Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
1.3. Проблема выбора профессии в юношеском возрасте
В отечественной психологии
теоретической основой для
В исследовании И.М. Кондакова и A.B. Сухарева проводится анализ зарубежных теорий профессионального развития, среди которых выделены пять направлений:
1) дифференциально-
Каждое из отечественных и зарубежных направлений даёт возможность рассматривать осознанный выбор профессии в качестве ядра профессионального самоопределения. Здесь следует уточнить, что собственно выбор профессии - это процесс, для многих людей становящийся актуальным в их трудовой жизни не единожды (Е.А. Климов [15], В.В. Чебышева [37], Д. Сьюпер [33]). Но в юношеском возрасте выбор профессии представляет собой сложный процесс конструирования определённых вариантов, так как в силу недостаточной осведомленности у человека ещё недостаточно широк спектр возможных альтернатив и вместе с тем однозначно не сформулированы критерии их оценки. Поэтому подобный выбор в юношеском возрасте представляет в значительной степени риск, поскольку молодой человек руководствуется идеей, а не действительностью. «Этот выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире, сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима, и кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу» [33, с. 392].
Выбор в юношеском возрасте, таким образом, это не просто выбор направления профессиональной деятельности, но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Более того, американский психолог Д. Сьюпер [33] считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов. И это вполне объяснимо: самоопределение в юношеском возрасте характеризуется двуплановостью, которая создаёт исходное противоречие, переживаемое как ценностно-смысловой кризис.
Исследуя проблему связи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, мы исследуем не выбор трудовой деятельности в целом, а конкретную сферу приложения собственных интересов человека, то есть о выборе специальности.
В периодизации профессионального становления Д. Сьюпера [33] выделено пять стадий, объясняющих изменение отношения человека к выбираемым профессиям:
Очевидно, на стадии исследования (соответствует юности) и консолидации человек конкретизирует выбор: он уже не просто изъявляет желание быть, например, менеджером, а предполагает стать менеджером по рекламе. То есть на этапе непосредственного выбора и самоутверждения в выбранной трудовой деятельности человек уточняет профессиональную сферу, обращается к конкретному виду трудовой отрасли (занятию) - специальности.
В отечественной науке широкое распространение получила типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к одной из пяти разновидностей предметных систем (предмету труда - как неким исходным материальным и нематериальным ценностям, на которые человек воздействует в процессе труда с целью приспособления их для личного или производственного потребления): 1) биотические, 2) технические и природные абиотические, 3) социальные, 4) знаково-символические и 5) художественные. Таким образом, все профессии распределяются Е.А. Климовым по пяти группам: человек - живая природа, человек - техника и неживая природа, человек — знаковая система, человек - человек, человек — художественный образ. В то же время, как замечает Е.А. Климов, всё множество профессий практически невозможно вместить в рамки всего лишь пяти типов, так как предметные области многих из них находятся на стыке различных наук, поэтому при систематизации сложных многопризнаковых профессий, необходимо опираться на их главные, ведущие признаки [15].
Выбор сферы приложения профессиональных интересов в юношеском возрасте чаще всего связан с выбором ступени профессионального образования. На этапе завершения общего образования юноша (девушка) преимущественно связывает продолжение собственного образования с поступлением в высшее образовательное учреждение.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (принят Государственной Думой 19 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г.)) основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням: бакалавриат и специалитет или магистратура. Также установлен конкретный перечень направлений подготовки (специальностей), которые реализуются учреждениями высшего профессионального образования. Поэтому на пороге выпуска из среднего общеобразовательного учреждения учащийся, решивший получить высшее профессиональное образование, на рынке образовательных услуг сталкивается с необходимостью выбора специальности (направления подготовки), а не профессии.
Чтобы сделать полноценный выбор, юноша (девушка) должен иметь по возможности адекватный взгляд на каждый из вариантов выбора, однако и само знание о различных специальностях не всегда делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения. Даже осуществив выбор, поступив в то или иное профессиональное образовательное учреждение, начав ознакомление с профессиональной деятельностью в процессе обучения, молодой человек все ещё решает, соответствует ли выбранная им специальность его истинным интересам, потребностям и склонностям.
Адекватность выбора в настоящем зависит от степени и качества знания юноши (девушки) своего личностного потенциала, способностей и склонностей, от возможности их использования наиболее благоприятно для самого себя, от системы убеждений и ценностей, а также от условий, в которых существует человек. Безусловно, последующие кризисы и проблемы могут привести к переосознанию юношеских принципов, взрослый человек может кардинально изменить точку зрения по отношению к совершаемым им поступкам и происходящим событиям, но все перечисленные условия в совокупности предопределяют характер развития жизненного пути человека впоследствии.
На сегодняшний день традиционными вариантами развития жизненного пути по окончании общеобразовательного учреждения, по мнению социологов, психологов и педагогов (исследования И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого [18] и др.), считаются: получение высшего профессионального образования, трудовая деятельность без получения профессионального образования, отказ от работы или учебы, иждивенчество, служба в армии (для юношей).
К моменту окончания школы и поступления в высшее учебное заведение у молодых людей уже сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной. Но проблема заключается в том, что притязания старшеклассников в сфере профессионального образования оказываются нереалистичными: высокий уровень притязаний не подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями.
В юношеском возрасте вопрос о будущей
профессии рассматривается
А.К. Маркова в книге «Психология профессионализма» даёт характеристику вехам становления профессионала и личности [22, с. 136]. Возрастная динамика профессионального развития в сочетании с динамикой социального развития показывает, что в процессе школьного обучения человек преодолевает несколько этапов профессионального самоопределения, из чего следует, что выбор профессии представляет не однократный акт, а некий процесс, цепочку взаимосвязанных шагов. «Правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию (придумыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю» [18, с. 388]. Так, для осознанного выбора профессиональной деятельности на основе коррекции профессиональных ожиданий человек изначально проходит стадию интереса к выбору профессии (соответствует начальной школе), затем у него формируется потребность в профессиональном самоопределении (соответствует 5-7 классам общеобразовательной школы), после чего появляется осознанное намерение продолжения образования (примерно 8-9 классы) и, наконец, развивается убеждённость в адекватности сделанного выбора профессии, вслед за чем юноша (девушка) готовится к реализации профессионального намерения (10-11 классы).
Индивидуальная ситуация выбора будущей профессиональной деятельности у каждого человека, по мнению Е.А. Климова, складывается из 3 основных составляющих: 1) учёт своих желаний («хочу»), 2) учёт своих способностей и возможностей («могу») и 3) учёт потребностей общества («надо») [15]. Все составляющие профессионального выбора постепенно трансформируются, так как и в человеке и в обществе происходят постоянные изменения. В связи с этим специалисты в области профессиоведения (Е.А. Климов [15], Н.С. Пряжников [28]) выделяют факторы, обусловливающие выбор профессии.
Е.А. Климов называет восемь обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на выбор профессии в юношеском возрасте:
Помимо перечисленных Е.А. Климовым «обстоятельств», Н.С. Пряжников считает, что профессиональный выбор зависит от общей культурно- исторической ситуации в обществе и качества организации системы профориентации [28].
Е.И. Рогов, исследуя проблему выбора профессии, конкретизирует некоторые факторы, выделенные Е.А. Климовым. Так, исследователь указывает: «Только реальная активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор» [29, с. 48]. Внутренними факторами, регулирующими уровень активности человека, по мнению Е.И. Рогова, являются: образ Я (представление личности о себе, социальная установка, отношение к себе), самооценка, уровень притязаний, личный опыт человека, включая непосредственные впечатления и переживания.
В юношеском возрасте выбор профессии становится не просто реальной проблемой, решение которой неизбежно приближается с окончанием школы, но и «проблемой, которая рождает отчетливо выраженное эмоциональное отношение и заставляет подумать о целях жизни, о том, что может явиться предметом устремленности, приложения кипучих юношеских сил» [29, с. 148]. Не все переживания о будущем носят отчетливый характер и становятся действительными побуждениями человека, определяющими его интересы и склонности. Но сам характер таких переживаний важен, так как от него зависит отношение юношей и девушек к воздействиям, получаемым от семьи или образовательного учреждения. «Желания учащихся, относящиеся к их будущему, к привлекающей их профессии, характеризуют не только их интересы, но и эмоциональное отношение к выбираемому занятию» [29, с. 182].
Проводя исследования в
области ценностно-смысловых