Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

К.К. Платонов [27] определяет направленность типа личности не через отношение в чистом виде, а как элемент личности, отражающий индивидуально преломленное групповое общественное сознание. В этом элементе (в его формах) обнаруживают себя отношения, также как и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Направленность и отношения К.К. Платонов называет социально обусловленной подструктурой личности, формирующейся путем воспитания, «можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности» [27, с. 126]. Формами направленности выступают влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, в которых, в свою очередь, отношения проявляются.

Подход к определению  направленности личности через систему отношений обнаруживает и А.Г. Ковалев: направленность - это то, что личность хочет, куда и к чему она стремится, её отношение к действительности и к самой себе, своим обязанностям, то есть то, что составляет ядро жизненной позиции личности. Направленность характеризуется отношением личности к своим обязанностям, социальными установками, ценностными ориентациями, потребностями и интересами. Направленность, как и характер деятельности, поведения личности, зависит от того, какие потребности наиболее развиты, от совершенства системы самоуправления, от мировоззрения личности [16].

Б.Ф. Ломов сводит собственную точку зрения к вопросу отношений личности. Исследователь резюмирует: «Действительно, направленность типа личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы, её субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система её характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему даёт, вносит в его развитие» [21, с. 234].

Теоретические позиции Д.И. Фельдштейна [36], позволяют рассматривать направленность типа личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений - доминирующие социальные установки - доминирующие смыслообразующие мотивы ведущей деятельности - её личностного смысла - жизненная позиция личности - личностные ценности.

Таким образом, тип личности, её направленность – это системообразущее свойство личности, задающее вектор её мотивационно-смысловых отношений «индивид - общество».

Тип личности в большей степени выражается в наиболее устойчивых и доминирующих мотивах личности, её потребностях, жизненных целях и способностях, которые задают вектор движения личности в системе общественных отношений.

 

1.2. Развитие личности в юношеском возрасте

Исследуя проблему связи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте, мы обращаемся к изучению старшеклассников (учащихся IX-XI классов), что вполне соответствует позиции Д.И. Фельдштейна, утверждающего, что «период ранней юности ... соответствует возрасту учащихся IX-XI классов» [36, с. 158], и студентов I-II курсов высших учебных заведений.

Основным психологическим  новообразованием ранней юности (старшего школьного возраста) является рост самосознания — составление собственных жизненных планов, выбор средств их реализации, становление идеалов. Уровень самосознания тесно связан с интеллектуальным развитием человека, а в юношеском возрасте на основе развития абстрактно-логического мышления этот процесс становится новой потребностью, превращающей человека в активно действующий субъект, который самостоятельно осуществляет всякий выбор, ищет новые горизонты. Время поиска «себя» (кризис юности) Г. Шихи рассматривает как «достижение подлинности, имея в виду достижение того внутреннего состояния, в котором мы узнаем обо всех наших потенциальных возможностях и обретаем силу, позволяющую полностью их реализовать» [39].

Перенос акцентов сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль становятся отчасти причиной расширения временной перспективы: для юности на первый план выходит будущее, и все помыслы молодёжи связаны не просто с поиском собственного места в жизни, но с определением своей предстоящей жизни и места в этой абсолютно взрослой жизни. А.Л. Венгер отмечает, что к психологическим новообразованиям юношеского возраста «можно отнести смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания)» [7, с. 21].

В юношеском возрасте формируется новая внутренняя позиция, связанная с осознанием себя как члена общества, принятия своего места в нём, с ростом самостоятельности. Однако стоит добавить, что в ранней юности у человека пока ещё только появляются серьёзные желания и мечты, которые на протяжении всего юношеского возраста корректируются. Поэтому неслучайно новообразованием данного периода некоторые исследователи (например, И.В. Дубровина) называют не собственно самоопределение, а психологическую готовность к нему. «Психологическая готовность к самоопределению - основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста - предполагает: а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, психологических и иных особенностей каждым выпускником школы. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определённую зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем» [12, с. 93].

Следуя логике Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте особенности  направленности личности во многом будут детерминированы взаимодействием процессов социализации и индивидуализации.

Процесс социализации является ведущим в ранней юности, в ходе его главное значение для человека имеет всё внешнее — окружающий мир, люди. Данный процесс обусловливает  формирование положительного отношения  к обществу, что будет выводить на первый план представленность гуманистической направленности личности. Вместе с этим вступление в силу процесса индивидуализации на узловом рубеже (17 лет) переносит акценты с общества на саму личность, особую значимость для личности приобретает самоанализ её внутренних процессов и состояний, что будет оказывать влияние на появление индивидуалистической акцентуации у гуманистической направленности личности или формирование эгоистической направленности.

Как утверждает Д.И. Фельдштейн, «определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности» [36, с. 442-443] - направленность типа личности. Именно направленность типа личности, как правило, уже заложенная к 15 годам, порождает новую ситуацию развития, новую позицию взрослеющего человека, объективно создавая условия для проявления в итоге другой стороны деятельности, характерной уже для следующего возрастного этапа — встраивание себя в существующий мир, развивая и то, что сделает человека адекватным своей внутренней сущности.

