Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)
 

    Оценка театрально-игровой эмоциональности детей:

Марина – принимала участие с удовольствием. Эмоционально была умеренно сдержана.

Маша – участие  производилось с эмоциональными всплесками.

Ваня – принимал участие без ярких эмоциональных выражений.

Арсений – с интересом наблюдал за ходом событий, соблюдал такт по отношению к партнёрам игры. 

Артём – с трудом удерживал себя от проявления всплесков эмоций.

Активно вступал в обсуждения действий героев.

Настя – Принимала  участие с удовольствием. Хотя роль её принимала лидерскую позицию, но Настя вела себя сдержанно. Входила в роль легко и эмоционально.

Соня – С удовольствием играла роль лягушки, эмоционально передавала специфический характер своего героя.  

2 этап.  Подвижная игра “Теремок”.

Предварительно были проведены занятия по усвоению содержания игры. Цель: Формирование актёрского мастерства (сценического мастерства).

Задача

 – Создать благоприятную творческую атмосферу, настроить детей на создание художественного образа.

– Обучение актерскому мастерству: вербальным и невербальным средствам выразительности.

- Дать рекомендацию  воспитателю по проведению игровых  упражнений – (этюды на мимику  приложение 3.2.)

Методы:

- Показ способов вербального и невербального сценического метода;

- Загадывание  загадок;

- Игровые упражнения.

(Приложение 3.1.)

Ход занятия:

  1. Загадывание загадок.
  2. Исполнение подвижной игры "Теремок".
  3. Воспитателю предложена дополнительная работа с детьми по проведению подвижной игры с целью формирования игрового навыка.
  4. Анализ занятия: Присутствовало на занятии 14 человек, из них 6 человек, которых я выбрала для экспериментального исследования (Марина, Настя, Ваня, Соня, Арсений, Маша). Дети увлечённо отгадывали загадки, с мотивацией получения маски героя, ведущего игру. Пластика движений детей не достаточно сформирована. Передача образа удаётся под руководством руководителя.
 

В процессе наблюдения были выявлены индивидуальные особенности детей:

Настя – девочка  спокойная, доброжелательная; любит петь, танцевать, импровизации не допускает, все действия делает под руководством воспитателя.

Марина  – девочка  общительная, эмоциональная, любит проявлять инициативу, самостоятельна, любит играть главных героев, предпочитает игру «соло». 

Ваня  – мальчик сдержанный, веселый, общительный, легко вступает в партнёрские отношения, проявляет предпочтение, как к коллективной деятельности, так и к индивидуальной, охотно играет роли животных, с удовольствием принимает участие в театральной деятельности.

Соня  – девочка спокойная, общительная. Выбирает не главные роли.

Арсений – мальчик эмоционально-активный, веселый, берёт инициативу на себя, предпочитает играть главных героев, стремится к коллективной деятельности.

Маша  – девочка натурой увлекательная, активная. Вживается в роль легко.  

3 этап. Инсценирование  сказки “Теремок”. Демонстрация элемента кукольного театра.

Предварительно  были проведены занятия по ознакомлению с содержанием и инсценированием содержания сказки " Теремок".

Цель: формирование сценическо-игрового умения.

Задача:

Создать  благоприятную творческую атмосферу;

– Формировать актёрские умения.

– Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития словаря эмоций.

- Дать  рекомендацию воспитателю по  проведению игровых упражнений  (Этюды на движение, приложение 4.2.)

Метод:

- показ  сценического действия с подсказыванием художественных реплик.

(Приложение 4.1.)

Ход театрально-игрового занятия:

  1. Кукольный театр.
  2. Драматизация сказки "Теремок".
  3. Воспитателю предложена дополнительная работа с детьми по проведению игровых упражнений, с целью формирования сценическо-игрового навыка.
  4. Анализ занятия: Присутствовало  на занятии 12 человек, из них 6 человек, которых я выбрала для экспериментального исследования (Марина, Настя, Ваня, Соня, Арсений, Маша).

    Дети  увлечены театрализованной деятельностью. Но предпочитают непосредственное, активное участие. Зрительское умение не достаточно развито.

В процессе наблюдения были выявлены индивидуальные особенности:

Настя – все действия делает под руководством воспитателя; предпочитает актёрскую игру с  партнёрами. Владеет мимикой, жестами выразительной речью.

Марина  – проявляет умение включаться в театрализованную деятельность на второстепенных ролях.  Общительная, эмоциональная, любит проявлять инициативу.

  Арсений – легко  вступает в партнёрские  отношения, проявляет  предпочтение, как к коллективной деятельности, так и к индивидуальной, охотно играет роли животных, с удовольствием принимает участие в театральной деятельности.

  Соня – девочка спокойная. Владеет искусством передачи характера  пластикой. С огорчением реагирует на неудачи собственные и неприятности любимых героев.

Ваня  – мальчик в меру активный, стремится к коллективной деятельности. Не совсем точно передаёт в движениях, художественной речи, характер героя.

Но под  руководством воспитателя корректирует свои действия.

Маша  – Принимала участие активно, когда была её ведущая роль. Но быстро теряла интерес, когда роль ведущая  переходила к другим партнёрам игры.   

4этап. Встреча со сказочными героями народных сказок (театр кукол).

Цель: Приобщение детей  к виду театральной деятельности – театру кукол.

Задачи:

Ознакомить  детей с искусством кукольного театра.

– Формирование  познавательного интереса к театральной деятельности.

– Формирование  зрительского умения. 

Методы:

- беседа;

- загадывании е загадок;

- совместная художественная деятельность, производимая в диалоге. 

- проведение театрализованной игры.

(Приложение 5.1.)

Ход занятия:

  1. Беседа с использованием загадок.
  2. Театрализованная игра " Встреча со сказочными героями народных сказок".
  3. Беседа –обсуждение сказочных героев.
  4. Анализ занятия: Присутствовало на занятии 12 человек, из них 7 человек, которых я выбрала для экспериментального исследования (Марина, Настя, Ваня, Соня, Арсений, Маша, Артём). 

Анализ  уровня сформированности зрительских умений:

Настя – умеет дать правильную оценку характерам героев; умеет целостно описать содержание сценария.

Соня – правильно осознаёт суть сценария и характеризует каждого персонажа.

Ваня – способен к правильной оценке характеров героев произведения, так и всех действий, производимых героями.

Арсений – осознание  характера произведения формирует  под руководством воспитателя, но имеет  правильную оценку действий, каждого  героя.

 Марина – не может дать оценку сюжета самостоятельно; восприятие содержания произведения фрагментальное.

Маша – увлечённо вступала в диалог, с интересом наблюдала за ходом сценария. Давала правильную характеристику героям.

Артём – чрезмерно- активное участие принимал в диалоге  с героями (куклами). Аплодировал  при виде появления нового персонажа.  

5 этап Заключительная беседа о театре.

Цель: Формирование интереса к театральному виду искусства. 

Задачи:

– Обогащать детей впечатлениями из рассказа о театре.

– Формировать  систему знаний о представителях театральной деятельности.Вызывать у детей эмоциональный отклик, желание участвовать в игре, сопровождать действие словами. 

Методы:

-беседа;

- игровые упражнения;

- проведение  подвижной игры с ряжением.

(Приложение 6.1.)

Ход занятия:

  1. Беседа о театре, о видах театральной деятельности.
  2. Беседа о правилах поведения в театре.
  3. Упражнения для формирования творческих умений и развития фантазии.
  4. Проведение подвижной игры с ряжением.  «Цыплятки и кот»
  5. Анализ занятия: Присутствовали на занятии 14 человек, из них 7 человек, которых я выбрала для экспериментального исследования (Марина, Настя, Ваня, Соня, Арсений, Маша, Артём).
 

Результат наблюдения за формированием театрально- игрового умения детей.

Соня  – появился большой интерес к сценическому искусству; снизилась зажатость и скованность в движениях при передаче образа;

  Настя – заметно  развилась художественно-речевые способности и артикуляция.

Ваня  – научился правильно  ощущать себя в сценическом пространстве. Стал вести себя, в процессе игровой деятельности, более раскованно, артистично.

  Марина – появилось умение согласовывать свои действия с другими детьми. Стала проявлять большой интерес к театральной деятельности.

Арсений – Стал более сдержанным в выражении  эмоциональных отношений в процессе игровой деятельности. 

Артём  - Зрительское  умение заметно возросло, стал более  внимателен в партнёрских  действиях.

Маша – Стала  более свободно владеть вербальными  и не вербальными средствами передачи эмоциональных состояний.

2.3. Анализ полученного результата после проведения серии театрально-игровых занятий.

Цель: выявить результативность проведения серии театрально-игровых занятий.

Задача:

- Провести диагностику М.Д.Маханёвой по определению сформированности театрально-игровых  умений детей среднего дошкольного возраста.

- Провести опросник О. Солнцевой по выявлению уровень  представлений о театральном искусстве

- Составить анализ наблюдения за формированием театрально-игровых умений детей, по завершению серии театрально-игровых занятий.

Методы:

- диагностика;

- опросник;

- анализ наблюдения.

Результат сформированности театрально-игрового умения детей по завершению серии театрально-игровых занятий.                                                     

                                                                                                                    Таблица 2

 
Имя ребёнка Понимает основную идею литературного произведения. Способен передавать эмоциональное состояние героя. Владеет интонационно-образной выразительностью художественной речи. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различ. видах творческ. деятельности. уровень
1 Марина     +      +       +        –      + с
2 Маша       +         +          +          +        + В
3 Ваня       +         +           –           +       + С
4 Арсений       +          +          _           +        + С
5 Артём      +          +           _           +        + С
                                                                                                                          Таблица 2
6 Настя      +          +          +           +        + В
7 Соня      +          +          +           +        + В

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений