Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Содержанием занятий по подготовке к проведению театрализованного представления, является не только знакомство со сценарием литературного произведения, но и со "знаками", играющими роль выразительного языка: жестами, мимикой, с движениями разного характера, мизансценой и т. д.
Большую роль в организации творческой деятельности играет воспитатель. Он должен умело управлять данным процессом: выразительно читать художественное содержание; проявлять аналитические способности; владеть основами актерского мастерства. Это помогает формировать и усовершенствовать творческие умения детей.
При организации творческого занятия, перед воспитателем встают методические задачи:
— проанализировать восприятие и чувственное отношение ребенка к художественным образам (на что направлены его переживания);
— помочь ребенку разобраться в качественных оценках персонажей и их действий.
В содержание занятий можно включить ролевые диалоги, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Это поможет воспитать социальную и эстетическую основу личности ребёнка.
Занятие по подготовке театрального инсценирования, имеет следующие аспекты:
1. освоение детьми основ актерского мастерства;
В процессе реализации творческого занятия решаются следующие задачи:
— развитие актёрских способностей и творческой самостоятельности;
— приобщение к различным видам творческой театральной деятельности;
— формирование навыка импровизации;
— развитие речевой деятельности;
— формирование эстетической основы воспитания;
— формирование коммуникативных способностей [11]
В статье М.Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности и подобраны примерные диагностики по определению уровня сформированности театрально-игрового умения.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. [8]
Для вовлечения детей в работу можно использовать различные приёмы:
— выбор детьми роли по собственному желанию;
— распределение ролей по карточкам (на карточке изображен персонаж);
— произвести экспериментальные «пробы» - проигрывание ролей в парах.
Во время репетиций спектакля необходимо, в непринуждённой обстановке, советоваться с детьми, выслушивать их предложения, искать совместные решения.
Во время проведения циклов занятий можно использовать такие методические приёмы, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
Воспитатель
обязательно должен
поощрять инициативность,
самостоятельность
выбранного решения
детей.
Глава 2.
Опытно-
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №75 "Ладушки", г. Петрозаводска в средней группе дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Цель: выявить уровень сформированности театрально-игровых умений.
Задачи для исследования и формирования уровня театрально-игровых умений:
- Провести беседу с воспитателем по выявлению уровня театрально-игровых умений детей средней группы.
- Исследовать предметно-развивающую среду группового помещения, средней группы ДОУ №75;
- Провести диагностику М.Маханёвой по определению сформированности театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- Беседа с воспитателем о использовании театрально-игровой деятельности для формирования театрально-игровых умений;
- Анализ развивающей среды группового помещения;
-
Диагностика М.Маханёвой по выявлению уровня театрально-игрового
умения.
1 этап. Беседа с воспитателем о использовании театрально-игровой деятельности для формирования театрально-игровых умений.
Цель: выявить методы воздействия на детей для формирования театрально-игровых умений.
Задача: провести беседу для изучения методов воздействия воспитателя на детей средней группы, в целях формирования театрально-игровых умений.
Метод:
-беседа.
Из беседы с воспитателем группы было установлено, что учреждение работает по программе "Детство".
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Воспитателю предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.
Руководствуясь программой "Детство" воспитатель совместно с музыкальным преподавателем используют в своих занятиях произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Содержание программы разделено на четыре блока (программа состоит из трех частей, с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни)):
«Познание»
«Гуманное отношение»
«Созидание»
«Здоровый образ жизни».
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка. В содержании своих занятий, в целях воспитания позитивного отношения к окружающему миру, воспитатель включает важный раздел программы — «Отношение к самому себе».
В программе "Детство" сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию.
В программе определён стандарт игрового умения детей среднего дошкольного возраста:
1.
В творческих имитационных
2.
Передавать в жестах и
3. Уметь жестом показать: маленькое…, огромное…
4.
В играх на темы литературных
произведений стремиться
5.
Принимать поставленную
6.
Уметь объяснить сверстникам,
как получить результат,
7.
Действовать в подвижной игре
соответственно сюжету и
8. Проявлять умение сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр. [5]
Рассматривая основные требования программы по воспитанию творческих навыков, воспитатель определяет возможность реализации основных задач средствами театральной деятельности:
– В реализации театральной деятельности дети стремятся передать характер образов героев, передавая своё отношение различными средствами выразительности (жесты, мимика, выразительное движение, интонация). Такой метод, по мнению воспитателя, способствует воспитанию гуманных чувств.
– Из слов воспитателя овладение формами социально-нравственного поведения происходит во время исполнения действий из сценариев сказок: прийти на помощь в трудную минуту, огорчаться в случаях неудач и радоваться успехам героев сказок. Из анализа наблюдения воспитателя за проведением совместной деятельности, установлено, что дети приобретают опыт установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия, учатся достигать важных для группы цели с учетом собственных интересов и интересов других детей.
– Воспитатель утверждает, что во время разрешения проблемных ситуаций, в сценической игре, дети проявляют эмоции, что является средством формирования социально - нравственного поведения.
– Следуя принципу доступности, содержание сценария или игровую ситуацию в театрализованной деятельности воспитатель совместно с методистом и музыкальным руководителем специально подбирают доступным для понимания, соответствующую возрастному уровню детей.
– Сюжеты игр и драматизаций воспитатель стремиться сделать интересными и увлекательными. После проведения мероприятия в беседах даёт возможность проанализировать проблемные ситуации в повседневной жизни.
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Свобода выбора деятельности позволяет воспитателю подобрать сценарии игр – драматизации по своему усмотрению.
Для проведения экспериментальной работы по исследованию влияния театрализованной деятельности на формирование игровых умений были выбраны различные виды театрализованной деятельности:
- настольный кукольный театр;
- театрализованная, подвижная игра;
- театральная драматизация;
- кукольный
спектакль.
2 этап. Исследование развивающей среды в условиях ДОУ № 75, для формирования театрально-игровых умений.
Цель: Выявить условия развивающей среды детей средней группы дошкольного возраста.
Задача: провести анализ развивающей среды.
Методы исследования:
- беседа с воспитателем;
- анализ развивающей среды.
<