В юности формируется  внутренняя позиция не только по отношению  к себе или к другим людям, но и  по отношению к моральным ценностям: расширяющийся диапазон представлений внутри полярных этических категорий (добра и зла, подлости и честности, предательства и верности) заставляет молодого человека сознательно выбирать свое место среди них. Таким образом, у него формируется собственный взгляд на происходящее с индивидуальной системой ценностных ориентаций. В современных условиях на формирование системы ценностей в юношеском возрасте существенное влияние оказывают не только достаточно высокий уровень рефлексии, самоанализа, сознание собственных мотивов, но социально-экономические условия, влекущие за собой ценностно-нормативную неопределённость [36].

Мотивирующую силу в  организации и самоорганизации  поведения юноши приобретают  установки личности, благодаря развивающейся  рефлексии как способности человека осуществить ценностно-смысловое самоопределение по отношению к жизни. Юношеская рефлексия также отражает влияние процессов социализации и индивидуализации на развитие личности: молодой человек осознает собственное Я (кто я? и т.д.) и собственное положение в мире, обществе (кто мои друзья, враги?, кем хочу стать? и т.д.). Осознание самого себя и собственного места в обществе помогает проектировать траекторию приложения собственных сил в жизни и труде [36, с. 421]. Программируя свою последующую трудовую деятельность, юноши и девушки решают многоуровневую задачу: абсолютно осознанно определиться в своих способностях и склонностях, составить адекватную картину о своем предстоящем виде деятельности и о способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Б.И. Додонов определяет принадлежность индивидуума к тому или иному типу эмоциональной  направленности в зависимости от того, какой категории эмоций он приписывает наибольшую ценность. По мнению исследователя, разработанная им классификация эмоций, а на её основе и классификация типов эмоциональной направленности личности, поможет в профконсультации и профориентации выпускников школ, испытывающих трудности в выборе профессии «по душе». В частности, она важна для определения комплексов психологически близких профессий [11].

Согласно классификации  Б.И. Додонова существуют следующие  типы эмоциональной направленности личности:

1) альтруистическая (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям; альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого- либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия и жалости);

  1. коммуникативная (переживания на основе потребности в общении. Однако следует учесть, что не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. Коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т.п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; к проявляемым при этом эмоциям отнесены чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей);
  2. глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе; гло- рические эмоции возникают, когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения, и проявляются в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах);
  3. праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности, связаны с деятельностью, её успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей; выражаются в чувстве напряжения, увлечённости работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошёл не зря);
  4. пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей);
  5. романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному; проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве);
  6. гностическая (радость от получения новой информации в купе с потребностью в «когнитивной гармонии»; интеллектуальные чувства, связанные не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»: в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю»; проявляются в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести всё в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины);
  7. эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты». Однако не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции; проявляется в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»); разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом);
  8. гедонистическая (преобладают эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются в, наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии);
  9. акизитивная (доминируют положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них». Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д.) [11].

Изучение профиля эмоциональной  направленности личности проведено в работе Е.И. Семененко [32]. Автор рассматривает типы эмоциональной направленности у студентов педагогического института и составляет цепочки профиля типа личности в зависимости от степени выраженности каждого типа личности при оценке себя (праксический, коммуникативный, альтруистический, эстетический, гностический, глорический, гедонистический, романтический, пугнический, акизитивный) и при оценке товарищами (праксический, акизитивный, коммуникативный, гедонистический, романтический, глорический, эстетический, гностический, альтруистический, пугнический).

В исследовании Л.Б. Волынской [8] выделены основные аспекты жизненных ситуаций, которые могут определить смыслообразующие компоненты личности. К числу таких аспектов Л.Б. Волынская относит и эмоциональную направленность типа личности, которая наполняет содержанием стремление к смыслу жизни, то есть позволяет наметить смыслообразующие ориентиры для разных людей.

Особый интерес представляют работы P.M. Шамионова [38], посвященные изучению динамики и выявлению особенностей связей субъективного благополучия с эмоциональной направленностью, ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации. P.M. Шамионов, ориентируясь на подход Б.И. Додонова относительно зависимости выбираемой деятельности от эмоциональной направленности личности, тем не менее придерживается несколько иной позиции: «Что же касается эмоциональной направленности личности как субъекта конкретной профессиональной деятельности, именно в ней она по большей мере и формируется, хотя, конечно же, нельзя утверждать и того, что сам выбор этой деятельности не основан на какой-либо направленности» [38, с. 55-56]. То есть исследователь фактически выдвигает противоположное Б.И. Додонову положение: не эмоциональная направленность определяет содержание деятельности, а деятельность определяет направленность. Более того, автор отмечает, что сложившаяся направленность и её взаимосвязь с различными компонентами субъективного благополучия могут быть различны в зависимости от выполняемой профессиональной деятельности. Несмотря на это, в качестве одного из выводов автор подчёркивает: «Существующая практика подготовки (и переподготовки) к профессиональной деятельности не учитывает ряд особенностей ценностно-смысловой и ценностно- мотивационной составляющей деятельности, отношений и переживаний личности и их места в системе целостного жизнеопределения» [38, с. 56].

Таким образом, в юности эмоциональная, и морально- мировоззренческая направленность типа личности выражаются в деятельности, мотивируют её: первая влияет только на выбор сферы деятельности и её процессуальные моменты, а вторая определяет, кому или чему эта деятельность посвящается. Именно поэтому важно исследовать только типа личности у современных юношей и девушек в период выбора профессии.

Информация о работе Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте