Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Приложение 4.1.
Инсценирование сказки “Теремок”.
Цель занятия – формирование сценическо-игрового умения.
Задачи:
– Создать благоприятную творческую атмосферу;
– Формировать актёрские умения.
– Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития способностей к театральному искусству, а также словарём эмоций.
Материал к занятию:
1. Домик-теремок.
2. Костюмы-маски: мышка, лягушка, заяц, лисичка, медведь.
3.Кукла – бабушка.
Ход занятия.
Из-за ширмы появляется кукла бабушки.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я?
Дети: Бабушка.
Бабушка: Да. А живу я где?
Дети: (предлагают разные варианты)
Бабушка: Я живу в лесу сказок.
Звучит музыка.
Бабушка: Детки, тише, не шумите, нашу сказку не спугните. Здесь бывают чудеса... Сказка спряталась пока! Не грусти, улыбнись! Сказка дарит вам сюрприз!
Бабушка достаёт маски персонажей сказки "Теремок".
Ведущая: Сказку гости очень ждали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?
Дети: Теремок!
Дети одевают маски.
Драматизация сказки “ Теремок”.
Ведущая: Промчалось лето красное. Настали дни ненастные. Нет, сыровато под дождем, (показывает на теремок). А вот сухой отличный дом. Он, право слово, не плохой. Но до сих пор стоит пустой. Ему хозяин очень нужен... Кто это идёт? Кто это шлепает по лужам?
К теремку подходит мышка, говорит
Мышка: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живет?
Обходит теремок кругом.
Ведущая: Никто здесь видно не живет...
Мышка заходит в теремок.
Ведущая: Смелей, вперед! Взбирайся мышка на крылечко.
Появляется Лягушка, она замечает избушку и направляется к ней. Стучит лапкой в дверь
Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка: А я, Лягушка-квакушка!
Мышка: Хочешь со мною в этом теремке жить?
Лягушка запрыгивает в теремок.
Ведущая: Сияет окнами избушка. Они пекут блины, да плюшки. Вдвоем им весело живется, вон над трубой дымок как вьется!
По полю бежит Заяц. Он подбегает к теремку и заглядывает в окошко.
Заяц: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Заяц стучится робко, Мышка и Лягушка выглядывают в окошко.
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: А я лягушка-квакушка. А ты кто?
Заяц: А я зайчик- побегайчик.
Лягушка: Пойдём к нам жить.
Заяц запрыгивает в избушку.
Ведущая: - Опять проходят день за днем. И в теремке уже втроем живут Лягушка, Заяц, Мышка, щи варят, пироги, да пышки.
Появляется Лиса, идет по дороге, увидела теремок, подошла к нему, стучится в дверь.
Лиса: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Заяц: А я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: Да это я, Лиса-Краса!
Заяц: Иди к нам жить.
Ведущая: - Так и зажили вчетвером, теперь веселья полон дом!
Кто это по лесу идет? Медведь через кусты вперед, он лезет, продирается, и выбраться пытается. Шагает прямо к теремку.
Медведь, подходит к теремку.
Медведь: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушка: А я , лягушка-квакушка.
Заяц : Я зайчик-побегайчик.
Лиса: А я, Лиса- краса. А ты кто?
Медведь: А я, медведь, косолапый! Пустите меня к себе жить!
Заяц: Но в доме нашем тесно!
Медведь: Я втиснусь как-нибудь…!
Медведь лезет на крышу. Под тяжестью Медведя теремок разваливается.
Медведь: - Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить!
Все звери начинают сроить новый дом.
Ведущая: - И новый теремок на диво построят быстро и красиво! Да станут жить, да поживать, прохожих в гости зазывать!!!
Все звери детям: - Дети полно отдыхать. Быстро, быстро всем вставать. Приглашаем весь народ на веселый хоровод!!!
Дети ведут
хоровод.
Приложние 5.1
Встреча со сказочными героями народных сказок (театр кукол).
Цель: Приобщение детей к виду театральной деятельности – театру кукол.
Задача:
– Ознакомить детей с искусством кукольного театра.
– Формирование познавательного интереса к театральной деятельности.
Материалы: Ширма, Куклы – Баба-Яга, Леший, Соловей-Разбойник, Доктор-Айболит.
Ход занятия.
Ведущая: Дети, сегодня нам пришла посылка от наших друзей. Давайте посмотрим, что же там внутри?
Вот волшебный сундучок,
В нем серебряный цветок.
Кто цветочек тот возьмет,
Прямо в сказку попадет!
(Воспитатель достаёт цветок.)
Воспитатель: А вот и записка, прочитаем… «На каждом лепестке подсказка, разгадав её, вы сможете повстречаться со сказочным героем.» Попробуем.
Это злая старушка-волшебница. Она живет в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках".
Дети: Это Баба-яга.
(Из-за ширмы появляется кукла Бабу-Ягу.)
Бабу-Ягу: А вот и я! Когда-то давным-давно я была могущественной волшебницей, хозяйкой леса. Времена изменились меня бояться перестали и я передумала быть злой волшебницей. Дружу со зверятами лесными, они часто ко мне приходят полакомиться ягодками и грибочками. А в доме у меня тоже есть зверь! Знаете кто?
Дети: Кот.
Баба-Яга: Ну да кот! Кот-Баюн! Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят. Он наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон. Потому и имя у кота соответствующее – Баюн, Баюнок. А живу я в избушке, не простой!...Вы такой и не видели! И не знаете!...
Дети: Знаем! На курьих ножках!
Баба-Яга: Правильно! Ишь ты, знаете… А чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. А вот какое вы и не знаете!.. Ну какое, какое?
Дети: Знаем! "Избушка-избушка встань к лесу задом, ко мне передом."
Баба-Яга: Ну-да! Смотри-ка всё знают! Так вот придёт бывало добрый молодец, а я ему: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А он мне: "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Так вот и воспитали меня-старушку.
Но я просто так и кормить не стану! Сначала ему загадки давай загадывать , а уж после ежели разгадает…И вам угощения принесла только я вам их не отдам поскольку загадки-то мои вам не разгадать никогда! Так вот!
Дети: Загадай мы разгадаем!
Баба-Яга: Ну ладно слушайте…
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые …
Дети: Снежинки!
Баба-Яга: ну и ну, правильно! Ну уж эту-то точно вам не разгадать!
Стукнешь о стенку
-
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
Дети: Мячик!
Баба-Яга: Ну а положено-то 3 загадки разгадать! Сейчас вам по-сложнее!
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
Дети: Ёжик!
Баба-Яга: А вот и нет, а вот и нет! (приплясывает) не получить вам моих подарков! Ха-ха! Это ежиха!
Воспитатель: Зачем ты наших деток путаешь? Ты же сказала «А свернётся он в клубок»…Значит это мальчик-ёж!
Баба-Яга: Ну ладно, ладно…Ваша взяла. Угадали мои загадки.
(Баба-Яга раздаёт
детям по печенью. Дети
Баба-Яга: Ну! какие вы воспитанные, и спасибо бабуле сказать не забыли. Так уж и быть, я бабулька добрая, да щедрая подарю я вам ещё вещицу одну, волшебную! Попробуйте угадать какую?
Дети: Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный клубочек.
Баба-Яга: Угадали! Волшебный клубочек! Пустите его и он приведёт вас к другу моему! Ну пойду я восвояси! Кота пора кормить. До свидания.
Воспитатель: ну что ребята, пойдём в гости к другу бабушки Яги?
Дети: Да!
(Воспитатель бросает клубок и тот катится к ширме, оттуда высовывает нос Леший, увидев детей радостно здоровается.)
Леший: Здравствуйте! А знаете ли кто я? Я царь и хозяин леса, Леший я! Правда, некоторые думают что это не так…Но посмотрите какой я красавец!
Тулупчик почти новенький, всего пару веков поносил. А лапти! По последней моде сделаны! (В его одежде все перепутано тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу.) Живу, как и положено царю, в дупле старом. Люблю я повеселиться в своём лесу, шишками покидаться, да листвой. А гостей люблю!! Уж так люблю попугать!!! Покажусь и исчезну внезапно! Потом каак свисну!.. И превращусь в сову или в пенёк. А люди со страха и дорогу домой забывают. Вот хорошо-то как! Весело мне, говорю с людями-то. Приходите ко мне в гости в лес!
Воспитатель: Наших ребяток не запугать, они смелые.
Леший: Да? Ну тогда научу вас как дорогу из леса находить, ежели чего… Надо вывернуть одёжу наизнанку, переобуться наоборот, вот совсем как я и, пятясь задом из леса, произнести три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Ну и дорога сама найдётся. А вы что думали?! Я так что ли просто тулупчик перевернул? Лес-то оно вот, что…большой…Ну так не забудьте, давайте повторяйте за мной!
(Дети встают и повторяют за Лешим: "Шел, нашел, потерял...")
Леший: Ну и ладно. Ну а так-то я добрый конечно, ласковый…можете у Соловья спросить у Разбойника! О! У вас тоже цветок есть волшебный! Мне тоже Зима такой подарила, с тех пор как лист оторву, так и сплю всю Зиму. Такая заговорочка там написана у меня. А у вас чего « Оторви лепесток, и назови имя героя…Он и появится.» Ну вот и говорю: « Соловей-Разбойник».
(Леший усаживается на край ширмы. Из-за ширмы выходит Соловей-Разбойник.)
Соловей: Здравствуйте, дети! Привет, друг, Леший!
Леший: Ну вот скажи, Соловейка! Каков я царь-государь?
Соловей: Да ничего…хорошего (хи-хи-хи). Вот послушайте обо мне лучше! Дом мой – гнездо на 12-ти дубах. Бывало сижу в гнезде свищу громко, что ветер от свиста поднимается и все вокруг рушится от моего свиста, аж на 10 вёрст! Народ говорит, что свист мой несчастье накликать может. Да неправда это! Какое там несчастье?...Подумаешь деревьев с полста поломаются или вёдра с грибами у собирателей унесёт, так что же это? Весело же!