. Э.Ф. Зеер [13] выделяет 5 внутриличностных конфликтов, возникающих в процессе профессионального самоопределения:

      1. противоречие между неосознаваемыми мотивами и ценностными ориентациями, между уровнем самооценки и самоуважением, между профессиональными ожиданиями и профессиональной действительностью, то есть между компонентами направленности личности;
      2. несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня компетентности, противоречие между неудовлетворённостью содержанием труда и нежеланием сменить вид профессиональной деятельности;
      3. противоречие между ориентацией личности на достижение успеха и недостаточным уровнем социально-психологических способностей, качеств и свойств личности;
      4. несовпадение профессиональных достоинств и реальных профессиональных возможностей;
      5. противоречие между профессиональными возможностями и социальными ограничениями [13].

На этапе выбора профессии, по мнению автора, чаще возникает первый конфликт: рассогласование составляющих направленности личности. А поскольку этап выбора профессиональной деятельности преимущественно приходится на юношеский возраст, то становится очевидным, что одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодёжи является несоответствие особенностей направленности личности юношей и девушек сделанному ими выбору.

Выводы по I главе

Подводя итог теоретическому анализу литературы по проблемам типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, можно сделать следующие выводы:

В психологии тип личности, её направленность рассматривается как динамическая тенденция (C.JI. Рубинштейн), отношения личности (Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн), ведущий мотив или система мотивов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.М. Никиреев, A.B. Петровский, П.М. Якобсон), ценностные ориентации (М.Е. Каневская), установка (B.C. Мерлин), жизненные цели и целевые программы (Б.И. Додонов), позиция или диспозиция личности (Г.М. Андреева, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Ядов), активность личности (К.А. Абульханова-Славская), система установок, отношений и моральных свойств личности (К.К. Платонов).

Исследуя проблему связи  типа личности и выбора профессии  в юношеском возрасте, мы обратились к исследованиям, характеризующим возрастные особенности юности (Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, А.Л. Венгер), эмоциональную направленность личности юношей и девушек (И.В. Дубровина, Б.И. Додонов, Е.И. Семененко, P.M. Шамионов), смыслообразующие компоненты личности в юности (Л.Б. Волынская).

В юности эмоциональная и морально-мировоззренческая направленность типа личности выражаются в деятельности, мотивируют её: первая влияет только на выбор сферы деятельности и её процессуальные моменты, а вторая определяет, кому или чему эта деятельность посвящается. Именно поэтому важно исследовать тип личности у современных юношей и девушек в период выбора профессии. Мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения юноши приобретают установки личности, благодаря развивающейся рефлексии как способности человека осуществить ценностно-смысловое самоопределение по отношению к жизни. Программируя свою последующую трудовую деятельность, юноши и девушки решают многоуровневую задачу: абсолютно осознанно определиться в своих способностях и склонностях, составить адекватную картину о своем предстоящем виде деятельности и о способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

В отечественной психологии теоретической основой для разработки проблемы выбора профессии стали  труды К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна.

Выбор профессии в юношеском возрасте – это в большей степени выбор специальности, то есть вида трудовой деятельности (занятий), а не его рода (соответствует профессии). Выбор специальности на юношеском этапе онтогенеза, зависящий от множества факторов, в том числе и от типа личности, представляет собой сложный процесс конструирования различных вариантов профессионального пути, и является актуальным как на этапе оптации, так и в начале профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое  исследование проблемы взаимосвязи типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

 

2.1. Организация  и методы исследования

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте. Мы предположили, что существует взаимосвязь между типом личности, её направленностью и выбором профессии в юношеском возрасте. Исследование проводилось в три этапа.

1 этап: исследование особенностей типа личности, её направленности с помощью двух методик:

1) анкета для оценки  коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б.А. Федоршиным (КОС);

2) опросник «Интроверт  или экстраверт» Г. Айзенка  в модификации Т.В. Матолиной.

3) теста-опросника Дж. Голланда для определения профессиональной направленности личности;

2 этап: изучение профессионального самоопределения в юности с помощью следующих методик:

4) дифференциально-диагностического  опросника Е.А. Климова (ДДО)  для выявления доминирующего типа профессии;

5) составленной нами  анкеты «Особенности профессионального  самоопределения». 

3 этап: выявление взаимосвязи между типом личности, её направленностью и выбором профессии в юношеском возрасте с помощью сопоставления данных первого и второго этапов исследования, а также:

6) применения метода  математической обработки данных – коэффициента линейной корреляции Пирсона. Математическая обработка данных производились с помощью компьютерной программы «Microsoft Excel».

В исследовании принимали участие 30 учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы № 55 г. Уфы в возрасте 15-16 лет.

 

Анкета  «Оценка коммуникативных и организаторских  склонностей» Б.А. Федоршина

Шкалы: коммуникативные склонности, организаторские склонности.

Тип теста: Вербальный.

Количество  вопросов: 40.

Назначение  теста: для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенная Б.А. Федоршиным.

Инструкция  к тесту: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы, и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте минус. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними».

Интерпретация результатов теста: сопоставляются ответы испытуемого с ключом, подсчитывается количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Вычисляются оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям и организаторским склонностям к максимально возможному числу совпадений.

 

 

Опросник  «Интроверт или экстраверт»

Г. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной

Шкалы: экстраверсия, интроверсия.

Тип теста: вербальный.

Количество  вопросов: 30.

Назначение  теста: личностный опросник Айзенка EPI  (Eysenck Personality Inventory) впервые был опубликован в 1963 г. Он предназначен для измерения «Интроверсии-экстраверсии» и «нейротизма-эмоциональной устойчивости», а также позволяет оценить искренность ответов испытуемых по так называемой «шкале лжи». Эту методика модифицировала Т.В. Матолина, которая рассматривала только шкалу «интроверсии-экстраверсии».

Интерпретация результатов теста: экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, а также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от типа личности с другими.

Интроверты характеризуются  чертами, противоположными тем, которые  можно найти у экстравертов. Их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение.

Интерпретация результатов, получаемых по шкалам опросника.

Тест-опросник  Дж. Голланда на определение профессиональной направленности личности

Шкалы: типы профессиональной направленности личности – реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный.

Тип теста: вербальный.

Количество  вопросов: 42.

Назначения  теста: методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.

Инструкция  к тесту: «Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?».
Интерпретация результатов теста. Определяется профессиональный тип личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный.

Важно подчеркнуть, что  каждый человек обладает личностными  свойствами характерными для всех шести  типов, однако доминируют при этом черты  всего лишь одного или нескольких типов.

 

Дифференциально-диагностический  опросник Е.А. Климова (ДДО)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа

Тип теста: вербальный.

Количество  вопросов: 20.

Назначение теста: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция  к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Интерпретация результатов теста: испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» – все технические профессии;
  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

 

Анкета «Особенности профессионального самоопределения»

Количество  вопросов: 7.

Назначение  анкеты: анкета предназначена для определения профессионального самоопределения Можно использовать при профориентации подростков и юношей.

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте