Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Рисунок 4. Выраженность доминирующего типа профессии в юности
по ДДО А.Е. Климова
Таким образом, больше всего в юности выбирают тип профессий «человек–человек» (31%) и «человек–художественный образ» (22%). На втором месте – тип профессий «человек–техника» (19%) и «человек–знак» (17%). Меньше всего в юности, которые относятся к типу профессий «человек–природа» (11%).
Задачей третьего этапа стало выявление взаимосвязи особенностей типа личности и выбора профессии в юности с помощью сопоставления данных первого и второго этапов исследования.
Рассмотрим особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских склонностей профессиональной направленности личности в юности по таблице 5 (приложения 10, 11).
Таблица 5
Особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских склонностей и профессиональной направленности личности в юности
№ |
тип |
коммуникативные склонности |
организаторские склонности | ||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | ||
1 |
реалистический тип |
8% |
2,7% |
2,7% |
8% |
5,4% |
0% |
2 |
интеллектуальный тип |
10,8% |
2,7% |
2,7% |
8% |
5,4% |
2,7% |
3 |
социальный тип |
5,4% |
2,7% |
24,3% |
10,8% |
2,7% |
18,9% |
4 |
конвенциальный тип |
0% |
2,7% |
2,7% |
2,7% |
0% |
2,7% |
5 |
предприимчивый тип |
0% |
2,7% |
8% |
2,7% |
5,4% |
2,7% |
6 |
артистичный тип |
10,8% |
2,7% |
8% |
2,7% |
8% |
10,8% |
Испытуемые с низким
уровнем коммуникативных
У испытуемых со средним
уровнем коммуникативных
Испытуемые с высоким
уровнем коммуникативных
Особенности взаимосвязи коммуникативных склонностей и профессиональной направленности личности в ранней юности наглядно представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Особенности взаимосвязи коммуникативных склонностей
и профессиональной направленности личности в юности
Примечание: КС – коммуникативные склонности, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип
Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Таким образом, чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем чаще подростки относятся к социальному, артистичному типу личности.
Испытуемые с низким
уровнем организаторских
Испытуемые со средним уровнем организаторских склонностей относятся к артистичному типу (8%), также к реалистичному, интеллектуальному, предприимчивому (5,4%). Некоторые относятся к социальному типу (2,7%). Не выражен конвенциональный тип (0%).
Испытуемые с высоким уровнем организаторских склонностей относятся к социальному типу (18,9%) и артистичному типу (10,8%). Некоторые из них принадлежат к интеллектуальному, конвенциональному, предприимчивому профессиональному типу личности (2,7%). Не выражен реалистичный тип (0%).
Особенности взаимосвязи организаторских склонностей и профессиональной направленности личности в ранней юности наглядно представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Особенности
взаимосвязи организаторских
и профессиональной направленности личности в юности
Примечание: ОС – организаторские склонности, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип
Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Выявлено, чем выше уровень организаторских склонностей, тем чаще подростки относятся к предприимчивому типу личности.
Рассмотрим особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских склонностей и доминирующего типа профессии в юности по таблице 6 (приложение 10).
Таблица 6
Особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских склонностей и доминирующего типа профессии в юности
№ |
тип |
коммуникативные склонности |
организаторские склонности | ||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | ||
1 |
человек-природа |
2,8% |
5,55% |
2,8% |
2,8% |
8,3% |
0% |
2 |
человек-техника |
11,1% |
5,55% |
2,8% |
2,8% |
8,3% |
8,3% |
3 |
человек-человек |
5,55% |
0% |
25% |
11,1% |
0% |
19,5% |
4 |
человек- знаковая система |
11,1% |
0% |
5,55% |
11,1% |
2,8% |
2,8% |
5 |
человек- художественный образ |
8,3% |
2,8% |
11,1% |
11,1% |
2,8% |
8,3% |
Школьники с низким уровнем коммуникативных склонностей относятся к типу профессий «человек–техника» (11,1%) и «человек–знаковая система» (11,1%). Менее выражены типы профессий «человек–художественный образ» (8,3%), «человек–человек» (5,5%), «человек–природа» (2,8%).
Учащиеся со средним
уровнем коммуникативных
Школьники с высоким
уровнем коммуникативных склонн
Особенности взаимосвязи коммуникативных склонностей и доминирующего типа профессии в юности наглядно представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Особенности
взаимосвязи коммуникативных
и доминирующего типа профессии в юности
Примечание: КС – коммуникативные склонности, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ
Школьники с низким уровнем организаторских склонностей относятся к типу профессий «человек–человек», «человек–знаковая система» и «человек–художественный образ» (по 11,1%). Некоторые относятся к типам профессий «человек–природа» и «человек–техника» (по 2,8%).
Учащиеся со средним
уровнем организаторских
Школьники с высоким
уровнем организаторских
Особенности взаимосвязи организаторских склонностей и доминирующего типа профессии в юности наглядно представлены на рисунке 7.
Рисунок 8. Особенности
взаимосвязи организаторских
и доминирующего типа профессии в юности
Примечание: ОС – организаторские склонности, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ
Таким образом, чем выше
уровень коммуникативных и
Рассмотрим особенности
взаимосвязи интроверсии-
Таблица 7
Особенности
взаимосвязи интроверсии-
№ |
тип |
интроверты |
амбиверты |
экстраверты |
1 |
реалистический тип |
8% |
5,4% |
0% |
2 |
интеллектуальный тип |
8% |
5,4% |
2,7% |
3 |
социальный тип |
0% |
18,9% |
13,5% |
4 |
конвенциальный тип |
0% |
5,4% |
0% |
5 |
предприимчивый тип |
0% |
8% |
2,7% |
6 |
артистичный тип |
0% |
10,8% |
10,8% |
Интроверты относятся
к реалистичному и
Амбиверты относятся к социальному типу личности (18,9%), также к артистичному (10,8%) и предприимчивому типу личности (8%). Менее выражены типы личности: реалистичный, интеллектуальный, конвенциональный (по 5,4%).
Экстраверты относятся к социальному типу личности (13,5%) и к артистичному (10,8%). Менее выражены типы личности: интеллектуальный и предприимчивый (по 2,7%). Не выражены типы личности: реалистичный, конвенциональный (по 0%).
Особенности взаимосвязи интроверсии-экстраверсии и профессиональной направленности личности учащихся наглядно представлены на рисунке 9.
Рисунок 9. Особенности
взаимосвязи интроверсии-
Примечание: РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип
Таким образом, интроверты чаще относятся к реалистичному и интеллектуальному типу личности, амбитверты и экстраверты – к социальному и артистичному типу личности.