Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Оценка театрально-игровой эмоциональности детей:
Марина – принимала участие с удовольствием. Эмоционально была умеренно сдержана.
Маша – участие производилось с эмоциональными всплесками.
Ваня – принимал участие без ярких эмоциональных выражений.
Арсений – с интересом наблюдал за ходом событий, соблюдал такт по отношению к партнёрам игры.
Артём – с трудом удерживал себя от проявления всплесков эмоций.
Активно вступал в обсуждения действий героев.
Настя – Принимала участие с удовольствием. Хотя роль её принимала лидерскую позицию, но Настя вела себя сдержанно. Входила в роль легко и эмоционально.
Соня – С удовольствием
играла роль лягушки, эмоционально передавала
специфический характер своего героя.
2 этап. Подвижная игра “Теремок”.
Предварительно были проведены занятия по усвоению содержания игры. Цель: Формирование актёрского мастерства (сценического мастерства).
Задача
– Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа.
– Обучение актерскому мастерству: вербальным и невербальным средствам выразительности.
- Дать рекомендацию
воспитателю по проведению
Методы:
- Показ способов вербального и невербального сценического метода;
- Загадывание загадок;
- Игровые упражнения.
(Приложение 3.1.)
Ход занятия:
В процессе наблюдения были выявлены индивидуальные особенности детей:
Настя – девочка спокойная, доброжелательная; любит петь, танцевать, импровизации не допускает, все действия делает под руководством воспитателя.
Марина – девочка общительная, эмоциональная, любит проявлять инициативу, самостоятельна, любит играть главных героев, предпочитает игру «соло».
Ваня – мальчик сдержанный, веселый, общительный, легко вступает в партнёрские отношения, проявляет предпочтение, как к коллективной деятельности, так и к индивидуальной, охотно играет роли животных, с удовольствием принимает участие в театральной деятельности.
Соня – девочка спокойная, общительная. Выбирает не главные роли.
Арсений – мальчик эмоционально-активный, веселый, берёт инициативу на себя, предпочитает играть главных героев, стремится к коллективной деятельности.
Маша
– девочка натурой
3 этап. Инсценирование сказки “Теремок”. Демонстрация элемента кукольного театра.
Предварительно были проведены занятия по ознакомлению с содержанием и инсценированием содержания сказки " Теремок".
Цель: формирование сценическо-игрового умения.
Задача:
– Создать благоприятную творческую атмосферу;
– Формировать актёрские умения.
– Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития словаря эмоций.
- Дать рекомендацию воспитателю по проведению игровых упражнений (Этюды на движение, приложение 4.2.)
Метод:
- показ сценического действия с подсказыванием художественных реплик.
(Приложение 4.1.)
Ход театрально-игрового занятия:
Дети увлечены театрализованной деятельностью. Но предпочитают непосредственное, активное участие. Зрительское умение не достаточно развито.
В процессе наблюдения были выявлены индивидуальные особенности:
Настя – все действия делает под руководством воспитателя; предпочитает актёрскую игру с партнёрами. Владеет мимикой, жестами выразительной речью.
Марина – проявляет умение включаться в театрализованную деятельность на второстепенных ролях. Общительная, эмоциональная, любит проявлять инициативу.
Арсений – легко вступает в партнёрские отношения, проявляет предпочтение, как к коллективной деятельности, так и к индивидуальной, охотно играет роли животных, с удовольствием принимает участие в театральной деятельности.
Соня – девочка спокойная. Владеет искусством передачи характера пластикой. С огорчением реагирует на неудачи собственные и неприятности любимых героев.
Ваня – мальчик в меру активный, стремится к коллективной деятельности. Не совсем точно передаёт в движениях, художественной речи, характер героя.
Но под руководством воспитателя корректирует свои действия.
Маша
– Принимала участие активно,
когда была её ведущая роль. Но быстро
теряла интерес, когда роль ведущая
переходила к другим партнёрам игры.
4этап. Встреча со сказочными героями народных сказок (театр кукол).
Цель: Приобщение детей к виду театральной деятельности – театру кукол.
Задачи:
– Ознакомить детей с искусством кукольного театра.
– Формирование познавательного интереса к театральной деятельности.
– Формирование зрительского умения.
Методы:
- беседа;
- загадывании е загадок;
- совместная художественная деятельность, производимая в диалоге.
- проведение театрализованной игры.
(Приложение 5.1.)
Ход занятия:
Анализ уровня сформированности зрительских умений:
Настя – умеет дать правильную оценку характерам героев; умеет целостно описать содержание сценария.
Соня – правильно осознаёт суть сценария и характеризует каждого персонажа.
Ваня – способен к правильной оценке характеров героев произведения, так и всех действий, производимых героями.
Арсений – осознание характера произведения формирует под руководством воспитателя, но имеет правильную оценку действий, каждого героя.
Марина – не может дать оценку сюжета самостоятельно; восприятие содержания произведения фрагментальное.
Маша – увлечённо вступала в диалог, с интересом наблюдала за ходом сценария. Давала правильную характеристику героям.
Артём – чрезмерно-
активное участие принимал в диалоге
с героями (куклами). Аплодировал
при виде появления нового персонажа.
5 этап Заключительная беседа о театре.
Цель: Формирование интереса к театральному виду искусства.
Задачи:
– Обогащать детей впечатлениями из рассказа о театре.
– Формировать
систему знаний о представителях
театральной деятельности.
– Вызывать у детей эмоциональный отклик,
желание участвовать в игре, сопровождать
действие словами.
Методы:
-беседа;
- игровые упражнения;
- проведение подвижной игры с ряжением.
(Приложение 6.1.)
Ход занятия:
Результат наблюдения за формированием театрально- игрового умения детей.
Соня – появился большой интерес к сценическому искусству; снизилась зажатость и скованность в движениях при передаче образа;
Настя – заметно развилась художественно-речевые способности и артикуляция.
Ваня – научился правильно ощущать себя в сценическом пространстве. Стал вести себя, в процессе игровой деятельности, более раскованно, артистично.
Марина – появилось умение согласовывать свои действия с другими детьми. Стала проявлять большой интерес к театральной деятельности.
Арсений – Стал более сдержанным в выражении эмоциональных отношений в процессе игровой деятельности.
Артём - Зрительское умение заметно возросло, стал более внимателен в партнёрских действиях.
Маша – Стала более свободно владеть вербальными и не вербальными средствами передачи эмоциональных состояний.
2.3. Анализ полученного результата после проведения серии театрально-игровых занятий.
Цель: выявить результативность проведения серии театрально-игровых занятий.
Задача:
- Провести диагностику М.Д.Маханёвой по определению сформированности театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
- Провести опросник О. Солнцевой по выявлению уровень представлений о театральном искусстве
- Составить анализ наблюдения за формированием театрально-игровых умений детей, по завершению серии театрально-игровых занятий.
Методы:
- диагностика;
- опросник;
- анализ наблюдения.
Результат
сформированности театрально-игрового
умения детей по завершению
серии театрально-игровых
занятий.
№ |
Имя ребёнка | Понимает основную идею литературного произведения. | Способен передавать эмоциональное состояние героя. | Владеет интонационно-образной выразительностью художественной речи. | Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. | Активно участвует в различ. видах творческ. деятельности. | уровень | |
1 | Марина | + | + | + | – | + | с | |
2 | Маша | + | + | + | + | + | В | |
3 | Ваня | + | + | – | + | + | С | |
4 | Арсений | + | + | _ | + | + | С | |
5 | Артём | + | + | _ | + | + | С | |
| ||||||||
6 | Настя | + | + | + | + | + | В | |
7 | Соня | + | + | + | + | + | В |