Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Приложение 4.1.

Инсценирование  сказки “Теремок”.

Цель занятия – формирование сценическо-игрового умения.

Задачи:

Создать  благоприятную творческую атмосферу;

– Формировать актёрские умения.

– Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития способностей к театральному искусству, а также словарём эмоций.

Материал к занятию:

1. Домик-теремок.

2. Костюмы-маски: мышка, лягушка, заяц, лисичка, медведь.

3.Кукла –  бабушка.

Ход занятия.

Из-за ширмы появляется кукла бабушки.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я?

Дети: Бабушка.

Бабушка: Да. А живу я где?

Дети: (предлагают разные варианты) 

Бабушка: Я живу в лесу сказок.

Звучит музыка.

Бабушка: Детки, тише, не шумите, нашу сказку не спугните. Здесь бывают чудеса... Сказка спряталась пока! Не грусти, улыбнись! Сказка дарит вам сюрприз!

Бабушка достаёт  маски персонажей сказки "Теремок".

Ведущая: Сказку гости очень ждали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?

Дети: Теремок!

Дети одевают  маски.

Драматизация сказки “ Теремок”.

Ведущая: Промчалось лето красное. Настали дни ненастные. Нет, сыровато под дождем, (показывает на теремок). А вот сухой отличный дом. Он, право слово, не плохой. Но до сих пор стоит пустой. Ему хозяин очень нужен... Кто это идёт? Кто это шлепает по лужам?

К теремку подходит мышка, говорит

Мышка: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живет?

 Обходит теремок  кругом.

Ведущая: Никто здесь видно не живет...

Мышка заходит  в теремок.

Ведущая: Смелей, вперед! Взбирайся мышка на крылечко.

Появляется Лягушка, она замечает избушку и направляется к ней. Стучит лапкой в дверь

Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка: А я, Лягушка-квакушка!

Мышка: Хочешь со мною в этом теремке жить?

Лягушка запрыгивает в теремок.

Ведущая: Сияет окнами избушка. Они пекут блины, да плюшки. Вдвоем им весело живется, вон над трубой дымок как вьется!

По полю бежит  Заяц. Он подбегает к теремку и  заглядывает в окошко.

Заяц: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Заяц стучится робко, Мышка и Лягушка выглядывают в окошко.

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: А я лягушка-квакушка. А ты кто?

Заяц: А я зайчик- побегайчик.

Лягушка: Пойдём к нам жить.

Заяц запрыгивает  в избушку.

Ведущая: - Опять проходят день за днем. И в теремке уже втроем живут Лягушка, Заяц, Мышка, щи варят, пироги, да пышки.

Появляется Лиса, идет по дороге, увидела теремок, подошла  к нему, стучится в дверь.

Лиса: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Заяц: А я зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лиса: Да это я, Лиса-Краса!

Заяц: Иди к нам жить.

Ведущая: - Так и зажили вчетвером, теперь веселья полон дом!

Кто это по лесу идет? Медведь через кусты вперед, он лезет, продирается, и выбраться пытается. Шагает прямо к теремку.

Медведь, подходит к теремку.

Медведь: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка.

Лягушка: А я , лягушка-квакушка.

Заяц : Я зайчик-побегайчик.

Лиса: А я, Лиса- краса. А ты кто?

Медведь:  А я, медведь, косолапый! Пустите меня к себе жить!

Заяц: Но в доме нашем тесно!

Медведь: Я втиснусь как-нибудь…!

Медведь лезет на крышу. Под тяжестью Медведя теремок разваливается.

Медведь: - Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить!

Все звери начинают сроить новый дом.

Ведущая: - И новый теремок на диво построят быстро и красиво! Да станут жить, да поживать, прохожих в гости зазывать!!!

Все звери детям: - Дети полно отдыхать. Быстро, быстро всем вставать. Приглашаем весь народ на веселый хоровод!!!

Дети ведут  хоровод. 

Приложние 5.1

Встреча со сказочными героями  народных сказок (театр  кукол).

Цель: Приобщение детей  к виду театральной деятельности – театру кукол.

Задача:

Ознакомить  детей с искусством кукольного театра.

– Формирование  познавательного интереса к театральной  деятельности.

Материалы: Ширма, Куклы – Баба-Яга, Леший, Соловей-Разбойник, Доктор-Айболит.

Ход занятия.

Ведущая: Дети, сегодня нам пришла посылка от наших друзей. Давайте посмотрим, что же там внутри?

Вот волшебный  сундучок,

В нем серебряный цветок.

Кто цветочек тот возьмет,

Прямо в сказку попадет!

(Воспитатель  достаёт цветок.)

Воспитатель: А вот и записка, прочитаем… «На каждом лепестке подсказка, разгадав её, вы сможете повстречаться со сказочным героем.»  Попробуем.

Это злая старушка-волшебница.  Она живет в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках".

Дети: Это Баба-яга.

(Из-за ширмы  появляется кукла Бабу-Ягу.)

Бабу-Ягу: А вот и я! Когда-то давным-давно я была могущественной волшебницей, хозяйкой леса. Времена изменились меня бояться перестали и я передумала быть злой волшебницей. Дружу со зверятами лесными, они часто ко мне приходят полакомиться ягодками и грибочками. А в доме у меня тоже есть зверь! Знаете кто?

Дети: Кот.

Баба-Яга: Ну да кот! Кот-Баюн! Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят. Он наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон. Потому и имя у кота соответствующее – Баюн, Баюнок. А живу я в избушке, не простой!...Вы такой и не видели! И не знаете!...

Дети: Знаем! На курьих ножках!

Баба-Яга: Правильно! Ишь ты, знаете… А чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. А вот какое вы и не знаете!.. Ну какое, какое?

Дети: Знаем! "Избушка-избушка встань к лесу задом, ко мне передом."

Баба-Яга: Ну-да! Смотри-ка всё знают! Так вот придёт бывало добрый молодец, а я ему: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А он мне: "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Так вот и воспитали меня-старушку.

Но я просто так и кормить не стану! Сначала ему загадки давай загадывать , а уж после ежели разгадает…И вам угощения принесла только я вам их не отдам поскольку загадки-то мои вам не разгадать никогда! Так вот!

 Дети: Загадай мы разгадаем!

Баба-Яга: Ну ладно слушайте…

С неба падают зимою 
И кружатся над землёю 
Лёгкие пушинки 
Белые …

Дети: Снежинки!

Баба-Яга: ну и ну, правильно! Ну уж эту-то точно вам не разгадать!

Стукнешь о стенку - 
А я отскачу. 
Бросишь на землю - 
А я поскачу. 
Я из ладоней в ладони лечу - 
Смирно лежать не хочу. 

Дети: Мячик!

Баба-Яга: Ну а положено-то 3 загадки разгадать! Сейчас  вам по-сложнее!

На спине иголки, 
Длинные и колкие. 
А свернётся он в клубок - 
Нет ни головы, ни ног.

Дети: Ёжик!

Баба-Яга: А вот и нет, а вот и нет!  (приплясывает) не получить вам моих подарков! Ха-ха! Это ежиха!

Воспитатель: Зачем ты наших деток путаешь? Ты же сказала «А свернётся он в клубок»…Значит это мальчик-ёж!

Баба-Яга: Ну ладно, ладно…Ваша взяла. Угадали мои загадки.

(Баба-Яга раздаёт  детям по печенью. Дети благодарят  её.)

Баба-Яга: Ну! какие  вы воспитанные, и спасибо бабуле сказать не забыли. Так уж и быть, я бабулька добрая, да щедрая подарю я вам ещё вещицу одну, волшебную! Попробуйте угадать какую?

Дети: Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, ковёр-самолёт,  сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный клубочек.

Баба-Яга: Угадали! Волшебный клубочек! Пустите его и он приведёт вас к другу моему! Ну пойду я восвояси! Кота пора кормить. До свидания.

Воспитатель:  ну что ребята, пойдём в гости к другу бабушки Яги?

Дети: Да!

(Воспитатель бросает клубок и тот катится к ширме, оттуда высовывает нос Леший, увидев детей радостно здоровается.)

Леший: Здравствуйте! А знаете ли кто я? Я царь и хозяин леса, Леший я! Правда, некоторые думают что это не так…Но посмотрите какой я красавец!

Тулупчик почти  новенький, всего пару веков поносил. А лапти! По последней моде сделаны!  (В его одежде все перепутано тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу.) Живу, как и положено царю, в дупле старом. Люблю я повеселиться в своём лесу, шишками покидаться, да листвой. А гостей люблю!! Уж так люблю попугать!!! Покажусь и исчезну внезапно! Потом каак свисну!.. И превращусь в сову или в пенёк. А люди со страха и дорогу домой забывают. Вот хорошо-то как! Весело мне, говорю с людями-то. Приходите ко мне в гости в лес!

Воспитатель: Наших ребяток не запугать, они смелые.

Леший: Да? Ну тогда научу вас как дорогу из леса находить, ежели чего…   Надо вывернуть одёжу наизнанку, переобуться наоборот, вот совсем как я и, пятясь задом из леса, произнести три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Ну и дорога сама найдётся. А вы что думали?! Я так что ли просто тулупчик перевернул? Лес-то оно вот, что…большой…Ну так не забудьте, давайте повторяйте за мной!

(Дети встают и повторяют за Лешим: "Шел, нашел, потерял...")

Леший: Ну и ладно. Ну а так-то я добрый конечно, ласковый…можете у Соловья спросить у Разбойника! О! У вас тоже цветок есть волшебный! Мне тоже Зима такой подарила, с тех пор как лист оторву, так и сплю всю Зиму. Такая заговорочка там написана у меня. А у вас чего « Оторви лепесток, и назови имя героя…Он и появится.» Ну вот и говорю: « Соловей-Разбойник».

(Леший усаживается  на край ширмы. Из-за ширмы  выходит Соловей-Разбойник.)

Соловей: Здравствуйте, дети! Привет, друг, Леший!

Леший: Ну вот скажи, Соловейка! Каков я царь-государь?

Соловей: Да ничего…хорошего (хи-хи-хи). Вот послушайте обо мне лучше! Дом мой – гнездо на 12-ти дубах. Бывало сижу в гнезде свищу громко, что ветер от свиста поднимается и все вокруг рушится от моего свиста, аж на 10 вёрст! Народ говорит, что свист мой несчастье накликать может. Да неправда это! Какое там несчастье?...Подумаешь деревьев с полста поломаются или вёдра с грибами у собирателей унесёт, так что же это? Весело же!

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений