Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Изучить тип личности в юношеском возрасте.
Изучить профессиональное самоопределение в юности.
Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Введение
Актуальность исследования. В последние годы значительно усложнилась проблема выбора профессии для юношей и девушек. Это обусловлено противоречиями, возникшими между требованиями общества в ситуации экономико-политических и социально-культурных изменений и неспособностью молодых людей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям существования в социуме. Решение проблемы выбора профессии возможно только при комплексном её изучении. Однако, даже в этом случае на практике специалисты зачастую недооценивают роль личностных факторов в процессе выбора профессии, среди которых одним из наиболее важных является тип личности.
Отечественные психологи отмечают,
что профессиональное самоопределение
выступают специфическим
Особенности профессионального становления у каждого человека индивидуальна. В исследованиях Е.А. Климова [15], Н.С. Пряжникова [28], Е.И. Рогова [29] в качестве одной из задач психологического сопровождения профессионального становления указывается необходимость создания таких условий, в которых личность может стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Подобный подход предполагает не просто определение способностей и склонностей к тем или иным видам деятельности, профессиональных интересов и намерений, но и ориентацию на личностные механизмы субъекта профессионального выбора, регулирующие профессиональное, становление в целом.
На наш взгляд, в качестве фактора,
обеспечивающего
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью реализации личностно ориентированной парадигмы профессионального образования, предполагающей развитие личности, и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие обусловливает актуальность исследования.
Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Объект исследования: профессиональное самоопределение в юности.
Предмет исследования: взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предположили, что тип личности, её направленность обуславливает выбор профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов:
I. Теоретические методы: анализ литературы по теме исследования.
II. Эмпирические методы: психодиагностический метод. В работе использованы методики:
5. Анкета «Особенности профессионального самоопределения» [4].
III. Методы математической обработки данных: для корреляционного анализа данных был использован r-критерий Пирсона.
Эмпирическая база: средняя образовательная школа № 55 г. Уфы. Респондентами являлись учащиеся 9 класса (15-16 лет), всего 30 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте
1.1. Характеристика типа личности, её направленность
При всем многообразии психологических теорий, рассматривающих проблемы личности, изучение направленности личности до сих пор остается актуальным. Именно направленность выделяется психологами в качестве существенной психологической характеристики типа личности, её основной составляющей или стержневой особенности, определяющей сознание и поведение человека.
В целом анализ психологических теорий личности в отечественной науке показывает, что направленность типа личности интерпретируется через мотивы, установки, ценности, систему целевых программ личности, её активность, систему отношений и моральных свойств личности и т.д.
С понятием «динамической тенденции» — мотива - связывает направленность типа личности С.Л. Рубинштейн [30], которая, отражаясь и сочетаясь в деятельности, образует подлинное единство личности. С.Л. Рубинштейн считает, что направленность типа личности зависима от установки, а связанные с разными аспектами психического облика человека направленность типа личности и её установки порождают поступки, переходят в поступки и в итоге закрепляются в виде свойств.
Д.Н. Узнадзе [35] понимает под установкой отношения потребностей к ситуации, которые детерминируют реальную позицию в конкретном действии, то есть функциональный статус личности в данный момент. Со ссылкой на Д.Н. Узнадзе В.Н. Мясищев определяет установку как готовность личности к некоторой обусловленной потребностью деятельности, опирающийся на действенный опыт механизм, предопределяющий особенности реагирования [24].
С понятием установки во взаимосвязи с мотивами и отношениями личности представлена направленность типа личности у B.C. Мерлина. Автор приходит к пониманию направленности как самой существенной характеристике личности, которая, суммируя социальные и нравственные ценности человека, определяет стратегию его поведения и деятельности. Именно фиксированная установка «позволяет понять один из тех психологических механизмов, благодаря которым мотив, действуя в определённой повторяющейся ситуации, создаёт отношения личности» [23, с. 25].
В процессе изучения проблемы активности личности «как типичного для данной личности, обобщенного ценностного способа отражения, выражения и осуществления её жизненных потребностей» [1, с. 13-14] К.А. Абульханова-Славская [1] подчеркивает, что направленность типа личности является движущей силой развития личности, одной из форм активности личности, «активности, действующей в условиях объективной социальной детерминации, в заданных обстоятельствах, иногда препятствующих, не совпадающих с желательными для личности направлениями» [1, с. 10-11].
А.Н.Леонтьев [19] находит неполным использование термина «направленность типа личности» в отношении «главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий» [19, с. 174], так как многообразие жизненных отношений, в которые вовлекается человек в процессе деятельности, предполагает не одну единственную, ведущую линию жизни, а многовер- шинность мотивационной сферы.
Используя понятие мотива,
формулирует определение
Через мотивацию поведения, социальные роли и ценностные ориентации, структуру и динамику отношений характеризуется направленность типа личности у Б.Г. Ананьева [2]. Ученый оперирует понятием «жизненной направленности» - свойством личности, которое в совокупности с мировоззрением, общественным поведением, основными тенденциями развития составляет характер человека.
Как мотивационный компонент личности определяют направленность типа личности Л.И. Божович [5]. Автор называют направленность стержнем целостной структуры личности и сводят к пониманию относительно устойчивых и доминирующих, то есть составляющих основу мотивационной сферы личности мотивов. При этом направленность типа личности выступает центральным образованием в характеристике мотивационной сферы, она структурирует и организует мотивы и потребности личности.
В связи с исследованиями
мотивации поведения человека П.М.
Якобсон приходит к выводу, что
«под направленностью
Е.М. Никиреев [25] предлагает изучать направленность типа личности через соотношение групп мотивов, отнесение того или другого мотива к какой-либо группе (коллективистических, личных, личностно-престижных), которые по своей сути являются положительными и составляют целостную систему. Поэтому Е.М. Никиреев в процессе исследования направленности личности, кроме всего прочего, считает необходимым изучать не просто сами мотивы, а их иерархию, особенности взаимодействия с ведущими мотивами, с одной стороны, и всей группы мотива данного порядка в общей системе, с другой стороны.
Путем описания ценностно-смысловых образований личности М.Е. Каневская [14] даёт характеристику направленности и её типам Ценностно-смысловые образования личности, которые в её представлении составляют направленность типа личности, складываются в результате того, что в процессе жизнедеятельности человек выделяет в окружающей действительности значимые, ценные для него предметы, ситуации, идеи, действия (обозначающие то предметное содержание, через которое он представлен себе как «я»). Такие ценностно-смысловые образования задают и определяют направление всего психического развития человека, пространство личностных смыслов. В целом М.Е. Каневская выделяет шесть направлений психического развития человека, то есть типов ценностно-смысловых образований личности: бытовой тип; тип живущих по правилам, или «школяры»; отношенческий тип направленности; общенческий тип направленности; познавательный тип направленности; игровой тип направленности.
Так, В.А. Ядов [40] исходит из того, что поведение личности регулируется диспозиционной системой, при этом в каждой ситуации на первый план выступает какой-то определённый уровень диспозиций (то есть продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются) в зависимости от самой ситуации.
Предиспозиция выступает аналогом направленности личности в работах Г.М. Андреевой [3] как предрасположенность личности действовать определённым образом, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.
С феноменом позиции (личностной и социальной) связывает свои представления о направленности личности и М.Ш. Магомед-Эминов [3]. В процессе психологического анализа трансформации личности М.Ш. Магомед-Эминов детально прорабатывает понятие «индивидуация» («индивидуа- ционная трансформация») как процесс развития индивидуальной личности путем движения личности к самости, предполагающий сепарацию (отделение) и аффиляцию (соединение), а также их интеграцию. В зависимости от того, какая направленность преобладает, М.Ш. Магомед-Эминов выделяет две мотивационные акцентуации: социофобию (выражается в стремлении к одиночеству, изоляции) и социофилию (проявляется в полном растворении «Я» в социуме).
В круг понятий смыслового содержания включена направленность типа личности у Б.С. Братуся [6]. Исходя из представления о личности как инструменте человеческого развития, Б.С. Братусь выдвигает гипотезу о нескольких уровнях функционирования личности, или «разных измерениях, уровнях психического аппарата» [6, с. 70]. В смысловой сфере личности Б.С. Братусь выделяет уровни: нулевой уровень - прагматические, ситуационные смыслы; первый уровень - эгоцентрический; второй уровень - груп- поцентрический; третий уровень - просоциальный, или гуманистический; наивысший уровень - духовный, или эсхатологический. Все эти уровни могут одновременно присутствовать в каждом человеке, но в отдельные моменты жизни преобладающим является один из них в зависимости от степени присвоенности (ситуативной, устойчивой, личностно-ценностной) тех или иных смысловых содержаний и мотивационных устремлений, принадлежащих к разным уровням.
В теории В.Н. Мясищева [24] отношения личности определяют, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни. Обусловленными всей общественной практикой отношениями личности к различным сторонам действительности и их качеством (положительным или отрицательным) определяется направленность типа личности - «это доминирующее, главное жизненное отношение человека. Обусловлена направленность типа личности, по мнению В.Н. Мясищева, общественно-значимыми целями, от соотношения которых (общественных и узко личностных) будет зависеть формирование коллективистической и индивидуалистической направленности, а от баланса субъективно-личной и объективно-принципиальной стороны притязаний личности будет устанавливаться уровень сознательного отношения к труду и выявится эгоцентрическая или социоцентрическая направленность.