Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Диагностика для определения уровня сформированности театрально-игрового умения детей показала:
Высокий уровень сформированности театрально-игрового умения имеют: Маша, Настя, Соня.
Средний уровень:
Марина, Ваня, Арсений, Артём.
Результат проведения опросника О. Солнцевой по выявлению уровня представлений о театре детьми, по завершению серии театрально-игровых занятий.
Критерии оценок.
Выявление у детей представления о театре и определение зрительского умения на основе разработок О.В.Солнцевой по изучению творческой игровой деятельности методом опросника, который включает содержание вопросов:
№ |
Имя ребёнка | Общее пред-ставление
театре |
Кто работает в театре | Правила поведения в театре | Сказочные спектакли | Знание видов театральной деятельности | Кр. оценки |
1. | Марина | + | + | + | _ | + | С |
2. | Маша | + | + | + | + | + | В |
3. | Ваня | + | + | + | _ | + | С |
4. | Арсений | + | _ | + | _ | + | С |
5. | Артём | + | + | + | + | + | В |
6. | Настя | + | + | + | + | + | В |
7. | Соня | + | _ | + | _ | + | С |
+ Имеет достаточный уровень представлений о театре.
– Не имеет достаточного уровня представлений о театре.
В – Высокий уровень представлений – ответил на все 5 вопросов.
С – Средний уровень представлений – ответил на 3 вопроса.
Н – Низкий уровень представлений – ответил менее на 3 вопроса.
Из результата опросника выяснилось, что высокий уровень представлений о театре имеют: Маша, Артём, Настя.
Средний уровень
представлений: Марина, Ваня, Арсений,
Соня.
Анализ сформированности театрально-игровых умений детей по завершению серии театрально-игровых занятий.
Дети научились быть партнёрами в играх-драматизациях, дети стали более доверительно общаться. Значительно повысился контроль за своим поведением. У детей сформировались основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры. Дети получили элементарный словарь терминов, относящихся к театральному искусству: театр; спектакль; театр кукол; кукла бибабо; представление; актёр; кукла-марионетка; мимика; жест; интонация и др.
Большую роль сыграло влияние сказки на эмоциональное развитие детей, результатом чего развивается интеллектуальное развитие ребенка.
Соня – появилось стремление делиться впечатлениями от увиденного, достаточно выразительно стала изображать героев сказки, давала правильную нравственную оценку поступкам героев.
Настя – в формировании социальных умений и навыков поведения замечены общительность, дружелюбие. Нравственная оценка характера персонажей, была правильной и полной.
Ваня – появилась потребность в оценке и поощрении близких результатами своего труда. Достаточно точно научился передавать художественный образ, заметно возросло актёрское мастерство.
Марина – позитивно изменилась характеристика психо-физиологического уровня: исчезло чувство неуверенности при воплощении художественного образа, удалось преодолеть эмоциональную отчужденность. Девочка стала более общительной.
Арсений – заметны наработки навыка внимательности, терпеливости. Снизилась непроизвольная двигательная активность. Оценка нравственности героев художественного произведения была дана верно, но ответ был не полным, а однозначным.
Артём – стал проявлять большой интерес к кукольному виду театральной деятельности. В совместной игровой деятельности начал проявлять качество сотрудничества.
Маша – проявляет
большой интерес к
Заключение.
Дошкольный возраст – это период изначального формирования личности. В это время развивается познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.
В театрализованной деятельности через эмоциональные переживания формируются способности к анализу и синтезу, а так же развивается творческая активность детей. Собственные внутренние переживания, через которые ребёнок выражает художественный образ являются эстетическим уровнем, который характеризуется особым видом эмоционального познания.
Существуют понятие "художественно-эстетическое воспитание", его можно охарактеризовать, как процесс воспитания чувства прекрасного, т.е. формируется способность замечать и ценить красоту, которая окружает нас в реальной действительности, в жизни. Так же в понятие художественно-эстетического воспитания входит очень важный аспект – это развитие способности к самостоятельному творчеству, развитие актёрских умений.
Воплощение творческого потенциала в театральном искусстве не только способствует самореализации, но и даёт возможность раскрытию внутренних качеств личности. В настоящее время к театральной деятельности обращаются практически все дошкольно-образовательные учреждения, т.к. эстетическое воспитание является актуальной проблемой воспитания гармоничной творческой личности ребёнка. Искусство театра – это органический синтез музыки и танца, риторики и актёрского мастерства.
Исходя
из выше сказанного,
позволю себе сделать
вывод, что театральная творческая
деятельность – это процесс сложный процесс,
в содержание которого входят: реализация
творческого потенциала; приобретение
навыка коммуникации, риторики; приобретение
эмоционального опыта, а так же процесс
формирования нравственно-волевых
качеств: самостоятельности, организованности,
ответственности.
Если творческая деятельность организована
с учётом возможностей, интересов ребёнка,
и она является определённой системой
присутствующей постоянно в жизни ребёнка,
то у ребёнка возрастает творческий потенциал,
рождаются новые пути развития творческой
и эстетической основы личности. У
ребёнка формируется собственное отношение
к окружающему миру и таким образом образуется
основа нравственно-эстетического характера.
В этих условиях происходит формирование
жизненной позиции, через самовыражение
ребёнок проявляет себя в любой деятельности,
развивает свои способности, повышает
творческий потенциал, реализуемый в любой
сфере активности.
Ребёнок
должен осознать, что
театральный Мир
– это прежде всего
Мир фантазии, воплощения
желаний, Мир волшебной
сказки. В этом Мире
возможно любое чудо,
Творцом, которого является
он сам.
Список литературы.
Приложение 1.1.
Времена года.
Цель: Выявить уровень сформированности театрально-игровых умений.
Задачи: – Выявление и формирование наличия актерских умений (владение вербальными и невербальными средствами выразительности).
– Провести беседу-игру о временах года, используя средства – иллюстрации.
Материалы: картинки-герои: Весна; Лето; Осень; Зима.
(Приложение 1)
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня нам пришли 4 гостьи. Посмотрите, почему-то они так по-разному одеты?
Дети рассматривают по очереди каждую гостью. И описывают одежду каждой гостьи. (Одна гостья в шубе, другая – в сарафане из кленовых, жёлтых листьев, третья – в платье белого цвета, украшено цветами деревьев (яблони), а четвёртая – босиком, а платье её украшено живыми бабочками.)
Воспитатель: Но вот беда, они забыли, как их зовут. Они пришли к нам за помощью. А мы давайте постараемся им помочь вспомнить их имена.
Дети по очереди называют имена гостьи и объясняют, почему они дали именно это имя для каждой. Объяснения свои строят исходя из одежды и окружающей среды, которая изображена на картинке.
Воспитатель: Давайте пойдём в гости к нашим гостьям. Представим, что наступило лето. А в какие игры можно играть летом? (Показ картинки Лето)
Дети: Летом можно играть в мяч. Собирать цветы…
Воспитатель предлагает детям показать, как прыгает мячик, как можно бросать его др. другу. (Дети сидя представляют воображаемый мяч)
Воспитатель: Вот кончилось лето и началась…
Дети: Осень.
Воспитатель: А в какие игры можно играть осенью? (показ картинки осень)
Дети: Осенью можно собирать букет из листьев.
(Дети снова собирают воображаемые букеты.)
Воспитатель: А за осенью началась…
Дети: Зима.
Воспитатель: В какие игры вы играете зимой? (показ картинки Зима)
Дети: В снежки, лепим снежную бабу…
(Воспитатель
предлагает слепить