Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

Рисунок 4. Выраженность доминирующего типа профессии в юности

по ДДО  А.Е. Климова

 

Таким образом, больше всего в юности выбирают тип профессий «человек–человек» (31%) и «человек–художественный образ» (22%). На втором месте – тип профессий  «человек–техника» (19%) и  «человек–знак» (17%). Меньше всего в юности, которые относятся к типу профессий «человек–природа» (11%).

Задачей третьего этапа стало выявление взаимосвязи особенностей типа личности и выбора профессии в юности с помощью сопоставления данных первого и второго этапов исследования.

Рассмотрим особенности  взаимосвязи коммуникативных, организаторских  склонностей профессиональной направленности личности в юности по таблице 5 (приложения 10, 11).

Таблица 5

Особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских  склонностей и профессиональной направленности личности в юности

тип

коммуникативные склонности

организаторские склонности

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

реалистический тип

8%

2,7%

2,7%

8%

5,4%

0%

2

интеллектуальный тип

10,8%

2,7%

2,7%

8%

5,4%

2,7%

3

социальный тип

5,4%

2,7%

24,3%

10,8%

2,7%

18,9%

4

конвенциальный тип

0%

2,7%

2,7%

2,7%

0%

2,7%

5

предприимчивый тип

0%

2,7%

8%

2,7%

5,4%

2,7%

6

артистичный тип

10,8%

2,7%

8%

2,7%

8%

10,8%


 

Испытуемые с низким уровнем коммуникативных склонностей  больше всего относятся к интеллектуальному или артистичному типу (10,8%), меньше – к реалистичному типу (8%) и социальному типу (5,4%). Они не относятся к конвенциальному и артистичному типу (0%).

У испытуемых со средним  уровнем коммуникативных склонностей  нет ярко выраженного профессионального типа личности. Все типы выражены в равной мере (2,7%).

Испытуемые с высоким  уровнем коммуникативных склонностей  относятся к социальному типу (24,3%). Также они могут относиться к предприимчивому или артистичному типу (8%). Некоторые из них относятся к реалистичному и интеллектуальному типу (2,7%).

Особенности взаимосвязи  коммуникативных склонностей и  профессиональной направленности личности в ранней юности наглядно представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Особенности  взаимосвязи коммуникативных склонностей

и профессиональной направленности личности в юности

Примечание: КС – коммуникативные склонности, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип

 

Коммуникативность как  черта характера развивается  на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Таким образом, чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем чаще подростки относятся к социальному, артистичному типу личности.

Испытуемые с низким уровнем организаторских склонностей  относятся к социальному типу (10,8%), реалистичному и интеллектуальному  типу (8%). Некоторые принадлежат к  конвенциальному, предприимчивому  и артистичному типу (2,7%).

Испытуемые со средним уровнем организаторских склонностей относятся к артистичному типу (8%), также к реалистичному, интеллектуальному, предприимчивому (5,4%). Некоторые относятся к социальному типу (2,7%). Не выражен конвенциональный тип (0%).

Испытуемые с высоким  уровнем организаторских склонностей относятся к социальному типу (18,9%) и артистичному типу (10,8%). Некоторые из них принадлежат к интеллектуальному, конвенциональному, предприимчивому профессиональному типу личности (2,7%). Не выражен реалистичный тип (0%).

Особенности взаимосвязи  организаторских склонностей и  профессиональной направленности личности в ранней юности наглядно представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Особенности  взаимосвязи организаторских склонностей

и  профессиональной направленности личности в юности

Примечание: ОС – организаторские склонности, РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип

 

Не менее важны и  организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Выявлено, чем выше уровень организаторских склонностей, тем чаще подростки относятся к предприимчивому типу личности.

Рассмотрим особенности  взаимосвязи коммуникативных, организаторских  склонностей и доминирующего  типа профессии в юности по таблице 6 (приложение 10).

Таблица 6

Особенности взаимосвязи коммуникативных, организаторских  склонностей и доминирующего типа профессии в юности

тип

коммуникативные склонности

организаторские склонности

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

человек-природа

2,8%

5,55%

2,8%

2,8%

8,3%

0%

2

человек-техника

11,1%

5,55%

2,8%

2,8%

8,3%

8,3%

3

человек-человек

5,55%

0%

25%

11,1%

0%

19,5%

4

человек-

знаковая система

11,1%

0%

5,55%

11,1%

2,8%

2,8%

5

человек-

художественный образ

8,3%

2,8%

11,1%

11,1%

2,8%

8,3%


 

Школьники с низким уровнем  коммуникативных склонностей относятся к типу профессий «человек–техника» (11,1%) и «человек–знаковая система» (11,1%).  Менее выражены типы профессий «человек–художественный образ» (8,3%), «человек–человек» (5,5%), «человек–природа» (2,8%).

Учащиеся со средним  уровнем коммуникативных склонностей относятся к типу профессий «человек–природа» (5,5%) и «человек–техника» (5,5%). Некоторые относятся к типу профессий «человек–художественный образ» (2,8%). Не выражены типы профессий «человек-человек» и «человек–знаковая система» (0%).

Школьники с высоким  уровнем коммуникативных склонностей относятся к типу профессий «человек–человек» (25%), «человек–художественный образ» (11,1%). У некоторых выражены типы профессий «человек–природа» (2,8%) и «человек–техника» (2,8%).

Особенности взаимосвязи  коммуникативных склонностей и  доминирующего типа профессии в юности наглядно представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Особенности  взаимосвязи коммуникативных склонностей 

и доминирующего типа профессии в юности

Примечание: КС – коммуникативные склонности, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ

 

Школьники с низким уровнем  организаторских склонностей относятся к типу профессий «человек–человек», «человек–знаковая система» и «человек–художественный образ» (по 11,1%). Некоторые относятся к типам профессий «человек–природа» и «человек–техника» (по 2,8%).

Учащиеся со средним  уровнем организаторских склонностей относятся к типу профессий «человек–природа» и «человек–техника» (по 8,3%). Некоторые относятся к типам профессий «человек–знаковая система» и «человек–художественный образ» (по 2,8%). Не выражен тип профессий «человек–человек» (0%).

Школьники с высоким  уровнем организаторских склонностей относятся к типу профессий «человек-человек» (19,5%). Также выявлены типы профессий «человек–техника» и «человек–художественный образ» (по 8,3%). Менее выражен тип профессий «человек–знаковая система» (2,8%). Не выражен тип профессий «человек–природа» (0%).

Особенности взаимосвязи  организаторских склонностей и  доминирующего типа профессии в юности наглядно представлены на рисунке 7.

Рисунок 8. Особенности  взаимосвязи организаторских склонностей 

и доминирующего типа профессии в юности

Примечание: ОС – организаторские склонности, Ч-П – человек-природа, Ч-Т – человек-техника, Ч-Ч – человек-человек, Ч-ЗС – человек-знаковая система, Ч-ХО – человек-художественный образ

 

Таким образом, чем выше уровень коммуникативных и организаторских  склонностей, тем больше у в юности доминируют такие типы профессий, как «человек–человек»,  «человек–художественный образ».

Рассмотрим особенности  взаимосвязи интроверсии-экстраверсии и профессиональной направленности личности в юности по таблице 7 (приложение 10).

Таблица 7

Особенности взаимосвязи интроверсии-экстраверсии и профессиональной направленности личности в юности

тип

интроверты

амбиверты

экстраверты

1

реалистический тип

8%

5,4%

0%

2

интеллектуальный тип

8%

5,4%

2,7%

3

социальный тип

0%

18,9%

13,5%

4

конвенциальный тип

0%

5,4%

0%

5

предприимчивый тип

0%

8%

2,7%

6

артистичный тип

0%

10,8%

10,8%


 

Интроверты относятся  к реалистичному и интеллектуальному  типу личности (по 8%). Не выявлены типы личности: социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный (по 0%).

Амбиверты относятся  к социальному типу личности (18,9%), также к артистичному (10,8%) и предприимчивому типу личности (8%). Менее выражены типы личности: реалистичный, интеллектуальный, конвенциональный (по 5,4%).

Экстраверты относятся  к социальному типу личности (13,5%) и к артистичному (10,8%). Менее выражены типы личности: интеллектуальный и предприимчивый (по 2,7%). Не выражены типы личности: реалистичный, конвенциональный (по 0%).

Особенности взаимосвязи  интроверсии-экстраверсии и профессиональной направленности личности учащихся наглядно представлены на рисунке 9.

Рисунок 9. Особенности  взаимосвязи интроверсии-экстраверсии и профессиональной направленности личности в юности

Примечание: РТ – реалистический тип, ИТ – интеллектуальный тип, СТ – социальный тип, КТ – конвенциальный тип, ПТ – предприимчивый тип, АТ – артистичный тип

Таким образом, интроверты чаще относятся к реалистичному и интеллектуальному типу личности, амбитверты и экстраверты – к социальному и артистичному типу личности.

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте