Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

Посмотрите на рисунок ребенка, изображающий его семью. Без слов понятно, кто в семье самый «умный». И хотя юное существо об этом не говорит, но неспроста же оно нарисовало папу с самой большой головой. Тот, кто главный в семье, рисуется в центре, кто «изгой» — тот изображен на отшибе и т.д.

Составляющие коммуникации. Слова составляют лишь незна­чительную часть коммуникации. В статье М. Арджайло и др. в «Британском журнале социальной и клинической психологии» показано, что 55 % воздействия определяется пантомимикой — языком телодвижений (позы, жесты, мимика, контакт глазами), 38 % — тоном голоса и только 7 % — содержанием речи. Вот красноречивый пример: слово «да» можно написать одним способом, а произнести — множеством, при этом всякий раз будет нести дополнительную информацию.

Пантомимика и тон голоса представляют собой контекст слов, и этот контекст является определяющим. (Например, похвала или комплимент, произнесенные с ухмылкой, воспринимаются как насмешка, издевка.)

О том, насколько достоверна и важна мимическая информация, свидетельствуют результаты изучения младенцев.

Младенцы-физиономисты. Несмотря на многовековой интерес к человеческой мимике, только в семидесятых годах минувшего века произошло открытие, которое стало поистине революционным.

Двое американских ученых независимо друг от друга изучали поведение младенцев. Работа проводилась на шести континентах. Результаты исследований следующие.

1. Младенцы при виде живого человеческого лица реагируют совершенно иначе, чем при рассматривании неживых предметов. Они начинают двигать ручками и ножками, раскрывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более плавными, округлыми.

2. Новорожденные младенцы предпочитают человеческие лица другим объектам. При этом младенцев больше интересует фронтальное изображение лица (фас), нежели профиль.

3. Уже девятиминутные младенцы лучше отслеживают перемещение в зрительном поле рисунков с нормальным, а не с искаженным изображением человеческого лица или его элементов — глаз, носа, рта.

4. С момента рождения лицо матери — самое привлекательное для младенца.

5. Новорожденные различают выражение печали, счастья и удивления на лицах окружающих. А младенцы постарше (примерно с двух недель от рождения) различают слайды не только с перечисленными выше выражениями, — к ним добавляются выражения гнева, радости и даже нейтральные выражения человеческого лица. И это на слайдах.

6. Положительные выражения лица младенцы узнают лучше, чем нейтральные и тем более отрицательные.

7. Младенцы уже с первых дней жизни имитируют проявления мимики окружающих их людей. Если находящийся к нему лицом к лицу человек открывает рот, то младенец тоже открывает рот. Если человек высовывает язык — младенец делает то же самое.

Мимика родом, из детства. Эти исследования показали, что, начиная с самого рождения, младенец различает сложные мимические сигналы окружающих его людей, прежде всего своей матери, и предпочитает их другим сигналам окружающей среды. То есть каждый из нас появляется на свет с врожденной способностью к невербальному общению. В основе этого лежат явно генетические корни. К трехмесячному возрасту младенец отвечает матери исполнением своеобразного мимического танца, который с каждым днем жизни пополняется движениями, жестами, звуками, а затем и речью. Мать и младенец совместно создают диалог, без которого ребенок не стал бы человеком. С помощью матери младенец вырабатывает у себя опре­деленную схему поведения на различные случаи жизни. В процессе этого взаимодействия младенцу (а затем ребенку) становятся доступны не только речь и жесты, но и тончайшие мимические проявления. Каждый день жизни ребенка пополняет его мимический арсенал, и вследствие этого каждый взрослый человек имеет свой собственный, отработанный годами мимический репертуар.

Индивидуальное восприятие эмоций человеком во многом зависит от мимических проявлений эмоций, которые окружали ребенка в детстве. Вот дедушка нахмурил брови — на кого он сердится? Вот бабушка с наморщенным лбом отложила вязанье — у нее что-то не получается? У папы во время ссоры с мамой страшное лицо — папа плохой или мама виновата?

Ребенок берет готовые шаблоны мимики в первую очередь от родителей и ближайшего окружения.

Если члены семьи сдержанны в мимических проявлениях своих эмоций, у ребенка формируется один стереотип собственной мимики. Если вокруг него с детства бушует мимическая экспрессия, мимический стереотип будет совершенно другой.

Мимический тон. Выдающийся ученый В.М. Бехтерев в своих исследованиях достаточно много внимания уделял мимике. Он считал, что все мимические движения представляют в своей сути изменение или смешение двух основных проявлений. К этим двум основным проявлениям мимики он относил:

    положительный мимический тон. Для него характерно: раз­глаживание всех складок на лбу, оттягивание углов рта, улыбка, оживленное выражение лица (так называемое веселое). Положительный мимический тон сопровождается общим повышением тонуса всех мышц и легким увлажнением глаз (блеск глаз);

    отрицательный мимический тон. Для него характерно: опускание уголков рта, сдвигание бровей, опускание нижней челюсти при общем ослабленном тонусе всей мышечной системы.

Выражения лица — главный показатель чувств. Легче всего рас­познаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

    Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;

    Страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

    Гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

    отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

    печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто внешние уголки губ слегка опущены;

    счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Смотрите на левую половину лица. Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Это связано с тем, что левая и правая стороны лица управляются различными полушариями мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную дея­тельность, правое управляет эмоциями и воображением. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю индивида. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь отдельных нюансов выражения.

Глаза. Исследователи утверждают, что Лев Толстой в «Войне и мире» описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60— 70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, редко пользуется доверием.

Три разновидности взгляда

Деловой взгляд. Направив свой взгляд в центр лба, вы создаете серьезную атмосферу. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Деловой взгляд наилучшим образом поддерживает достойный статус.

Социальный взгляд. Когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для общения на социальном уровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.

Интимный взгляд спускается от глаз ниже подбородка. При близком общении — до уровня груди, при дальнем — до промежности.

Зрачки Если искушенные собеседники в состоянии скрывать свои эмоции, контролируя свои жесты и телодвижения, то никто не способен управлять состоянием своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют наблюдателю о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются. Так, в экспериментах, когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, когда человек сердится или у него мрачное на­строение, его зрачки уменьшаются. Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите в зрачки. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают окончательную цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен услышанной ценой, зрачки его расширяются.

Расшифровка взгляда Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, что видно из табл. 2.1.

Таблица 2.1

Виды взглядов и их значение

Взгляд и сопутствующие движения

Значение взгляда

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди, дай подумать

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

 

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Взгляд в сторону

Пренебрежение, недоверие

Взгляд в пол

Страх и/или желание уйти

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается, причем тем более, чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Губы и улыбка. Губы способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость; изогнутые — сомнение и сарказм.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Но поскольку улыбка может отражать самые различные состояния, нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой маской.

Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится то, что называется его красотой.

Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно — улыбка будет страдальческой. Если вам хорошо — улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость и дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. Те, кто часто улыбается, проблемы преодолевают с меньшими душевными и физическими потерями.

Лечебное свойство улыбки. Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо. Установлено, что если при плохом настроении заставить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вымученность этой улыбки, неожиданно почувствуешь облегчение. Ну а уж если настроение хорошее, то тут его обладатель должен дарить улыбки направо и налево — и свое настроение поддерживать, и окружающим его поднимать.

Признаки натуральной и ненатуральной улыбок Для правильного понимания улыбки нужно знать признаки на­туральной и ненатуральной улыбок. Когда она натуральна, то сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза. При этом поднимается нижнее веко. Когда же она деланная, то улыбаются только губами.

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия