Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56
Карельская
государственная педагогическая академия
Кафедра дошкольной и
социальной
педагогики
Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений.
курсовая работа
Выполнила:
Елена Валерьевна Кононенко,
Студентка
724 группы, ОЗО
Научный руководитель:
Судакова Р.В.,
ст. преподаватель
Петрозаводск 2011
Содержание
Введение.
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых
умений детей дошкольного возраста.
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию театрально-игровых
умений детей дошкольного возраста, посредством
театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Введение.
Дошкольное детство – это благоприятный период для формирования и развития творческо-игровых умений потому, что в этом возрасте дети любознательны. Воспитатели ДОУ вместе с родителями, должны поощрять любознательность, передавать развивающие знания, вовлекать в различные виды деятельности, что способствуют расширению детского опыта.
Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)
Что же такое творчество? Творчество понятие широкое, многозначное, оно по-разному трактуется в научной литературе: творчество как порождение новых смыслов (экзистенциально - философское понятие); творчество как оригинальное, гибкое продуктивное мышление (понятие в психологии); творчество как адаптационное поведение (социологический аспект); творчество как непродуктивная деятельность (педагогический аспект). Часто творчество рассматривается как универсальная способность присущая каждому человеку, или как редкая способность – одарённость. Так вот, эти способности являются врождёнными задатками, которые необходимо развивать для того, чтобы ребёнку было легко адаптироваться и жить в нашем сложном мире. Жить в Мире, в моём видении, означает стать неотъемлемой частью Мироздания, иметь возможность создавать нечто новое – будь то деятельность внешнего мира или продукт мышления, приводящий к новым знаниям, чувствам, отражающим новое отношение к действительности.
Театрализованная деятельность воспитывает эстетическое отношение к Миру. Стремление ребёнка к творческому действию, к воплощению образа, к реализации художественного замысла заложено в самом процессе, и именно в театрализации находит полное осуществление.
Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее ярко и непосредственно влияет восприятие, личные переживания, связанные с художественным творчеством. Как отмечает Петрова В.Г.: «Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых».
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод: ребёнок приобщается к жизни, к самостоятельному существованию, собственному видению окружающей реальности. Для адаптации и реализации жизненных возможностей в ребёнке необходимо воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную стороны, направленную на формирование целостной творческой личности.
Современная психолого-педагогическая
наука говорит о том, что ребёнку проще
познавать мир, во всех его проявлениях,
в первую очередь через игру. Театрализованная
игра является уникальным способом развития
творческо-игровых умений и наилучшим
средством воспитания эстетических качеств
ребёнка. Решение задач, направленных
на реализацию формирования различных
творческих навыков в сфере театрального
искусства и развитие коммуникативных
способностей являются единым взаимодополняющим
процессом. Театр является наглядной
формой художественного отражения жизни,
основанной на восприятии мира через образы.
Специфическим средством воспитания эстетических
качеств выступает сценическая игра, выражающая
смысл и содержание сюжета, специально
выбранного для детей дошкольного возраста.
Объект исследования: театрализованная деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Цель: исследовать влияние театрализованной деятельности на формирование театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Проанализировать
психологическую, методическую
- Выявить и формировать игровые умения;
- Подобрать и апробировать серию театрально-игровых занятий;
- Сравнить и проанализировать результаты проделанной работы, по окончанию проведения серии занятий.
Гипотеза:
Театрально-художественная деятельность
формирует театрально-игровые умения.
Глава
1. Влияние театрализованной
деятельности, как средство
формирования игровых
умений, на детей дошкольного
возраста.
Среди многих видов творческой деятельности детей, особой любовью пользуются театрализованные игры, драматизации, содержанием которых являются сюжеты сказок, рассказы. В одних случаях дети изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся игрушки. В произвольных, театрализованных играх дети могут не только передавать содержание своих сказок или литературных произведений, но включать фантазию изменять содержание, обогащать чувственные образы своих героев. Изучение театрализованных игр является очень актуальным и интересным исследованием, оно показывает, что в характере деятельности детей заложен большой стимул для формирования игровых умений, к которым можно отнести: развитие наглядно-образного мышления, художественно-эстетического вкуса, нравственного воспитания, основы коммуникации, развитие речи и многих других аспектов творческого развития ребёнка. Участие детей в игре требует особых умений, которые проявляются в ходе реализации художественно-театральной деятельности. Например: умение импровизировать; владение способами актёрского мастерства (средство художественной выразительности): мимика, жесты, движения, эмоциональные интонации; умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение управлять куклами-актёрами (марионеткой, би-ба-бо и др.); понимать мораль произведения и характер героя.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческо-игровых умений, а так же организует внимание, логическое мышление, быстроту реакции, формирует умение перевоплощения в художественные различные образы, совершая действия от его имени, передавая особенности характера данного персонажа.
На основе театрализованной деятельности развивается и формируется духовность личности ребенка. У детей появляется интерес к искусству, тем самым закладывается основа эстетического направления. Приобщаясь к литературе, музыке, театру, ребёнок воплощает свои чувства, переживания в, пусть кратковременный, но реальный период своей жизни. Эта деятельность побуждает сознание ребёнка к созданию новых образов, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, тем самым развивает механизмы мышления и духовное видение Мира.
«Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.» [1]
Дети, создавая какой-либо художественный образ, выражают собственное внутреннее духовное видение. Руководитель должен всего лишь направить восприятие ребёнка на тот или иной образ, помочь разобраться в характере образа, который предстоит передать, предложить детям выбрать определенные выразительные средства, что помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности характера персонажа, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Благотворно влияют на формирование и развитие творческих, игровых умений музыкально-театральные постановки. В этих случаях следует качественно выбирать музыкальные произведения, т.к. музыкальное сопровождение служит дополнительным пояснением характера произведения как бы своеобразным сценарием для воплощения сюжета в действии. Так же поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять содержание произведения.
Неотъемлемой частью творческой деятельности, в частности театрально-игровой, являются умения коммуникативных действий. Бесспорно, именно в коллективе развивается умение общаться. Театральная деятельность сопутствует этому процессу, в ней присутствует равноправие участников процесса. В совместной деятельности происходит реализация всех, в процессе чего дети тесно сотрудничают между собой независимо от близости отношений в повседневной жизни.