Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

     Содержанием занятий по подготовке к проведению театрализованного представления, является не только знакомство со сценарием литературного произведения, но и со "знаками", играющими роль выразительного языка: жестами, мимикой, с движениями разного характера, мизансценой и т. д.

      Большую роль в организации творческой деятельности играет воспитатель. Он должен умело управлять данным процессом: выразительно читать художественное содержание; проявлять аналитические способности; владеть основами актерского мастерства. Это помогает формировать и усовершенствовать творческие умения детей.

      При организации  творческого  занятия, перед воспитателем встают методические задачи:

— проанализировать восприятие и чувственное отношение ребенка к художественным образам (на что направлены его переживания);

— помочь ребенку разобраться в качественных оценках персонажей и их действий.

          В содержание занятий можно включить ролевые диалоги, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Это поможет воспитать социальную и эстетическую основу личности ребёнка.

      Занятие по подготовке театрального инсценирования, имеет следующие аспекты:

     1. освоение детьми основ актерского мастерства;

  1. освоение детьми технических приемов.

      В процессе реализации творческого занятия решаются следующие задачи:

— развитие актёрских способностей и творческой самостоятельности;

— приобщение к различным видам творческой театральной деятельности;

— формирование навыка импровизации;

— развитие речевой деятельности;

— формирование эстетической основы воспитания;

— формирование коммуникативных способностей [11]

      В статье М.Маханевой  «Театрализованная  деятельность дошкольников»  рекомендуется схема  занятий по театрализованной деятельности и подобраны примерные диагностики по определению уровня сформированности театрально-игрового умения.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в  разных формах), где  воспитатель и  каждый ребенок имеют  возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. [8]

      Для вовлечения детей  в работу можно  использовать различные  приёмы:

— выбор детьми роли по собственному желанию;

— распределение ролей по карточкам (на карточке изображен персонаж);

— произвести экспериментальные «пробы» - проигрывание ролей в парах.

      Во  время репетиций спектакля необходимо, в непринуждённой обстановке, советоваться  с детьми, выслушивать их предложения, искать совместные решения.

      Во  время проведения циклов занятий можно  использовать такие  методические приёмы, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

      Воспитатель обязательно должен поощрять инициативность, самостоятельность  выбранного решения детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

      Опытно-экспериментальная  работа по  формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредствам театрально-художественной творческой деятельности.          

     База  исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №75 "Ладушки", г. Петрозаводска в средней группе дошкольного возраста.

2.1  Изучение уровня театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

     Цель: выявить уровень сформированности театрально-игровых умений.

     Задачи  для исследования  и формирования  уровня театрально-игровых  умений:

    - Провести беседу с воспитателем по выявлению уровня театрально-игровых умений детей средней группы.

    - Исследовать предметно-развивающую среду группового помещения, средней группы ДОУ №75;

    - Провести диагностику М.Маханёвой по определению сформированности театрально-игровых  умений детей среднего дошкольного возраста.  

    Методы  исследования:

    - Беседа с воспитателем о использовании театрально-игровой деятельности для формирования театрально-игровых умений;

    -   Анализ развивающей среды группового помещения;

    - Диагностика М.Маханёвой  по выявлению уровня театрально-игрового умения.                                                

1 этап. Беседа с воспитателем о использовании театрально-игровой деятельности для формирования театрально-игровых умений.

     Цель: выявить методы воздействия на детей для формирования театрально-игровых умений.

     Задача: провести беседу для изучения методов воздействия воспитателя на детей средней группы, в целях формирования театрально-игровых умений.

     Метод:

     -беседа.

     Из  беседы с воспитателем группы было установлено, что  учреждение работает по программе "Детство".

      Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

     Воспитателю предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.

    Руководствуясь  программой "Детство" воспитатель совместно с музыкальным преподавателем используют в своих занятиях произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

         Содержание программы разделено на четыре блока (программа состоит из трех частей, с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни)): 

     «Познание»

    «Гуманное отношение»

    «Созидание»

    «Здоровый образ жизни».

    Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка. В содержании   своих занятий, в целях воспитания позитивного отношения к окружающему миру, воспитатель включает важный раздел программы — «Отношение к самому себе».

    В программе "Детство" сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию.

    В программе определён стандарт  игрового умения детей среднего дошкольного возраста:

    1. В творческих имитационных играх  в мимике, в жестах, движениях  передавать разное эмоциональное  состояние персонажей.

    2. Передавать в жестах и движениях  физические особенности персонажей.

    3. Уметь жестом показать: маленькое…, огромное…

    4. В играх на темы литературных  произведений стремиться выразительно  передавать движения, голоса и  пр.

    5. Принимать поставленную воспитателем  игровую задачу.

    6. Уметь объяснить сверстникам,  как получить результат, ответить  на вопросы воспитателя.

    7. Действовать в подвижной игре  соответственно сюжету и правилам.

    8. Проявлять умение сдерживать  себя: начинать движение после  определённых слов, останавливаться  в указанном месте и пр.           [5]

    Рассматривая  основные требования программы по воспитанию творческих навыков, воспитатель определяет возможность реализации основных задач средствами театральной деятельности:

– В реализации театральной деятельности дети стремятся передать характер образов героев, передавая своё отношение различными средствами выразительности (жесты, мимика, выразительное движение, интонация).    Такой метод, по мнению воспитателя,  способствует воспитанию гуманных чувств.

– Из слов воспитателя овладение  формами социально-нравственного поведения происходит во время исполнения действий из сценариев сказок: прийти на помощь в трудную минуту, огорчаться в случаях неудач и радоваться успехам героев сказок. Из анализа наблюдения воспитателя за проведением совместной деятельности, установлено, что дети приобретают опыт установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия, учатся достигать важных для группы цели с учетом собственных интересов и интересов других детей.

– Воспитатель утверждает, что во время  разрешения проблемных ситуаций, в сценической игре, дети проявляют  эмоции, что является средством формирования социально - нравственного поведения.

– Следуя принципу доступности, содержание сценария или игровую ситуацию в театрализованной деятельности воспитатель совместно с методистом и музыкальным руководителем специально подбирают  доступным для понимания, соответствующую возрастному уровню детей.

– Сюжеты игр и драматизаций воспитатель стремиться сделать интересными и увлекательными. После проведения мероприятия в беседах даёт возможность проанализировать проблемные ситуации в повседневной жизни.

         Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

     Свобода выбора деятельности позволяет воспитателю подобрать сценарии игр – драматизации по своему усмотрению.

     Для проведения экспериментальной работы по исследованию влияния театрализованной деятельности на формирование игровых умений были выбраны различные виды театрализованной деятельности:

- настольный  кукольный театр;

- театрализованная, подвижная игра;

- театральная  драматизация;

- кукольный  спектакль. 
 

2 этап. Исследование развивающей среды  в условиях ДОУ № 75, для формирования театрально-игровых умений.

Цель: Выявить условия развивающей среды детей средней группы дошкольного возраста.

Задача: провести анализ развивающей среды.

Методы исследования:

- беседа  с воспитателем;

- анализ  развивающей среды.

<

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений