Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)
p align="justify">      Рассматривая  составляющие творческой, развивающей  среды можно определить следующие  требования к материально-техническому оснащению.    Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях ДОУ № 75 "Ладушки" облегчена наличием специально-отведённых помещений для музыкальных и театральных деятельностей (по принципу развивающей среды: комплексирования и гибкого зонирования). Это обусловлено определёнными особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

      Групповое  помещение предназначено  для самостоятельной  игровой деятельности и фронтальных  занятий (игровой  уголок с многофункциональными предметами, соответствует  принципу стабильности и динамичности развивающей среды).

      Воспитатель ознакомила с предметно-развивающей  средой. В группе в наличии имеются декоративные крупномасштабные элементы для театрализованных игр. Данное условие соответствует принципу активности развивающей среды.

      А так же в группе имеются разноплановые игрушки (в том числе игрушки,  соответствующие гендерным различиям детей, соответственно принципу учёта половых различий): машинами; куклы для сюжетно–ролевых игр и кукольного театра; куклы-би-ба-бо; бумажные куклы: набор для настольного театра " Теремок"; конструкторы разных видов. Для занятий по разным направлениям имеются дидактические настольные игры: "Экология",  "Внимание дорога", "Я спортсмен", "Волшебный поясок" и др. Воспитатель обзорно описала полюбившиеся виды самостоятельной деятельности детей.  

      В предметно-игровой среде, детям созданы необходимые специальные условия для самостоятельных коллективных и индивидуальных режиссерских игр. Помимо пользования образными игрушками, воспитатель учит использованию в игре разнообразные материалы (шишки, катушки, пластиковые ёмкости, палочки, ленточки и прочее…). Воспитатель утверждает, что применение в игре данного материала способствует развитию образного воображения.

      Следовательно, из анализа развивающей среды, можно сделать вывод, о том, что развивающая среда в детском учреждении № 75 средней группы вполне  соответствует государственному образовательному стандарту. Условия созданные для всестороннего развития личности детей отвечают принципам построения творческой, развивающей атмосферы. В частности    подготовленность среды к театрализованной игре, которую можно определить как необходимый аспект общекультурного развития, на основе которого формируются творческие способности.  

  3 этап. Изучение уровня театрально-игровых умений детей экспериментальной группы, среднего дошкольного возраста. 

Цель: выявить уровень театрально- игрового умения.

Задача: Провести беседу-игру о временах года, используя средства – иллюстрации.

Методы исследования:

- игра-беседа;

- загадывание  загадок;

- игра-упражнение;

- наблюдение.

           Для данной экспериментально-исследовательской работы воспитателем была отобрана экспериментальная группа детей для исследования формирования театрально-игрового умения: Марина, Маша, Ваня, Арсений, Артём, Настя, Соня. Дети имеют различные характеры, темпераменты, увлечения и различные характеристики эмоциональной активности.

       Игра – беседа на тему "Времена года"

Ход игры-беседы (приложение 1.1)

  1. Беседа о временах года
  2. Игра-упражнение на формирование художественно-образного воображения.
  3. Анализ занятия: присутствовало 7 детей. У детей присутствует устойчивый интерес к творческой деятельности.  Дети активно вступали в диалог и включались образно-фантазийную деятельность. С удовольствием предлагали разные варианты отгадок, на предложенные им загадки. Достаточно сформировано умение актёрское умение в передаче эмоционального образа.
 
      
  1. Этап. Педагогическая диагностика, определения сформированности театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.          

Цель: выявить уровень сформированности театрально-игрового умения детей экспериментальной группы.

Задача: провести диагностику М. Маханёвой.

Метод: 

      Для определения уровня сформированности театрально-игровых умений использована    диагностика М.Маханёвой.

      Определение уровня сформированности театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста  производится в соответствии с характеристикой уровней умений театрализованной деятельности:

Высокий уровень.

         Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Способен передавать эмоциональные состояния героев.  Самостоятельно находит выразительные средства. Владеет интонационно-образной выразительностью художественной речи. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.  Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.        

  Средний уровень.

           Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе с помощью воспитателя. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. 

Низкий  уровень.

          Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству

только как  зритель. Знает правила поведения в театре. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя. 
 
 
 

                                                                                                                     Таблица1

 
Имя реб. Понимает  основную идею литературного произведения. Способен передавать эмоциональ-ное состо-яние героя. Владеет интонационно-образной выразительностью художественной речи. Проявляет активность и согласо-ванность действий с партнерами. Активно участвует в различ. видах творческ. деятельности. Критерий  оценки
1 Марина     +      +       –         –       + с
2 Маша       +         +          –           +        + С
3 Ваня       +         –            –           +       + С
4 Арсенеий       +          _          _           +        _ Н
5 Артём      +          +           _           _        + С
6 Настя      +          +          +           +        + В
7 Соня      +          +          +           +        + В
 

Анализ  проведения диагностики:

Высокий уровень  сформированности театрально-игровых умений имеют две девочки: Настя и Соня.

Средний уровень  сформированности театрально-игрового умения имеют четыре человека: Марина, Маша, Ваня, Артём.

С низким уровнем  сформированности театрально-игровых  умений оказался один мальчик, Арсений. 

Оценка театрально-игровой эмоциональности детей:

Марина5 лет– сдержанна, заведомо зная ответ, не решается произнести его первой. Умеренно эмоциональна.

Маша 5,2 лет –  активна и эмоциональна, стремиться ответить так, чтобы её ответ превосходил  другие ответы. Не всегда внимательно выслушивает вопрос.

Ваня 5,5 – внимателен, спокоен, но принимает участие в  процессе с удовольствием.

Арсений 5,0 –  спокоен, с интересом наблюдает  за процессом со стороны, не решаясь  принять активное участие.

Артём – легко  возбудимый, порой излишне активный. Вступает в диалог охотно. Сообразительный, улавливает суть вопроса, не дослушав его до конца.

Настя – очень  внимательно слушала. Предлагала множество  самых неожиданных ответов. Все  требования воспитателя выполняла  непрекословно.

Соня – Активно  принимала участие в игровой  деятельности и беседе.

Передавала характер образов достаточно точно. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подбор  и апробирование  серии театрально-игровых  занятий.

Цель: формировать театрально-игровое умение.

Задачи: апробировать серию игровых занятий.

Методы  формирования игровых  умений:

- Наблюдение за процессом продуктивности детской деятельности;

- обучение  сценическим вариантам исполнения художественного образа;  

- показ невербального  способа передачи характера персонажа;             

- совместная  деятельность, метод диалога с  детьми; 

- Беседа о  театре.

     Для проведения экспериментальной работы по исследованию влияния театрализованной деятельности на формирование игровых  умений были выбраны различные виды театрализованной деятельности:

- настольный  кукольный театр;

- театрализованная, подвижная игра;

- театральная  драматизация;

- кукольный  спектакль.

     Исходя  из определенных педагогических условий, была разработана серия игровых занятий, включающая в себя, театрализованные игры, драматизацию, беседы.

Содержание  серии игровых занятий:

1 – Настольный театр. Показ  сюжета сказки "Теремок".                                                                                    2 – Театрализованная игра " Теремок"                   

3 – Инсценирование   сказки "Теремок".                                                                                                            

4 – Театр кукол "Встреча со сказочными героями, народных сказок".                                

5 – Заключительная  беседа о театре.   

1 этап. Настольный театр. Показ сюжета сказки “Теремок” и беседа по ее содержанию.

Предварительно  были  проведены воспитателем данной группы дополнительные занятия по изучению содержания сказки "Теремок".

Цель  – формирование театрально-игровых умений (образной выразительности).

Задачи:

Ознакомить с содержанием сказки «Теремок».

–  Формировать актёрские умения, методом показа передачи эмоциональных состояний.

–  Развивать  творческую фантазию.

- Дать рекомендацию  воспитателю по проведению игровых упражнений с использованием театра кукол.

Методы:

- беседа;

- использование загадок;

- метод показа  действия.

(Приложение 2.1) 

Ход игрового занятия:

  1. Беседа, использование загадок.
  2. Представление сказки, с помощью настольного театра. 
  3. Воспитателю предложена дополнительная работа с детьми по проведению игровых упражнений, с целью формирования игрового навыка в деятельности театра кукол.
  4. Анализ игрового занятия: присутствовало  семеро детей. Дети  с удовольствием включались в творческий процесс. Легко вживались в образы своих героев. Дети с удовольствием наблюдали за ходом сказки. Дети были эмоционально настроены на происходящие события, чувствовалась внутреннее рвение предупредить героев об опасности.

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений