Сущность и виды психологического эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

в работе описаны виды психологических экспериментов
Эксперимент - как метод научного познания

Содержание

1. Психологический эксперимент……………………………………………3

1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3

1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7

1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8

2. Виды эксперимента…………………………………………………………11

2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15

3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17

3.1 Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной
контрольной группой…………………………………………………………20

3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных
временных серий……........................................................................................22

3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

сущность и виды психологического эксперимента.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

     Содержание: 

1. Психологический   эксперимент……………………………………………3

     1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3

     1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7

     1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8

2. Виды эксперимента…………………………………………………………11

          2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15

3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17

     3.1  Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной

контрольной группой…………………………………………………………20

          3.2  Квазиэкспериментальные планы дискретных

временных серий……........................................................................................22

     3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Психологический  эксперимент

     1.1. Эксперимент - как метод научного познания 

     Эксперимент ( от лат. experimental - «проба», «опыт», «испытание») - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи - экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод - это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».

     Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно  организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные  результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

     Целью эксперимента является выявление закономерных связей, т.е. устойчивых, существенных, связей между явлениями и процессами. Именно эта цель отличает эксперимент  от других методов исследования, которые  выполняют функцию сбора эмпирических данных.

     Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:

     1. В эксперименте раскрывается  причинно-следственная связь, т.е.  зависимость изучаемого явления  от известных контролируемых  условий.

     2. Эксперимент предполагает активное  вмешательство ученого в процесс  исследования, управление этим процессом  т.к. условия меняет сам ученный.

     3. Использование, как минимум, двух  методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.

     4. Необходимо наличие гипотезы, т.е.  предположение о характере изучаемой  связи, которую должен подтвердить  или опровергнуть эксперимент.

     Обобщая эти признаки, дадим определение  эксперименту.

     Эксперимент - это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.

     Прежде  чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.

     Эксперимент необходим, если:

     1. проверяется эффективность каких-либо  нововведений (например, новых учебных  планов, методик, программ);

     2. когда сравнивается эффективность  различных факторов или выбирается  наилучшее средство для их  реализации;

     3. когда выявляются необходимые  и достаточные условия определенных психологических задач (например, условия для интеллектуального развития детей 6-летнеговозраста).

       Сущность эксперимента сводится  к абстрагированию, т.е. искусственному  выделению одной стороны изучаемого  процесса из всего многообразия  изучаемых связей (например, изучение  влияния семьи на интеллектуальное  развитие ребенка, но на его  интеллектуальное развитие влияют  и другие факторы, кроме семьи).

     Обязательным  для полноценного психолого-педагогического  эксперимента является соблюдение следующих  основных правил:

     1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

     2. Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

     3. Точное определение объекта и предмета исследования.

     4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

     5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

     6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

     7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

     Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос.

     Целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

     Конечными результатами психологического эксперимента могут быть, например, изменения, которые происходят в интеллекте (познавательных процессах), личности и межличностных отношениях ребенка, ускорение психологического и поведенческого развития детей, повышение качества обучения и воспитания, расширение и углубление знаний, формирование полезных для жизни умений и навыков и др. Целью психологического эксперимента может стать все, что хотя бы в какой-то степени способствует  этому процессу. В эксперименте может быть несколько целей, одни из которых являются промежуточными, а другие — конечными.

     Конечная  цель эксперимента, как правило, достигается  не сразу, а через ряд промежуточных  этапов. К примеру, если конечная цель заключается в том, чтобы ускорить процесс развития интеллекта учащихся, то в качестве промежуточных целей могли бы выступить следующие:

     1. оценка наличного уровня психологического развития учащихся;

     2. установление желательного конечного уровня развития учащихся;

     3. определение средств, с помощью которых можно было бы ускорить развитие учащихся;

     4. разработка методики практической, экспериментальной работы с детьми с целью ускорения их развития;

     5. выбор психодиагностических методов, посредством которых можно установить, действительно ли ускорение процесса психологического развития имело место.

     Задачи, в отличие от целей, представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Допустим, что психолог-экспериментатор ставит перед собой конечную цель добиться ускорения процесса умственного развития детей в начальных классах школы. Тогда возможны следующие задачи подобного исследования:

     1. Конкретизация проблемы.

     2. Изучение связанной с ней литературы и практики.

     3. Уточнение формулировок гипотез исследования.

     4. Выбор методов психодиагностики процесса и результатов развития.

     5. Разработка методики формирующего эксперимента, ускоряющей процесс психологического развития.

     6. Разработка плана и программы проведения эксперимента.

     7. Проведение эксперимента.

     8. Обработка и анализ результатов эксперимента.

     9. Формулировка выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента. 
 
 

      1.2. Переменная. Виды  переменных 

     Одно  из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Виды переменных представлены в табл.1.

     Таблица 1. Виды переменных.

Виды  переменных
Экспериментальные Побочные

(сопутствующие  реальные помехи)

Независимая

переменная (НП)

(причинная)

Зависимая

переменная (ЗП)

(следственная)

Контролируемые 

переменные

(уравниваемые)

Спонтанные 

переменные

(неконтролируемые

 

     Независимая переменная - это условия, которые меняет сам экспериментатор.

     Зависимая переменная - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

     Контролируемые  переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием ЗП, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.

     Спонтанные  переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.

     Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.

     Таким образом, экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых спонтанных.

     В науке различают два плана  проведения экспериментов:

     - традиционный, где меняется только одна НП;

     - факторный, где меняется одновременно несколько НП. 

     1.3. Гипотеза. Виды гипотез 

     Гипотеза  - это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера.

     Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования, главное, чтобы  гипотеза поддавалась проверке и  была сформулирована предельно точно  и недвусмысленно.

     В науке выделяют три разновидности  гипотез:

     1. О наличии феноменов (явлений);

     2. О наличии связи между феноменами;

     3. О существовании причинно-следственной связи между феноменам.

Информация о работе Сущность и виды психологического эксперимента