Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
К.К. Платонов [27] определяет направленность типа личности не через отношение в чистом виде, а как элемент личности, отражающий индивидуально преломленное групповое общественное сознание. В этом элементе (в его формах) обнаруживают себя отношения, также как и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Направленность и отношения К.К. Платонов называет социально обусловленной подструктурой личности, формирующейся путем воспитания, «можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности» [27, с. 126]. Формами направленности выступают влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, в которых, в свою очередь, отношения проявляются.
Подход к определению направленности личности через систему отношений обнаруживает и А.Г. Ковалев: направленность - это то, что личность хочет, куда и к чему она стремится, её отношение к действительности и к самой себе, своим обязанностям, то есть то, что составляет ядро жизненной позиции личности. Направленность характеризуется отношением личности к своим обязанностям, социальными установками, ценностными ориентациями, потребностями и интересами. Направленность, как и характер деятельности, поведения личности, зависит от того, какие потребности наиболее развиты, от совершенства системы самоуправления, от мировоззрения личности [16].
Б.Ф. Ломов сводит собственную точку зрения к вопросу отношений личности. Исследователь резюмирует: «Действительно, направленность типа личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы, её субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система её характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему даёт, вносит в его развитие» [21, с. 234].
Теоретические позиции Д.И. Фельдштейна [36], позволяют рассматривать направленность типа личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений - доминирующие социальные установки - доминирующие смыслообразующие мотивы ведущей деятельности - её личностного смысла - жизненная позиция личности - личностные ценности.
Таким образом, тип личности, её направленность – это системообразущее свойство личности, задающее вектор её мотивационно-смысловых отношений «индивид - общество».
Тип личности в большей степени выражается в наиболее устойчивых и доминирующих мотивах личности, её потребностях, жизненных целях и способностях, которые задают вектор движения личности в системе общественных отношений.
1.2. Развитие личности в юношеском возрасте
Исследуя проблему связи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, мы обращаемся к изучению старшеклассников (учащихся IX-XI классов), что вполне соответствует позиции Д.И. Фельдштейна, утверждающего, что «период ранней юности ... соответствует возрасту учащихся IX-XI классов» [36, с. 158], и студентов I-II курсов высших учебных заведений.
Основным психологическим новообразованием ранней юности (старшего школьного возраста) является рост самосознания — составление собственных жизненных планов, выбор средств их реализации, становление идеалов. Уровень самосознания тесно связан с интеллектуальным развитием человека, а в юношеском возрасте на основе развития абстрактно-логического мышления этот процесс становится новой потребностью, превращающей человека в активно действующий субъект, который самостоятельно осуществляет всякий выбор, ищет новые горизонты. Время поиска «себя» (кризис юности) Г. Шихи рассматривает как «достижение подлинности, имея в виду достижение того внутреннего состояния, в котором мы узнаем обо всех наших потенциальных возможностях и обретаем силу, позволяющую полностью их реализовать» [39].
Перенос акцентов сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль становятся отчасти причиной расширения временной перспективы: для юности на первый план выходит будущее, и все помыслы молодёжи связаны не просто с поиском собственного места в жизни, но с определением своей предстоящей жизни и места в этой абсолютно взрослой жизни. А.Л. Венгер отмечает, что к психологическим новообразованиям юношеского возраста «можно отнести смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания)» [7, с. 21].
В юношеском возрасте формируется новая внутренняя позиция, связанная с осознанием себя как члена общества, принятия своего места в нём, с ростом самостоятельности. Однако стоит добавить, что в ранней юности у человека пока ещё только появляются серьёзные желания и мечты, которые на протяжении всего юношеского возраста корректируются. Поэтому неслучайно новообразованием данного периода некоторые исследователи (например, И.В. Дубровина) называют не собственно самоопределение, а психологическую готовность к нему. «Психологическая готовность к самоопределению - основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста - предполагает: а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, психологических и иных особенностей каждым выпускником школы. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определённую зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем» [12, с. 93].
Следуя логике Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте особенности направленности личности во многом будут детерминированы взаимодействием процессов социализации и индивидуализации.
Процесс социализации является ведущим в ранней юности, в ходе его главное значение для человека имеет всё внешнее — окружающий мир, люди. Данный процесс обусловливает формирование положительного отношения к обществу, что будет выводить на первый план представленность гуманистической направленности личности. Вместе с этим вступление в силу процесса индивидуализации на узловом рубеже (17 лет) переносит акценты с общества на саму личность, особую значимость для личности приобретает самоанализ её внутренних процессов и состояний, что будет оказывать влияние на появление индивидуалистической акцентуации у гуманистической направленности личности или формирование эгоистической направленности.
Как утверждает Д.И. Фельдштейн, «определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности» [36, с. 442-443] - направленность типа личности. Именно направленность типа личности, как правило, уже заложенная к 15 годам, порождает новую ситуацию развития, новую позицию взрослеющего человека, объективно создавая условия для проявления в итоге другой стороны деятельности, характерной уже для следующего возрастного этапа — встраивание себя в существующий мир, развивая и то, что сделает человека адекватным своей внутренней сущности.
В юности формируется
внутренняя позиция не только по отношению
к себе или к другим людям, но и
по отношению к моральным
Мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения юноши приобретают установки личности, благодаря развивающейся рефлексии как способности человека осуществить ценностно-смысловое самоопределение по отношению к жизни. Юношеская рефлексия также отражает влияние процессов социализации и индивидуализации на развитие личности: молодой человек осознает собственное Я (кто я? и т.д.) и собственное положение в мире, обществе (кто мои друзья, враги?, кем хочу стать? и т.д.). Осознание самого себя и собственного места в обществе помогает проектировать траекторию приложения собственных сил в жизни и труде [36, с. 421]. Программируя свою последующую трудовую деятельность, юноши и девушки решают многоуровневую задачу: абсолютно осознанно определиться в своих способностях и склонностях, составить адекватную картину о своем предстоящем виде деятельности и о способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Б.И. Додонов определяет принадлежность индивидуума к тому или иному типу эмоциональной направленности в зависимости от того, какой категории эмоций он приписывает наибольшую ценность. По мнению исследователя, разработанная им классификация эмоций, а на её основе и классификация типов эмоциональной направленности личности, поможет в профконсультации и профориентации выпускников школ, испытывающих трудности в выборе профессии «по душе». В частности, она важна для определения комплексов психологически близких профессий [11].
Согласно классификации Б.И. Додонова существуют следующие типы эмоциональной направленности личности:
1) альтруистическая (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям; альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого- либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия и жалости);
Изучение профиля
В исследовании Л.Б. Волынской [8] выделены основные аспекты жизненных ситуаций, которые могут определить смыслообразующие компоненты личности. К числу таких аспектов Л.Б. Волынская относит и эмоциональную направленность типа личности, которая наполняет содержанием стремление к смыслу жизни, то есть позволяет наметить смыслообразующие ориентиры для разных людей.
Особый интерес представляют работы P.M. Шамионова [38], посвященные изучению динамики и выявлению особенностей связей субъективного благополучия с эмоциональной направленностью, ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации. P.M. Шамионов, ориентируясь на подход Б.И. Додонова относительно зависимости выбираемой деятельности от эмоциональной направленности личности, тем не менее придерживается несколько иной позиции: «Что же касается эмоциональной направленности личности как субъекта конкретной профессиональной деятельности, именно в ней она по большей мере и формируется, хотя, конечно же, нельзя утверждать и того, что сам выбор этой деятельности не основан на какой-либо направленности» [38, с. 55-56]. То есть исследователь фактически выдвигает противоположное Б.И. Додонову положение: не эмоциональная направленность определяет содержание деятельности, а деятельность определяет направленность. Более того, автор отмечает, что сложившаяся направленность и её взаимосвязь с различными компонентами субъективного благополучия могут быть различны в зависимости от выполняемой профессиональной деятельности. Несмотря на это, в качестве одного из выводов автор подчёркивает: «Существующая практика подготовки (и переподготовки) к профессиональной деятельности не учитывает ряд особенностей ценностно-смысловой и ценностно- мотивационной составляющей деятельности, отношений и переживаний личности и их места в системе целостного жизнеопределения» [38, с. 56].
Таким образом, в юности эмоциональная, и морально- мировоззренческая направленность типа личности выражаются в деятельности, мотивируют её: первая влияет только на выбор сферы деятельности и её процессуальные моменты, а вторая определяет, кому или чему эта деятельность посвящается. Именно поэтому важно исследовать только типа личности у современных юношей и девушек в период выбора профессии.