Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

     Проблемой классификации театрально-игровой  деятельности занимались многие педагоги-исследователи. Предлагали разные варианты классификаций игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Например, в классификации Л.С.Фурминой классификация театрализованной игры определяется как: предметные и непредметные игры.

     Е.Л.Трусова  предложила взгляд на театрализованную игру, как 

дифференциацию по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.

     Л.В.Артемова предлагает взгляд на театрализованную игру с точки зрения эмоциональной выразительности сюжета и делит данные виды игр на две группы: драматизации и режиссерские. И выделяет виды драматизаций:

     Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на

руке.

     Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя

старые  игрушки.

     Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

     Режиссерская  игра ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

     А так же Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр:

     Настольный  театр игрушек. Используются игрушки, поделки.

     Настольный  театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

     Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают

при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

     Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

     Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благо-

даря  которому персонажи отбрасывают  тени на экран.

     С.А.Козлова  и  Е.Е.Кравцова отмечают, что игра-драматизация, которая рассматривается в рамках театрализованных игр характерна режиссерской игре и по структуре схожа с сюжетно-ролевой игрой. Но режиссерская игра имеет составляющие: воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры. [6]

     Театрализованная  деятельность с использованием кукол  особо увлекательна и любима детьми. Помимо всем нам привычного, кукольного  театра марионеток, бибабо и обычных кукол, которыми играют дети, используя их для самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Предлагаю рассмотреть необычные, интересные виды кукол, которые служат средством реализации кукольной театральной деятельности, таких как: настольные театры; теневой театр; пальчиковый театр;  театр масок; магнитный театр.

     Для настольного театра можно использовать игрушки из конусов и цилиндров. Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани. Слепить из массы головки персонажей, чтобы надеть их на конусы.

     Игрушки из поролона. Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог.

     Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита.

     Игрушки из коробок. Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.).

     Игрушки из природных материалов. Используются шишки, желуди,

     каштаны, кора, семена косточки и др. Ребёнок, с помощью своей фантазии, может представить и изобразить из такого материала любого персонажа.

     Для пальчикового театра. Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. Возможно изготовить персонажей для пальчикового театра из поролона, из различных видов тканей, из бумажной массы, из старых перчаток и варежек, из картона.

     Для необычных театрализованных игр  можно изготовить игрушки-попрыгушки. Для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная), ткани, поролон, проволока, клеенка и др. Подобные игрушки – куклы-вертушки, детали прикрепляют к палочкам. При движении палочкой куклы активно двигаются, размахивая руками, хвостиками.

     Оригинальны куклы из воздушных шаров.

     Для театра драматизации подойдут большие куклы (по высоте ребенка) Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) - у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

     Существуют крупные тростевые куклы. Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Плоские тростевые куклы выполняются из картона.

     Для Теневого театра можно использовать фигурки для пальчикового театра. Очень эффектно выглядят «Живые» тени можно создавать с помощью своих рук (театр ручных теней), вырезанных силуэтов и по типу драматизации, но в театре теней, пользоваться  костюмами.

       «Живые» куклы («танта-морески») могут использоваться в театрализованных играх. У «живых» кукол головы настоящие, живые, а туловища, ручки и ножки – кукольные.

     Для Театра масок, а так же для театрализованных игр изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны.

     Очень важную роль для передачи атмосферы сюжета сценария играют декорации. Можно самостоятельно смастерить деревья, скамеечки, дома, заборы и прочее.

     Для лучшего художественного восприятия, чтобы проникнуться сказочной атмосферой спектакля важно музыкальное и звуковое оформление. Для передачи звукового образа птиц или голосов животных, или звукового фона можно воспользоваться различными средствами: погремушками, колокольчиками, свистульками, кастаньетами или деревянными ложками и другими подручными средствами.

     Дети  с удовольствием откликаются  на предложение смастерить для художественной деятельности разные куклы. Это может явиться стимулом проявления интереса к театрализованной деятельности и способом привлечения к ручному художественному творчеству.

     Участвуя  в таких видах творчества, дети развивают свои творческие способности, такие как,  фантазия, сфера эстетического сознания, нравственно-эмоциональные, мыслительные и познавательные качества. Для детей театрализованная деятельность является школой общения, самовыражения, проявления собственного творчества. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 1. 4.  Организация самостоятельной театрализованной

деятельности  и развитие творческой, игровой активности дошкольников.

     Л.С.Фурминова  считает, что  «…творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

     Дети  дошкольного возраста проявляют большой интерес к театральному искусству. Но готовность к самостоятельной деятельности может отсутствовать. Не все дети имеют достаточное представление о театре, и тем более о его разновидностях. Не хватает детям и игровых умений, позволяющих организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

     Необходимо  воспитывать в детях  умение  восприятия художественных, театральных постановок. А так же обучать их самостоятельной театрализованной деятельности, формируя игровые умения.

     Умение  восприятия сценического искусства  необходимо формировать в раннем возрасте ребёнка. Восприятие театрализованных представлений происходит у детей по-разному. Оно определяется психологическими особенностями детей. Для эффективности обучения детей, правильному восприятию и  формированию умений анализировать характеристики театрализованной и сюжетно-ролевой игр целесообразно начинать знакомство с театральной деятельностью с наиболее простого вида — кукольного театра.

     Так как ведущей деятельностью дошкольного  возраста является игра, то это означает, что у детей заложена потенциальная  способность и к  театрализованной  деятельности. Нужно только направлять, корректировать  действия, подавать различные идеи-подсказки в виде вспомогающих вопросов ("Что сказал?" "почему?" "куда пошел?" и т.д.) При таком виде деятельности развивается сфера творческих возможностей детей. 

     О.Солнцева определила условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх:

содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.[10]

     Существуют  действенные методы для создания интереса детей и привлечения к совместной деятельности. Детям можно предложить творческие игровые задания: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений