Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Да вот только, не свищу больше я порадовать вас не могу…Илья Муромец попросил…
Леший: Ага, попросил и зуб тебе свистячий выбил, хи-хи-хи…
Соловей: Не правда это! Он сам выпал! ( грустно опускает голову)
Воспитатель: Ну не грусти Соловушка! Ну что ребята у нас есть ещё одно желание. Здесь ещё лежат загадки, давайте вынем одну не глядя, если отгадаем, то придёт ещё герой сказочный.
(Воспитатель читает загадку.)
Лечит маленьких
детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ...
Дети: Это доктор Айболит.
Леший: А-а я знаю его. Это наш местный дядька, ох и вредный! У него такой длинный шприц! Он всех этим страшным шприцом колет!
Соловей: Да ещё заставляет горькое варево пить и глотать штуки такие, белые!... Вы если увидите его, так бегите сразу от него куда глаза глядят, и дальше…
Дети: Нет! Он хороший! Он зверей лечит!
Соловей: Да? Хороший говорите? Так может он мне и зуб вставит?
Дети: Да! Вставит!
Соловей: Ну так давайте его позовём, все вместе. Доктор Айболит!
Дети зовут доктора Айболита. Выходит кукла, доктор-Айболит, из-за ширмы.
Доктор Айболит: Здравствуйте ребятки! А кто это у нас тут дрожит?
На ширме дрожат Соловей-Разбойник и Леший.
Дети: Они тебя боятся! Это Леший! Это Соловей-Разбойник!
Доктор Айболит: Ну зачем же меня бояться? Я никому ничего плохого не делаю, я лечу несчастных зверюшек. Никого не обижаю.
Леший: Ага, а я знаю, у тебя такие горькие кругляшки есть. Их как съешь, ну так и всё…всё!...
Доктор Айболит: Это называется таблетки. Это для тех кто заболел, сразу перестаёт болеть и рука и нога…А для тех кто здоров, у меня есть сладкие, вкусные витаминки ! Вот попробуйте!
Леший и Соловей нерешительно берут по витаминке.
Леший: Ой и правда, вкусно! Какая сладкая! А мне ещё дай побольше!
Доктор Айболит: А вот много их есть, не рекомендую, можно и вправду заболеть.
Соловей: А может ты мне и зуб поставишь?
Доктор Айболит: Ну что же давай сюда клюв.
Доктор ставит Соловью зуб.
Доктор Айболит: Теперь у тебя красивый здоровый зуб. Но людей и зверей ты уже пугать не сможешь. Привыкай к новой жизни. Теперь ты добрый!
Соловей: Теперь я буду певчий соловей! А я знаю весёлую песню. Хотите научу? Давайте я вам спою, а вы станцуете! Ваша тётя воспитательница будет показывать вам движения!
Дети танцуют под песню «Песенка про зарядку» сл. Витлугиной
Мы подтянемся
сперва
И расправим плечи.
Соловьи глядят на нас,
Соловьи щебечут!
Раз-два, раз-два,
Соловьи щебечут!
Раз-два, раз-два,
Соловьи щебечут!
Раз-два, раз-два,
Замелькали пятки.
Как чудесно с соловьём
Прыгать на полянке!
Раз-два, раз-два,
прыгать на полянке!
Раз-два, раз-два,
Прыгать на полянке!
Доктор Айболит: Какие молодцы! Вот это правильно! Зарядкой надо заниматься каждый день и не только с утра, но и в течение дня! Тогда не будите болеть никогда! Вот вам оставляю коробочку с витаминами, воспитатель будет вам их давать кушать столько раз, сколько я ей скажу.
А теперь мне пора к моим зверятам. До свидания ребята!
Леший: Погоди и я с тобой, пойдём, я провожу тебя, а ты мне по дороге расскажешь, что мне нужно делать, чтобы волосы мои были гладкие и шелковистые! Всем пока!
Соловей: И я с вами! Доктор ты мне тоже посоветуешь какой пастой зуб чистить мой новый, певчий…Пока, дети!
Воспитатель: Вот со сколькими сказочными героями мы сегодня повстречались! Встретились нам и те, герои которые когда-то были злыми волшебниками. Про кого я говорю? Как вы думаете?
Дети: Про Бабу Ягу, Лешего, Соловья разбойника.
Воспитатель: Знаем мы с вами и других, хороших, добрых героев сказок.
Кто может вспомнить?
Дети: Доктор Айболит.
Воспитатель: Да, ребята, когда-то сегодняшние герои: Баба Яга, Леший, Соловей-разбойник. Были злыми, они обижали и природу, которая их окружала, и зверюшек. А потом они стали очень одиноки им не с кем было поговорить, поиграть, даже деревья, которых эти плохие герои ломали, перестали радовать их своими зелёными листочками, цветочки и травка перестала расти в том месте, где жили. Зверюшки покинули эти места. И тогда этим плохим героям стало совсем грустно. И они поняли, что нельзя обижать жителей леса, нужно помогать лесу, поливать деревья и кустики и тогда лес одарит их своими дарами: грибами и ягодами. И стали плохие герои потихоньку становиться хорошими. Баба-Яга начала подкармливать зверей, Леший стал следить за посадками деревьев, и стал лесничим.
А соловей подружился с птицами леса и они приняли его в свою стаю.
И зажили наши герои
как в доброй сказке, дружно и
весело. Вот и мы с вами, друзья, если хотим,
чтобы жить было весело, как в сказке, то
и мы должны стараться помогать друг другу,
быть аккуратными с природой, она ждёт
нашей заботы и любви. Не обижайте друг
друга и других, будь то младшие дети или
мама с папой…Дарите добро и любовь всему,
что вас окружает! И тогда увидите чудо!
Некрасивое становится красивым, люди,
которых вы считали злыми, станут добрыми!
Это настоящее чудо! Давайте построим
свою добрую сказку в жизни. Тогда вы сами
увидите, как будет любить вас весь Мир:
и деревья, и Солнышко, и животные, и все
люди на свете!
Приложение 6.1.
Занятие 6
Заключительная беседа о театре.
Цель: Формирование интереса к театральному виду искусства.
Задачи: – Обогащать детей впечатлениями из рассказа о театре.
– Формировать систему знаний о представителях театральной деятельности. – Вызывать у детей эмоциональный отклик, желание участвовать в игре, сопровождать действие словами.
Материал: картинка с изображением Петрушки; Миши, кота. Куклы "би-ба-бо": колобок и бабушка.
Ход
Воспитатель: Ребята, любите ли вы театр? Были вы с мамой или папой в театре?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вы там смотрели?... Сказки про кого? А кто исполнял героев?
Дети: Люди. Куклы.
Воспитатель: Хорошо. Кукольный театр существует очень давно. Люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, дерева. Вокруг таких кукол плясали устраивали праздники, показывали спектакли. Кто знает что такое спектакль?
Дети: Представление. Сказка.
Воспитатель: Петрушка – первая игрушка была, любимый герой он устраивал представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. (показ картинки Петрушки ) А позже появились театры, где мы можем посмотреть спектакли.
А как нужно себя вести в театре?
Дети: Да! Тихо
сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель: Но и мы с вами умеем создавать
свой театр. Мы тоже умеем показывать сказки.
Давайте подумаем, как это сделать? У меня
есть разные картинки можно с помощью
картинок показать сказку?
Дети: Можно.
Воспитатель: Давайте придумаем маленькую историю с этими картинками.
Двое детей берут картинки мышонка и кота. Сочиняют экспромт.
Воспитатель: А что ещё можно использовать для показа спектакля?
Дети: кукол.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите у меня есть необычные куклы. Они называются "би-ба-бо". Вы конечно знакомы с ними.
Воспитатель даёт детям куклы: колобок и бабушка.
Воспитатель: Подскажите мне, пожалуйста откуда взялся колобок? Расскажите с помощью кукол.
Дети с помощью кукол показывают, что бабушка испекла колобок.
Воспитатель: А можем ли мы сами превратиться в сказочных героев?
Дети: да.
Воспитатель: Конечно, можем. А для этого, чтобы зрители узнали в нас, сказочных героев мы можем одеть в костюмы, маски. Давайте поиграем в игру сказку.
Подвижные игры с ряжением. «Цыплятки и кот»
Атрибуты: шапочки цыплят, шапочка кота
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его действиями. Дети действуют по показу.
Шли цыплята на лужайку (дети идут, помахивая «крылышками»)
Свежей
травки пощипать
Пи-пи-пи, пи-пи-пи,
Свежей травки пощипать
Вышел котик погулять, (воспитатель двигается плавно, осторожно)
Решил цыплят он испугать.
Стал подкрадываться тихо
И мяукнул громко: «Мяу!» (воспитатель догоняет цыплят)
Затем роль кота исполняет ребёнок, игра повторяется 2-3 раза.
Приложение 3.2. Этюды на мимику
- работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заяц испугался», «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса».
- прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.
Приложение 4.2. Этюды на движение
«Лиса идет»- пройти на «мягких лапках».
«Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе».прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.