Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Воспитатель: Вот закончилась зима, наступила…

Дети:  Весна.

Воспитатель: Что же мы будем делать весной?

Дети: Можно пойти в лес за подснежниками.

Воспитатель: Ну что ж пойдём за подснежниками. И будем собирать их.

(Дети собирают  цветы) 

Вдруг Настя говорит загадочно: А мы заблудились…

Воспитатель: Мы заблудились!...Что же делать будем? У нас же есть наши подруги. А ни нам помогут, но сначала мы должны отгадать их загадки.

 Я соткано из зноя, несу тепло с собою, 
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.  
И любите за это вы все меня, я ...

Дети отвечают: Лето.

Воспитатель: Молодцы! Вот наша подруга показывает нам путь. 

(воспитатель проводит по столу дорожку.) А тут следующее препятствие…

Что же это может быть?

Дети: Речка.

Воспитатель: Попросим помощи у следующей нашей подруги.

Вот следующая загадка:

Утром мы во двор идём - 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят  
И летят, летят, летят...

Дети отвечают: Осень.

Воспитатель: Правильно. Осень нам построила мост. Покажите как вы будите переходить по мостику.

(Дети показывают, как переходят по воображаемому мосту.)

Воспитатель: А вот следующее препятствие…Что это может быть?

Дети: Горы.

Воспитатель: Следующая подруга наша знает как нам помочь. Давайте и её загадку послушаем:

Наступили холода.  
Обернулась в лёд вода.  
Длинноухий зайка серый,  
Обернулся зайкой белым.  
Перестал медведь реветь:  
В спячку впал в бору медведь.  
Кто скажет, кто знает,  
Когда это бывает?

Дети отвечают: Зима.

Воспитатель: Зима нам прислала…

Дети: Самолёт.

Воспитатель: Как самолёт летает?

Дети показывают, как летает самолёт.

Воспитатель: Вот и последнее препятствие…

Дети: Деревья. 

Воспитатель: Кто же нам теперь поможет?

Солнце ласково  смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

       Он лучистый, серебристый,

       Он сверкает и дрожит,

       А другой, такой же чистый,

       Рядом весело бежит.

Дети  отвечают: Весна.

Воспитатель: Деревья это друзья Весны. Она их попросила и они расступились. Давайте поблагодарим наших подружек, погладьте их и пригласите ещё в гости.

Дети гладят картинки и приглашают в гости  на следующий раз.

Приложение 2.1.

Настольный  театр. Показ сюжета сказки “Теремок” и беседа по ее содержанию.

Цель – Формирование актёрско-игрового мастерства (сценического мастерства).

Задача

 – Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа.

- Обучение актерскому мастерству: вербальным и невербальным средствам выразительности.

Материал: Картинки: ягоды; верба; грибы. Игрушки: теремок, мышка, лягушка, заяц, петушок, лисичка, волк, медведь.

(Предварительная  работа: чтение сказки " Теремок")

(Приложение 2)

Ход занятия.

Воспитатель: К нам, ребята пришла наша гостья! Зима.

Зима: Здравствуйте, ребята! Мои подружки спят, но они прислали вам свои любимые дары леса. Угадайте кто, что прислал. Лето…

Дети: ягоды,…

Зима: Осень?

Дети: грибы, …

Зима: Весна?

Дети: букет из вербовых веточек…

Зима:  Молодцы! Вы просили меня прийти к вам.  Вот я и пришла и принесла с собой свою любимую сказку.  Называется она, «Теремок». Я вам её покажу, если вы поможете мне?

Дети: Да.

Зима: Сейчас я вам загадаю загадки, кто разгадает про кого эта загадка,  тот получит того героя сказки. 

- Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.?

Настя: Мышка.

Зима: Выпуча глаза сидит, 
Не по-русски говорит, 
Родилась в воде, 
А живёт на земле.

Соня: Лягушка.

Зима: Быстрый прыжок, 
Тёплый пушок, 
Красный глазок.

Марина: Зайчик.

Зима: Гребешок аленький, 
Кафтанчик рябенький, 
Двойная бородка, 
Важная походка, 
Раньше всех встаёт, 
Голосисто поёт.

Артём: Петушок.

Зима: Хитрая плутовка, рыжая головка, 
Хвост пушистый - краса! 
А зовут ее...

Маша: Лиса.

Зима: Зимой спит, 
Летом ульи ворошит.?

Ваня: Мишка.

Зима: На овчарку он похож: 
Что ни зуб — то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть.

Арсений: Волк.

Cтоит в поле  теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Настя: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Зима: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

Соня: Терем–теремок! Кто в тереме живёт

Настя: Я, мышка–норушка! А ты кто?

Соня: А я лягушка–квакушка.

Настя: Иди ко мне жить!

Зима: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

Марина: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Настя: Я, мышка–норушка!

Соня: Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

Марина: А я зайчик–побегайчик.

Настя: Иди к нам жить!

Зима: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Маша: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Настя: Я, мышка–норушка.

Соня: Я, лягушка–квакушка.

Марина: Я, зайчик–побегайчик. А ты кто?

Маша: А я лисичка–сестричка.

Настя: Иди к нам жить!

Зима: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

Арсений: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Настя: Я, мышка–норушка.

Соня: Я, лягушка–квакушка.

Марина: Я, зайчик–побегайчик.

Маша: Я, лисичка–сестричка. А ты кто?

Арсений: А я волчок–серый бочок.

Настя: Иди к нам жить!

Зима: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Ваня: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Настя: Я, мышка–норушка.

Соня: Я, лягушка–квакушка.

Марина: Я, зайчик–побегайчик.

Маша: Я, лисичка–сестричка.

Арсений: Я, волчок–серый бочок. А ты кто?

Ваня: А я медведь косолапый.

Настя: Иди к нам жить!

Зима: Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит: Я лучше у вас на крыше буду жить. А зверята ему…

  Дети: Да ты нас раздавишь!

Медведь: Нет, не раздавлю.

Дети: Ну так полезай!

Зима: Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они  брёвна носить, доски пилить — новый  теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Воспитатель: Спасибо, тебе, Зима! Давайте ребята, поблагодарим Зиму за то, что она пришла к нам. Приходи к нам Осень в следующий раз со своими подружками и передай им, что наши ребята приготовят для вас свою сказку.

Зима:  Спасибо, передам! Мы обязательно придём! До свидания! 

Приложение 3.1. Подвижная игра “Теремок”

Цель занятия – Создание  позитивного настроения у детей, реализация   творческо-игровых  умений в игре «Теремок».

Задача – Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа. 

Материал к занятию: Костюмы: мышка, лягушка, заяц, волк, лисичка, медведь.

(Приложение 3)

Ход занятия.

Ведущая: Дети! Сегодня мы с вами вспомним нашу любимую сказку!

Но про кого эта сказка, это вы сейчас мне  скажите, ответив на загадки:

Под полом таится, кошки боится.   

Дети отвечают: мышь.

Ведущая даёт костюм мышки.

Ведущая: Кто осенью холодной 
Ходит хмурый и голодный? 
Дети:
Волк.

Ведущая даёт костюм.

Ведущая: Комочек пуха, длинное ухо,  
Прыгает ловко, любит морковку.

Ответ детей: Заяц.

Ведущая даёт костюм.

Ведущая:  Зеленые мы, как трава, 
Наша песенка: "Ква-ква". 
Ответ детей: Лягушка.

Ведущая даёт костюм лягушки ребёнку.

Ведущая: Рыжая плутовка, 
хитрая да ловкая, 
в сарай попала, 
кур пересчитала. 
Ответ детей: Лиса.

  Ведущая: Хозяин лесной, просыпается весной,  
А зимой, под вьюжный вой,  
Спит в избушке снеговой.

Ответ детей: Медведь.

Ведущая даёт костюм медведя ребёнку.

Ведушая:  Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем в игру "Теремок". 
Все берутся за руки, идут по кругу и поют: 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок не высок, не высок, 
Вот по полю, полю мышка бежит, 
У дверей остановилась и стучит. 
Мышка выбегает в круг и говорит:
 
Кто, кто в теремочке живет, 
Кто, кто в невысоком живет?
 
(
остается в кругу) 
Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку. 
Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:  
Кто, кто в теремочке живет, 
Кто, кто в невысоком живет?
 
Им отвечают, стоящие внутри круга: 
Я мышка-норушка... 
Я лягушка-квакушка... и т.д. 
А ты кто?
 
Услышав ответ, говорят:  
Иди к нам жить
 
Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и когда его спрашивают:  
А ты кто? 
говорит: 
А я мишка — всех ловишка. 
Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой.
 

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений