Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель психолого-педагогической задачи – воспитание гармоничной личности. Формирование творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование
театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста. Стр. 6
1.2. Проектирование развивающей, творческой среды. Стр. 12
1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных
игр. Средства для использования в театральной деятельности. Стр. 15
1.4. Организация самостоятельной театрализованной
деятельности и развитие творческой активности дошкольников. Стр. 20
1.5. Особенности руководства театрализованной
деятельностью в средней группе. Стр. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.
2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений. Стр. 31
2.2. Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений. Стр. 41
2.3 Анализ результата Стр. 49
Заключение. Стр. 53
Список литературы. Стр. 55
Приложение Стр. 56

Работа содержит 1 файл

Курсовая КГПА.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

 Карельская государственная педагогическая академия  
 

                                                                    Факультет Дошкольной и социальной         педагогики и психологии 
 
 
 

Кафедра дошкольной и 

социальной педагогики  
 
 
 

Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений.

    курсовая работа 
 
 
 
 
 

Выполнила:

  Елена Валерьевна  Кононенко,

Студентка 724 группы, ОЗО 

Научный руководитель:

Судакова  Р.В.,

ст. преподаватель 
 
 
 
 
 

Петрозаводск 2011

Содержание

Введение.                                                                                                   Стр. 3                                                                                                          

Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование

театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.                                                                                                       

    1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.                   Стр. 6
    2. Проектирование развивающей, творческой среды.              Стр. 12
    3. Характеристика, классификация, виды театрализованных

игр. Средства для использования в театральной деятельности.              Стр. 15            

    1. Организация самостоятельной театрализованной

деятельности  и развитие творческой активности дошкольников.           Стр. 20

    1. Особенности руководства театрализованной

деятельностью в средней группе.                                                              Стр. 22

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.                                                                 

           2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений.                      Стр. 31

           2.2.   Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений.              Стр. 41

           2.3  Анализ результата                                                                 Стр. 49

Заключение.                                                                                                  Стр. 53

Список литературы.                                                                                    Стр. 55

Приложение                                                                                                  Стр. 56 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Дошкольное  детство – это  благоприятный период для формирования и развития творческо-игровых умений потому, что в этом возрасте дети любознательны. Воспитатели ДОУ вместе с родителями, должны поощрять любознательность, передавать развивающие знания, вовлекать в различные виды деятельности, что способствуют расширению детского опыта.

     Цель  психолого-педагогической задачи –  воспитание гармоничной личности. Формирование  творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

        Что же такое творчество? Творчество  понятие широкое, многозначное, оно  по-разному трактуется в научной литературе: творчество как порождение новых смыслов (экзистенциально - философское понятие); творчество как оригинальное, гибкое продуктивное мышление (понятие в психологии); творчество как адаптационное поведение (социологический аспект); творчество как непродуктивная деятельность (педагогический аспект). Часто творчество рассматривается как универсальная способность присущая каждому человеку, или как редкая способность – одарённость. Так вот, эти способности являются врождёнными задатками, которые необходимо развивать для того, чтобы ребёнку было легко адаптироваться и жить в нашем сложном мире. Жить в Мире, в моём видении, означает стать неотъемлемой частью Мироздания, иметь возможность создавать нечто новое – будь то деятельность внешнего мира или продукт мышления, приводящий к новым знаниям, чувствам, отражающим новое отношение к действительности. 

      Театрализованная деятельность воспитывает эстетическое отношение к Миру. Стремление ребёнка к творческому действию, к воплощению образа, к реализации художественного замысла заложено в самом процессе, и именно в театрализации находит полное осуществление.

      Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее ярко и непосредственно влияет восприятие,  личные переживания, связанные с художественным творчеством. Как отмечает Петрова В.Г.: «Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых».

      Исходя  из вышесказанного, следует сделать вывод: ребёнок приобщается к жизни, к самостоятельному существованию, собственному видению окружающей реальности. Для адаптации и реализации жизненных возможностей в ребёнке необходимо воспитывать  эстетическое отношение к окружающей действительности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную стороны, направленную на формирование целостной творческой личности.

       Современная психолого-педагогическая наука говорит о том, что ребёнку проще познавать мир, во всех его проявлениях, в первую очередь через игру. Театрализованная игра является уникальным способом развития творческо-игровых умений и наилучшим средством воспитания эстетических качеств ребёнка. Решение задач, направленных на реализацию формирования различных творческих навыков в сфере театрального искусства и развитие коммуникативных способностей являются единым взаимодополняющим процессом.  Театр является наглядной формой художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством воспитания эстетических качеств выступает сценическая игра, выражающая смысл и содержание сюжета, специально выбранного для детей дошкольного возраста.  
 
 

     Объект  исследования: театрализованная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

     Цель: исследовать влияние театрализованной деятельности на формирование театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

     Задачи:

    - Проанализировать  психологическую, методическую литературу  по       данной теме;

    - Выявить и формировать игровые умения;

    - Подобрать  и апробировать серию театрально-игровых занятий;

    - Сравнить и проанализировать результаты проделанной работы, по окончанию проведения серии занятий.

    Гипотеза: Театрально-художественная деятельность формирует театрально-игровые умения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава 1. Влияние театрализованной деятельности, как средство формирования игровых умений, на детей дошкольного возраста. 

    1. Теоретический подход к проблеме формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

      Среди многих видов творческой деятельности детей, особой любовью пользуются театрализованные игры, драматизации, содержанием которых являются сюжеты  сказок, рассказы. В одних случаях дети изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся игрушки. В произвольных, театрализованных  играх дети могут не только передавать содержание своих сказок или литературных произведений, но включать фантазию изменять содержание, обогащать чувственные образы своих героев. Изучение театрализованных игр является очень актуальным и интересным исследованием, оно показывает, что в характере деятельности детей заложен большой стимул для формирования игровых  умений, к которым можно отнести: развитие наглядно-образного мышления, художественно-эстетического вкуса, нравственного воспитания, основы коммуникации, развитие речи и многих других аспектов творческого развития ребёнка. Участие детей в игре требует особых умений, которые проявляются в ходе реализации художественно-театральной деятельности. Например: умение импровизировать; владение способами актёрского мастерства (средство художественной выразительности): мимика, жесты, движения, эмоциональные интонации; умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение управлять куклами-актёрами (марионеткой, би-ба-бо и др.); понимать мораль  произведения и характер героя.

     Театрализованная  деятельность создаёт  условия для развития творческо-игровых умений, а так же организует внимание,  логическое мышление, быстроту реакции, формирует умение перевоплощения в художественные  различные образы, совершая действия от его имени, передавая особенности характера данного персонажа. 

     На  основе театрализованной деятельности развивается  и формируется  духовность личности ребенка. У детей  появляется интерес  к искусству, тем  самым закладывается основа эстетического направления.  Приобщаясь к литературе, музыке, театру, ребёнок воплощает свои чувства, переживания в, пусть кратковременный, но реальный период своей жизни. Эта деятельность побуждает сознание  ребёнка к созданию новых образов, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, тем самым развивает механизмы  мышления и духовное видение Мира.

     «Особое значение в детских образовательных  учреждениях можно и нужно  уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить

его с  детской литературой, музыкой, изобразительным  искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.» [1]

      Дети, создавая какой-либо художественный образ,  выражают собственное внутреннее духовное видение. Руководитель должен всего лишь направить восприятие ребёнка на тот или иной образ, помочь разобраться в характере образа, который предстоит передать, предложить детям выбрать определенные выразительные средства, что помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности характера персонажа, побуждает к самостоятельным импровизациям.

      Благотворно влияют на формирование и развитие творческих, игровых  умений музыкально-театральные постановки. В этих случаях следует качественно выбирать  музыкальные произведения, т.к. музыкальное сопровождение служит дополнительным пояснением характера произведения как бы своеобразным сценарием для воплощения сюжета в действии. Так же поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять содержание произведения.

        Неотъемлемой частью творческой деятельности, в частности театрально-игровой, являются умения коммуникативных действий. Бесспорно, именно в коллективе развивается умение общаться. Театральная деятельность сопутствует этому процессу, в ней присутствует равноправие участников процесса. В совместной деятельности происходит реализация всех, в процессе чего дети тесно сотрудничают  между собой независимо от близости отношений в повседневной жизни.

Информация о работе Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений