Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)
 

Диагностика для  определения уровня сформированности театрально-игрового умения детей показала:

Высокий уровень сформированности театрально-игрового умения имеют: Маша, Настя, Соня.

Средний уровень: Марина, Ваня, Арсений, Артём.  

Результат проведения опросника О. Солнцевой по выявлению уровня представлений о театре детьми, по завершению серии театрально-игровых занятий.

  Критерии оценок. 

Выявление у детей представления о театре и определение зрительского умения на основе разработок О.В.Солнцевой по изучению творческой игровой деятельности методом опросника, который включает содержание вопросов:

  1. Знаете ли вы, что такое театр?
  2. Вы были в театре?
  3. Кто работает в театре?
  4. Что вам понравилось в театре больше всего?
  5. Какой спектакль вы смотрели?
  6. Вам нравится смотреть спектакли?
  7. Как нужно себя вести в театре?
  8. Как мы можем узнать  по выражению лица о настроении героя.

                                                                                                          
 

                                                                                                                  

                                                                                                                    Таблица 3

 
Имя ребёнка Общее пред-ставление

театре

Кто работает в  театре Правила поведения  в театре Сказочные спектакли Знание видов  театральной деятельности Кр. оценки
1. Марина        +        +        +        _       + С
2. Маша        +        +        +        +       + В
3. Ваня        +        +        +         _       + С
4. Арсений        +         _        +         _       + С
5. Артём        +         +        +        +       + В
6. Настя        +        +        +        +        + В
7. Соня        +         _        +        _        + С
 

+ Имеет достаточный уровень представлений о театре.

– Не имеет достаточного уровня представлений о театре.

В – Высокий  уровень представлений – ответил на все 5 вопросов.

С – Средний  уровень представлений – ответил на 3 вопроса.

Н – Низкий уровень  представлений – ответил менее на 3 вопроса.

Из результата опросника выяснилось, что высокий уровень представлений о театре имеют: Маша, Артём, Настя.

Средний уровень  представлений: Марина, Ваня, Арсений, Соня.  

Анализ  сформированности театрально-игровых умений детей по завершению серии театрально-игровых занятий.

     Дети  научились быть партнёрами в играх-драматизациях, дети стали более доверительно общаться. Значительно повысился контроль за своим поведением. У детей сформировались основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры. Дети получили элементарный словарь терминов, относящихся к театральному искусству: театр; спектакль; театр кукол; кукла бибабо; представление; актёр; кукла-марионетка; мимика; жест; интонация и др.

     Большую роль сыграло влияние сказки на эмоциональное  развитие детей, результатом чего  развивается интеллектуальное развитие ребенка.

Соня  – появилось стремление делиться впечатлениями от увиденного, достаточно выразительно стала изображать героев сказки, давала правильную нравственную оценку поступкам героев.

  Настя – в формировании социальных умений и навыков поведения замечены общительность, дружелюбие. Нравственная оценка характера персонажей, была правильной и полной.

Ваня  – появилась  потребность в оценке и поощрении близких результатами своего труда. Достаточно точно научился передавать художественный образ, заметно возросло актёрское мастерство.

  Марина – позитивно  изменилась характеристика  психо-физиологического  уровня: исчезло чувство  неуверенности при  воплощении художественного  образа, удалось преодолеть эмоциональную отчужденность. Девочка стала более общительной.

 Арсений –  заметны наработки навыка внимательности, терпеливости. Снизилась непроизвольная двигательная активность. Оценка нравственности героев художественного произведения была дана верно, но ответ был не полным, а однозначным.

Артём – стал проявлять большой интерес к  кукольному виду театральной деятельности. В совместной игровой деятельности начал проявлять качество сотрудничества.

Маша – проявляет  большой интерес к самостоятельной  и коллективной  театрализованной деятельности и к театру. Эмоциональная  выразительность заметно возросла.  
 
 

Заключение.

      Дошкольный  возраст – это период изначального формирования личности. В это время развивается познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.

      В театрализованной деятельности через эмоциональные  переживания формируются способности к анализу и синтезу, а так же развивается творческая активность детей. Собственные внутренние переживания, через которые ребёнок выражает художественный образ являются эстетическим уровнем, который характеризуется особым видом эмоционального познания.

     Существуют понятие "художественно-эстетическое воспитание", его можно охарактеризовать, как процесс воспитания чувства прекрасного, т.е. формируется способность замечать и ценить красоту, которая окружает нас в реальной действительности, в жизни. Так же в понятие художественно-эстетического воспитания входит очень важный аспект – это развитие способности к самостоятельному творчеству, развитие актёрских умений.

     Воплощение  творческого потенциала в театральном  искусстве не только способствует самореализации, но и даёт возможность раскрытию внутренних  качеств  личности. В настоящее время к театральной деятельности обращаются практически все дошкольно-образовательные  учреждения, т.к. эстетическое воспитание является актуальной проблемой воспитания  гармоничной творческой личности ребёнка.  Искусство театра – это органический  синтез музыки и танца, риторики и актёрского мастерства.

      Исходя  из выше сказанного, позволю себе сделать  вывод, что театральная творческая деятельность – это процесс сложный процесс, в содержание которого входят: реализация творческого потенциала; приобретение навыка коммуникации, риторики; приобретение эмоционального опыта, а так же процесс формирования  нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, ответственности.  
Если творческая деятельность организована с учётом возможностей, интересов ребёнка, и она является определённой системой  присутствующей постоянно в жизни ребёнка, то у ребёнка возрастает творческий потенциал, рождаются новые пути развития творческой и эстетической основы личности.  У ребёнка формируется собственное отношение к окружающему миру и таким образом образуется основа нравственно-эстетического характера. В этих условиях происходит формирование жизненной позиции, через самовыражение ребёнок проявляет себя в любой деятельности, развивает свои способности, повышает творческий потенциал, реализуемый в любой сфере активности.

      Ребёнок должен осознать, что  театральный Мир  – это прежде всего  Мир фантазии, воплощения желаний, Мир волшебной  сказки. В этом Мире возможно любое чудо, Творцом, которого является он сам.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Кальчук В.И. "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка". Фестиваль «Открытый урок» Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок». Эл. адрес: festival@1september.ru ;   
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. с 26; 
  3. Мигунова Е.В. "Организация театрализованной деятельности в детском саду": Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. с.46;      
  4. Мигунова Е.В. "Организация театрализованной деятельности в детском       саду": Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий      Новгород, 2006. стр. 54;       
  5. Мигунова Е.В. "Организация театрализованной деятельности в детском саду": Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. стр. 78;     
  6. Маханёва М.Д. "Занятия по театрализованной деятельности в детском саду", Изд. ТЦ Сфера, 2009, Стр. 94;    
  7. Программа "Детсво"
  8. Самсонова Н.Е. "Технология творческого занятия" учебное пособие по курсу "Педагогика творчества"; Петрозаводск, изд. КГПА, 2010. с.10;     
  9. Солнцева О. "Театрализованная деятельность в детском саду", - М., 2003. стр.58;    
  10. Роджерс К., Ясвин В.А. "Развитие культурной среды школы как педагогическая проблема". Учеб.-метод. пособие по курсу "Педагогика" 2001,с. 106, с.419. ;   
  11. Журнал "Дошкольное воспитание" №1 08.01.200 http://www.dovosp.ru/?mnu=1

    Приложение 1.1.

Времена года.

     Цель: Выявить уровень сформированности театрально-игровых умений.

         Задачи: – Выявление и формирование наличия актерских умений (владение вербальными и невербальными средствами выразительности).

    Провести беседу-игру о временах года, используя средства – иллюстрации.

Материалы: картинки-герои: Весна; Лето; Осень; Зима.

(Приложение 1)

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня  нам пришли 4 гостьи. Посмотрите, почему-то они так по-разному одеты?

Дети рассматривают  по очереди каждую гостью. И описывают  одежду каждой гостьи. (Одна гостья в  шубе, другая – в сарафане из кленовых, жёлтых листьев, третья – в платье белого цвета, украшено цветами деревьев (яблони), а четвёртая – босиком, а платье её украшено живыми бабочками.)

 Воспитатель: Но вот беда, они забыли, как их зовут. Они пришли к нам за помощью. А мы давайте постараемся им помочь вспомнить их имена.

     Дети  по очереди называют имена гостьи и объясняют, почему они дали именно это имя для каждой. Объяснения свои строят исходя из одежды и окружающей среды, которая изображена на картинке.

Воспитатель: Давайте пойдём в гости к нашим гостьям. Представим, что наступило лето. А в какие игры можно играть летом? (Показ картинки Лето)

Дети: Летом можно играть в мяч. Собирать цветы…

Воспитатель предлагает детям показать, как прыгает мячик, как можно бросать его др. другу. (Дети сидя представляют воображаемый мяч) 

Воспитатель: Вот кончилось лето и началась…

Дети: Осень.

Воспитатель: А в какие игры можно играть осенью? (показ картинки осень)

Дети: Осенью можно собирать букет из листьев.

(Дети снова  собирают воображаемые букеты.)

Воспитатель: А за осенью началась…

Дети: Зима.

Воспитатель: В какие игры вы играете зимой? (показ картинки Зима)

Дети:  В снежки, лепим снежную бабу…

(Воспитатель  предлагает слепить воображаемую  снежную бабу.) 

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений