Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Психологи
утверждают, что в средней группе дошкольного
возраста у детей развиваются способности
к импровизации в режиссерских играх,
которые постепенно превращаются в совместную
деятельность.
1.5. Особенности руководства театрализованной деятельностью в средней группе.
Ведущие психологи утверждают, что в средней группе происходит переход игровой деятельности ребенка от индивидуальной игры, ориентированной для самого себя к игре, ориентированной на зрителя. Дети этого возраста начинают ориентироваться в игре не только на сам процесс, но и придумывают своё осмысленное содержание, предусматривается развитие сюжета и возможно намечается конечный результат. Игры всё больше носят коллективный характер, из группы 5-6 человек, где ролевые позиции различны, но объединены единым сюжетом содержания. В таком коллективном творчестве просматриваются различие социальной значимости детей и характеристики творческой активности каждого. Кто-то занимает ведущую роль управления, а другие роли подчинения. Дети активно включаются в творчество игры и эмоционально передают образы героев, учатся сотрудничеству-партнёрству, учатся согласовывать решения по развёртыванию сценария, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму.
В помощь детям для формирования игровых умений, в театрализованной деятельности можно использовать упражнения, типа "Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе"; "Угадай, что я делаю".
Рекомендуется использование вида театрализованной игры – настольный театр. Предложить ведущие роли наиболее активным детям, а малоактивным – исполнение второстепенных ролей с небольшим количеством действий. В драматизации выбирают активную роль ведущего, эту роль должен исполнять сам ребёнок (по желанию).
Для расширениея театрально-игрового опыта детей используются игры-драматизации:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
В среднем дошкольном возрасте усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Существуют требования по формированию умений по средствам театральной деятельности.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции
"зритель" (внимательность и доброжелательность; проявление элементов зрительской культуры; адекватное реагирование на происходящее "на сцене"; благодарить артистов с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства
невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать её незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции
«режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями
оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты,
вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в
процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитателю необходимо уделять внимание развитию интереса к импровизации. Подбирать, продумывать и придумывать различные сюжеты игр. Подсказывать детям средства выразительности для изображения художественных образов. Обязательное поощрение за исполненный образ или поданные детьми идеи для воплощения ролей или ситуаций в содержании, играют стимулирующую роль к развитию способности импровизации. [11]
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что основная работа воспитателя для реализации творческого процесса готовится за долго до самого процесса. Не маловажное условие – это внимательное, чувственное отношение, которое складывается между педагогом и ребёнком.
А у педагога ещё есть главная функция – он «заражает» воспитанника, он включает в себя мощные и одновременно тонкие психофизиологические процессы, что не может быть описан в нескольких словах. (Е.Е.Кузина 2008).
Возможность для ребёнка сделать творческое открытие на занятиях в большей степени зависит от педагога, от того, сумеет ли он создать условия для творческой активности ребёнка. В педагогике используется понятие «педагогическая среда». «Понятие «среда» включает в себя ряд таких факторов, как: особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений, взаимовлияний, создающие и обеспечивающие развитие.»[4]
В этой сфере деятельности существуют свои сложности в организации процесса. Из-за различных сложностей темперамента детей у некоторых возникают страхи, заторможенность, нервные срывы, а у других, наоборот, несдержанность и суетливость. На это организатору театральной деятельности следует обратить самое серьёзное внимание, т.к. театральная деятельность – это совместное коллективное творчество, в котором каждый может проявить себя как личность в непосредственном, сиюминутном выражении собственных впечатлений. В то же время совместное творчество должно нести гармонию, т.е. действия участников должны выполнять единую поставленную цель. Готовясь к творческому процессу, воспитатель-организатор должен учесть темперамент каждого участника, распределив роли сценария соответственным образом. Важно постоянно стимулировать ребенка к проявлению творчества, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться к нестандартным фантазийным идеям, нужно исключить замечания и осуждения по этому поводу, при случае направить фантазию ребёнка в нужное русло.
Встречаются сложности другого порядка: недостаточно развитая память, внимание и речь. В этих случаях необходимо проявить специальные педагогические навыки: аналитические, проективные, коммуникативные, организаторские и др.
Воспитателю следует помнить о том, что многим детям особенно интровертам, очень тяжело долго находиться в окружении большого количества людей, им необходимо уединение для сохранения психического здоровья. Детям медлительным или рассеянным, угнетающим фактором будет навязанный темпоритм.
Перед организатором театрализованной деятельности ставится ряд задач:
— добиться эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости. Это необходимо для чувственного воплощения ребёнка в роль, для максимально-возможного проявления эмоционально-художественного творчества
— научить ребёнка чувственно-художественному воображению. Этот процесс возможно организовать через игру, фантазирование, сочинительство.
— ввести ребёнка в мир культуры и оказать поддержку в индивидуальном самоопределении.[11]
Наша с вами современница, Кальчук В. И., предложила нашему вниманию перечень функций педагога-организатора:
— установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
— умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
— позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
— опора на субъективный личностный опыт ребенка;
— ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
— направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
— диалогическая позиция в общении;
— направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
— «считывание» эмоциональной информации у дошкольников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;
— направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
— поощрение творческой активности ребят. [5]
Все эти функциональные обязанности являются обязательными для успешных результатов в формировании творческо-игровых умений детей дошкольного возраста.
Организатор не должен применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. А наоборот, предоставлять детям возможность высказать своё мнение о происходящем или предшествующем действии, дать возможность проявить ребёнку творческую активность. Необходимо следить за тем, чтобы в процессе инсценирования принимали участие все дети. Бывают случаи, когда гиперактивные дети своей раскованностью подавляют деятельность робкого ребенка, важно проследить и урегулировать этот процесс. А так же не допускать, того чтобы дети боялись «сцены», боялись ошибиться. Очень важно суметь эмоционально раскрепостить детей вселить в них уверенность в самих себя, в свои актёрские способности, научить справляться с непредвиденными ситуациями, умело обыгрывать любое непредсказуемое явление или действие. Воспитывать в детях чувство партнёрства, учить взаимопомощи при возникновении затруднённой ситуации.
В процессе творческой деятельности обязателен этап социализации, когда воспитатель организует работу в группе и просит детей поделиться своими идеями обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению. Этот этап так же способствует формированию коммуникативных способностей. Творческая задача воспитателя – создать условия для развития творческих способностей и умений. Воспитатель должен организовать благоприятную среду для раскрепощения участников процесса, став собеседником, выполняя функцию эмоциональной поддержки, определить интересы каждого из детей, иметь готовность поддержать беседу, обсуждением, дискуссией. А так же иметь способность корректировать и направлять ход мыслей ребёнка в общении, адекватно контролировать продвижение в освоении его знаний. Преподавателя такого характера называют педагогом-фасилитатором. «Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия».
C.Л. Братченко представил пять основных направлений педагога-фасилитатора:
— искусство уважения;
— искусство понимания;
— искусство помощи и поддержки;
— искусство договора;
— искусство быть собой. (С. Л. Братченко 1999) [5]
В сфере театрального искусства, процесс совместной творческой деятельности в сфере должен строится на основе развивающих методик и представлять собой систему театрализованных игр, драматизаций и т.д. В игре принимают активное участие, как дети, так и взрослые, которые являются равноправными соучастниками процесса. Занятия необходимо проводить в такой форме, которая была бы наиболее интересной для детей, желательно, чтобы присутствовало сюжетное построение.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка является необходимым условием для возникновения у ребенка самостоятельности. В совместной деятельности взрослый направляет русло деятельности на формирование у детей творческо-игровых умений, помогает эффективно формировать и развивать актерские, режиссерские, оформительские умения и тем самым содействовать проявлению творчества в театрализованных играх. Метод создания и моделирования проблемной ситуации также может служить одним из методов организации творческо-фантазийных поисков, развивать умственную деятельность.