Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 16:27, реферат
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
1. Введение 3
2. сущность и виды воображения — Мечта. 5
3. Виды воображения 7
4. Функции воображения и его развитие 11
5. Способности воображения (имажинитивные процессы) 13
6. ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ 15
7. ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ 17
8. ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ 18
9. Заключение 22
10.Список изпользованных источников и литературы 23
Оглавление
1. Введение
2. сущность
и виды воображения
— Мечта.
3. Виды
воображения
4. Функции
воображения и его развитие
5. Способности воображения (имажинитивные процессы) 13
6. ВООБРАЖЕНИЕ
И ЭМОЦИИ
7. ВООБРАЖЕНИЕ
И ИНТЕРЕСЫ
8. ВООБРАЖЕНИЕ
И ТАЛАНТЛИВОСТЬ
9. Заключение
10.Список изпользованных источников и литературы 23
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако
феномен воображения остается загадочным
и в наши дни. Человечеству до сих
пор почти ничего не известно именно о
механизме воображения, в том числе о его
анатомо-физиологической основе. Вопросы
о том, где в мозгу человека локализовано
воображение, с работой каких известных
нам нервных структур оно связано, сегодня
еще не разгаданы. По крайней мере, об этом
мы можем сказать гораздо меньше, чем,
например, об ощущениях, восприятии, внимании
и памяти, которые изучены в достаточной
степени.
Воображение
представляет собой особую форму
отражения, которая заключается
в создании новых образов и идей путем
переработки имеющихся представлений
и понятий. Развитие воображения
идет по линиям совершенствования операций
замещения реальных предметов воображаемыми
и воссоздающего воображения. Ребенок
постепенно начинает создавать на основе
имеющихся описаний, текстов, сказок все
более сложные образы и их системы. Содержание
этих образов развивается и обогащается.
Развивается творческое воображение,
когда ребенок не только понимает некоторые
приемы выразительности (гиперболу, метафору),
но и самостоятельно их применяет. Воображение
становиться опосредованным и преднамеренным.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной книги является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации фантазии. Мы постараемся познакомить вас с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга заинтересует вас и доставит вашим детям приятные минуты.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.
Действительно,
возможность создавать что-либо
новое, необычное, закладывается в
детстве, через развитие высших психических
функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить
наибольшее внимание в воспитании ребенка
в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Этот период ученые называют сензитивным,
т. е. наиболее благоприятным для развития
образного мышления и воображения.
Сущность
и виды воображения
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.
Мечта
- необходимое условие
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала
каждое новое достижение производственной
деятельности, новая вещь кажется совершенной,
но по мере её освоения обнаруживаются
недостатки, и люди начинают мечтать о
лучших вещах, стимулируя этим процесс
их предметного воплощения. Четыре века
назад обычное оконное стекло было неосуществимой
мечтой. В те времена можно было только
мечтать о прозрачном материале, который
пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный
материал удалось получить, усовершенствовав
технологию изготовления стекла. Но со
временем были обнаружены и недостатки
стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых
лучей: у детей находящихся в помещении
с такими стёклами, не крепнут кости, солнечные
лучи, профильтрованные стеклом, почти
безопасны для вредных микробов. Небольшая
прочность стекла особенно опасна при
автомобильных катастрофах. Новые достижения
в производстве стекла порождают новые
потребности, которые принимают форму
мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые
лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти
мечты осуществляются, давая начала новым.
Воображение
характеризуется активностью, действенностью.
Опережающее отражение
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой
создания любых образов фантазии
является синтез и аналогия. Аналогия
может быть близкой, непосредственной
и отдаленной, ступенчатой. Например,
внешний вид самолета напоминает парящую
птицу. Это близкая аналогия. Космический
корабль — отдаленная аналогия с морским
кораблем. На использовании синтеза, аналогий
и способов построения образов воображения
строятся многочисленные приемы диагностики
воображения и его развития. Воображение
может быть четырех основных видов см.
(рис.1):
Рис.1 Основные
виды воображения
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.