Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Групповое помещение предназначено для самостоятельной игровой деятельности и фронтальных занятий (игровой уголок с многофункциональными предметами, соответствует принципу стабильности и динамичности развивающей среды).
Воспитатель ознакомила с предметно-развивающей средой. В группе в наличии имеются декоративные крупномасштабные элементы для театрализованных игр. Данное условие соответствует принципу активности развивающей среды.
А так же в группе имеются разноплановые игрушки (в том числе игрушки, соответствующие гендерным различиям детей, соответственно принципу учёта половых различий): машинами; куклы для сюжетно–ролевых игр и кукольного театра; куклы-би-ба-бо; бумажные куклы: набор для настольного театра " Теремок"; конструкторы разных видов. Для занятий по разным направлениям имеются дидактические настольные игры: "Экология", "Внимание дорога", "Я спортсмен", "Волшебный поясок" и др. Воспитатель обзорно описала полюбившиеся виды самостоятельной деятельности детей.
В предметно-игровой среде, детям созданы необходимые специальные условия для самостоятельных коллективных и индивидуальных режиссерских игр. Помимо пользования образными игрушками, воспитатель учит использованию в игре разнообразные материалы (шишки, катушки, пластиковые ёмкости, палочки, ленточки и прочее…). Воспитатель утверждает, что применение в игре данного материала способствует развитию образного воображения.
Следовательно,
из анализа развивающей среды, можно сделать
вывод, о том, что развивающая среда в детском
учреждении № 75 средней группы вполне
соответствует государственному образовательному
стандарту. Условия созданные для всестороннего
развития личности детей отвечают принципам
построения творческой, развивающей атмосферы.
В частности подготовленность
среды к театрализованной игре, которую
можно определить как необходимый аспект
общекультурного развития, на основе которого
формируются творческие способности.
3 этап. Изучение уровня театрально-игровых умений детей экспериментальной группы, среднего дошкольного возраста.
Цель: выявить уровень театрально- игрового умения.
Задача: Провести беседу-игру о временах года, используя средства – иллюстрации.
Методы исследования:
- игра-беседа;
- загадывание загадок;
- игра-упражнение;
- наблюдение.
Для данной экспериментально-
Игра – беседа на тему "Времена года"
Ход игры-беседы (приложение 1.1)
Цель: выявить уровень сформированности театрально-игрового умения детей экспериментальной группы.
Задача: провести диагностику М. Маханёвой.
Метод:
Для определения уровня сформированности театрально-игровых умений использована диагностика М.Маханёвой.
Определение уровня сформированности театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста производится в соответствии с характеристикой уровней умений театрализованной деятельности:
Высокий уровень.
Проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности.
Понимает основную идею литературного
произведения. Способен передавать эмоциональные
состояния героев. Самостоятельно
находит выразительные средства. Владеет
интонационно-образной выразительностью
художественной речи. Проявляет творчество
и активность на всех этапах работы. Проявляет активность
и согласованность действий с партнерами.
Средний уровень.
Проявляет эмоциональный
интерес к театральному искусству и театрализованной
деятельности. Владеет знаниями о различных
видах театра. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев,
может их продемонстрировать в работе
с помощью воспитателя. Проявляет активность
и согласованность действий с партнерами.
Активно участвует в различных видах творческой
деятельности.
Низкий уровень.
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству
только как
зритель. Знает правила поведения в театре.
Пересказывает произведение только с
помощью воспитателя. Различает элементарные
эмоциональные состояния героев, но не
может их продемонстрировать при помощи
мимики, жеста, движения. Не проявляет
активности в коллективной творческой
деятельности. Не самостоятелен, выполняет
все операции только с помощью воспитателя.
№ |
Имя реб. | Понимает основную идею литературного произведения. | Способен передавать эмоциональ-ное состо-яние героя. | Владеет интонационно-образной выразительностью художественной речи. | Проявляет активность и согласо-ванность действий с партнерами. | Активно участвует в различ. видах творческ. деятельности. | Критерий оценки | ||
1 | Марина | + | + | – | – | + | с | ||
2 | Маша | + | + | – | + | + | С | ||
3 | Ваня | + | – | – | + | + | С | ||
4 | Арсенеий | + | _ | _ | + | _ | Н | ||
5 | Артём | + | + | _ | _ | + | С | ||
6 | Настя | + | + | + | + | + | В | ||
7 | Соня | + | + | + | + | + | В |
Анализ проведения диагностики:
Высокий уровень сформированности театрально-игровых умений имеют две девочки: Настя и Соня.
Средний уровень сформированности театрально-игрового умения имеют четыре человека: Марина, Маша, Ваня, Артём.
С низким уровнем
сформированности театрально-игровых
умений оказался один мальчик, Арсений.
Оценка театрально-игровой эмоциональности детей:
Марина5 лет– сдержанна, заведомо зная ответ, не решается произнести его первой. Умеренно эмоциональна.
Маша 5,2 лет – активна и эмоциональна, стремиться ответить так, чтобы её ответ превосходил другие ответы. Не всегда внимательно выслушивает вопрос.
Ваня 5,5 – внимателен, спокоен, но принимает участие в процессе с удовольствием.
Арсений 5,0 – спокоен, с интересом наблюдает за процессом со стороны, не решаясь принять активное участие.
Артём – легко возбудимый, порой излишне активный. Вступает в диалог охотно. Сообразительный, улавливает суть вопроса, не дослушав его до конца.
Настя – очень внимательно слушала. Предлагала множество самых неожиданных ответов. Все требования воспитателя выполняла непрекословно.
Соня – Активно принимала участие в игровой деятельности и беседе.
Передавала характер
образов достаточно точно.
Подбор и апробирование серии театрально-игровых занятий.
Цель: формировать театрально-игровое умение.
Задачи: апробировать серию игровых занятий.
Методы формирования игровых умений:
- Наблюдение за процессом продуктивности детской деятельности;
- обучение сценическим вариантам исполнения художественного образа;
- показ невербального способа передачи характера персонажа;
- совместная деятельность, метод диалога с детьми;
- Беседа о театре.
Для проведения экспериментальной работы по исследованию влияния театрализованной деятельности на формирование игровых умений были выбраны различные виды театрализованной деятельности:
- настольный кукольный театр;
- театрализованная, подвижная игра;
- театральная драматизация;
- кукольный спектакль.
Исходя из определенных педагогических условий, была разработана серия игровых занятий, включающая в себя, театрализованные игры, драматизацию, беседы.
Содержание серии игровых занятий:
1
– Настольный театр. Показ сюжета сказки
"Теремок".
3 – Инсценирование
сказки "Теремок".
4 – Театр кукол "Встреча со сказочными героями, народных сказок".
5 – Заключительная
беседа о театре.
1 этап. Настольный театр. Показ сюжета сказки “Теремок” и беседа по ее содержанию.
Предварительно были проведены воспитателем данной группы дополнительные занятия по изучению содержания сказки "Теремок".
Цель – формирование театрально-игровых умений (образной выразительности).
Задачи:
– Ознакомить с содержанием сказки «Теремок».
– Формировать актёрские умения, методом показа передачи эмоциональных состояний.
– Развивать творческую фантазию.
- Дать рекомендацию воспитателю по проведению игровых упражнений с использованием театра кукол.
Методы:
- беседа;
- использование загадок;
- метод показа действия.
(Приложение 2.1)
Ход игрового занятия: