Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Воспитатель: Вот закончилась зима, наступила…
Дети: Весна.
Воспитатель: Что же мы будем делать весной?
Дети: Можно пойти в лес за подснежниками.
Воспитатель: Ну что ж пойдём за подснежниками. И будем собирать их.
(Дети собирают цветы)
Вдруг Настя говорит загадочно: А мы заблудились…
Воспитатель: Мы заблудились!...Что же делать будем? У нас же есть наши подруги. А ни нам помогут, но сначала мы должны отгадать их загадки.
Я соткано из
зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...
Дети отвечают: Лето.
Воспитатель: Молодцы! Вот наша подруга показывает нам путь.
(воспитатель проводит по столу дорожку.) А тут следующее препятствие…
Что же это может быть?
Дети: Речка.
Воспитатель: Попросим помощи у следующей нашей подруги.
Вот следующая загадка:
Утром мы во двор
идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Дети отвечают: Осень.
Воспитатель: Правильно. Осень нам построила мост. Покажите как вы будите переходить по мостику.
(Дети показывают, как переходят по воображаемому мосту.)
Воспитатель: А вот следующее препятствие…Что это может быть?
Дети: Горы.
Воспитатель: Следующая подруга наша знает как нам помочь. Давайте и её загадку послушаем:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети отвечают: Зима.
Воспитатель: Зима нам прислала…
Дети: Самолёт.
Воспитатель: Как самолёт летает?
Дети показывают, как летает самолёт.
Воспитатель: Вот и последнее препятствие…
Дети: Деревья.
Воспитатель: Кто же нам теперь поможет?
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.
Дети отвечают: Весна.
Воспитатель: Деревья это друзья Весны. Она их попросила и они расступились. Давайте поблагодарим наших подружек, погладьте их и пригласите ещё в гости.
Дети гладят картинки и приглашают в гости на следующий раз.
Приложение 2.1.
Настольный театр. Показ сюжета сказки “Теремок” и беседа по ее содержанию.
Цель – Формирование актёрско-игрового мастерства (сценического мастерства).
Задача
– Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа.
- Обучение актерскому мастерству: вербальным и невербальным средствам выразительности.
Материал: Картинки: ягоды; верба; грибы. Игрушки: теремок, мышка, лягушка, заяц, петушок, лисичка, волк, медведь.
(Предварительная работа: чтение сказки " Теремок")
(Приложение 2)
Ход занятия.
Воспитатель: К нам, ребята пришла наша гостья! Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Мои подружки спят, но они прислали вам свои любимые дары леса. Угадайте кто, что прислал. Лето…
Дети: ягоды,…
Зима: Осень?
Дети: грибы, …
Зима: Весна?
Дети: букет из вербовых веточек…
Зима: Молодцы! Вы просили меня прийти к вам. Вот я и пришла и принесла с собой свою любимую сказку. Называется она, «Теремок». Я вам её покажу, если вы поможете мне?
Дети: Да.
Зима: Сейчас я вам загадаю загадки, кто разгадает про кого эта загадка, тот получит того героя сказки.
- Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.?
Настя: Мышка.
Зима:
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.
Соня: Лягушка.
Зима:
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.
Марина: Зайчик.
Зима:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
Артём: Петушок.
Зима:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
Маша: Лиса.
Зима: Зимой
спит,
Летом ульи ворошит.?
Ваня: Мишка.
Зима: На овчарку
он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Арсений: Волк.
Cтоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Настя: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Зима: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:
Соня: Терем–теремок! Кто в тереме живёт
Настя: Я, мышка–норушка! А ты кто?
Соня: А я лягушка–квакушка.
Настя: Иди ко мне жить!
Зима: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:
Марина: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Настя: Я, мышка–норушка!
Соня: Я, лягушка–квакушка. А ты кто?
Марина: А я зайчик–побегайчик.
Настя: Иди к нам жить!
Зима: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Маша: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Настя: Я, мышка–норушка.
Соня: Я, лягушка–квакушка.
Марина: Я, зайчик–побегайчик. А ты кто?
Маша: А я лисичка–сестричка.
Настя: Иди к нам жить!
Зима: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
Арсений: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Настя: Я, мышка–норушка.
Соня: Я, лягушка–квакушка.
Марина: Я, зайчик–побегайчик.
Маша: Я, лисичка–сестричка. А ты кто?
Арсений: А я волчок–серый бочок.
Настя: Иди к нам жить!
Зима: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Ваня: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Настя: Я, мышка–норушка.
Соня: Я, лягушка–квакушка.
Марина: Я, зайчик–побегайчик.
Маша: Я, лисичка–сестричка.
Арсений: Я, волчок–серый бочок. А ты кто?
Ваня: А я медведь косолапый.
Настя: Иди к нам жить!
Зима: Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит: Я лучше у вас на крыше буду жить. А зверята ему…
Дети: Да ты нас раздавишь!
Медведь: Нет, не раздавлю.
Дети: Ну так полезай!
Зима: Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Воспитатель: Спасибо, тебе, Зима! Давайте ребята, поблагодарим Зиму за то, что она пришла к нам. Приходи к нам Осень в следующий раз со своими подружками и передай им, что наши ребята приготовят для вас свою сказку.
Зима: Спасибо,
передам! Мы обязательно придём! До свидания!
Приложение 3.1. Подвижная игра “Теремок”
Цель занятия – Создание позитивного настроения у детей, реализация творческо-игровых умений в игре «Теремок».
Задача – Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа.
Материал к занятию: Костюмы: мышка, лягушка, заяц, волк, лисичка, медведь.
(Приложение 3)
Ход занятия.
Ведущая: Дети! Сегодня мы с вами вспомним нашу любимую сказку!
Но про кого эта сказка, это вы сейчас мне скажите, ответив на загадки:
Под полом таится, кошки боится.
Дети отвечают: мышь.
Ведущая даёт костюм мышки.
Ведущая: Кто
осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Дети: Волк.
Ведущая даёт костюм.
Ведущая: Комочек
пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ детей: Заяц.
Ведущая даёт костюм.
Ведущая:
Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
Ответ детей: Лягушка.
Ведущая даёт костюм лягушки ребёнку.
Ведущая: Рыжая
плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
Ответ детей: Лиса.
Ведущая: Хозяин лесной, просыпается
весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ детей: Медведь.
Ведущая даёт костюм медведя ребёнку.
Ведушая:
Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем
в игру "Теремок".
Все берутся за
руки, идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Мышка выбегает в круг и говорит:
Кто, кто в теремочке
живет,
Кто, кто в невысоком живет?
(остается в кругу)
Остальные дети
снова идут по кругу и снова говорят те
же слова, но вместо мышки называют лягушку.
Каждый раз названные
дети выбегают в круг и спрашивают:
Кто, кто в теремочке
живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Им отвечают,
стоящие внутри круга:
Я мышка-норушка...
Я лягушка-квакушка... и т.д.
А ты кто?
Услышав ответ,
говорят:
Иди к нам жить
Остается один
медведь. Он ходит вокруг собравшихся
животных и когда его спрашивают:
А ты кто?
говорит:
А я мишка — всех ловишка.
Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный
становится мишкой.