Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа
в работе описаны виды психологических экспериментов
Эксперимент - как метод научного познания
1. Психологический   эксперимент……………………………………………3
 
     1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3
 
     1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7
 
     1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8
 
2. Виды эксперимента…………………………………………………………11
 
          2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15
 
3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17
 
     3.1  Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной 
контрольной группой…………………………………………………………20
 
          3.2  Квазиэкспериментальные планы дискретных 
временных серий……........................................................................................22
 
     3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23
 
Список использованной литературы…………………………………………25
     Содержание: 
1. Психологический эксперимент……………………………………………3
1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3
1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7
1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8
2. Виды 
эксперимента………………………………………………
2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15
3. Квазиэксперимент……………………………………
3.1 Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной
контрольной 
группой…………………………………………………………
3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных
временных 
серий…….......................
     3.3 
План ex-post-facto………………………………
Список 
использованной литературы…………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Психологический эксперимент
     1.1. 
Эксперимент - как метод 
научного познания 
Эксперимент ( от лат. experimental - «проба», «опыт», «испытание») - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи - экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод - это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.
     Целью 
эксперимента является выявление закономерных 
связей, т.е. устойчивых, существенных, 
связей между явлениями и процессами. 
Именно эта цель отличает эксперимент 
от других методов исследования, которые 
выполняют функцию сбора 
Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:
     1. 
В эксперименте раскрывается 
причинно-следственная связь, 
     2. 
Эксперимент предполагает 
     3. 
Использование, как минимум, 
     4. 
Необходимо наличие гипотезы, т.е. 
предположение о характере 
Обобщая эти признаки, дадим определение эксперименту.
Эксперимент - это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.
Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.
Эксперимент необходим, если:
     1. 
проверяется эффективность 
     2. 
когда сравнивается 
3. когда выявляются необходимые и достаточные условия определенных психологических задач (например, условия для интеллектуального развития детей 6-летнеговозраста).
      
Сущность эксперимента 
Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:
1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
2. Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
3. Точное определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.
Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос.
Целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Конечными результатами психологического эксперимента могут быть, например, изменения, которые происходят в интеллекте (познавательных процессах), личности и межличностных отношениях ребенка, ускорение психологического и поведенческого развития детей, повышение качества обучения и воспитания, расширение и углубление знаний, формирование полезных для жизни умений и навыков и др. Целью психологического эксперимента может стать все, что хотя бы в какой-то степени способствует этому процессу. В эксперименте может быть несколько целей, одни из которых являются промежуточными, а другие — конечными.
Конечная цель эксперимента, как правило, достигается не сразу, а через ряд промежуточных этапов. К примеру, если конечная цель заключается в том, чтобы ускорить процесс развития интеллекта учащихся, то в качестве промежуточных целей могли бы выступить следующие:
1. оценка наличного уровня психологического развития учащихся;
2. установление желательного конечного уровня развития учащихся;
3. определение средств, с помощью которых можно было бы ускорить развитие учащихся;
4. разработка методики практической, экспериментальной работы с детьми с целью ускорения их развития;
5. выбор психодиагностических методов, посредством которых можно установить, действительно ли ускорение процесса психологического развития имело место.
Задачи, в отличие от целей, представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Допустим, что психолог-экспериментатор ставит перед собой конечную цель добиться ускорения процесса умственного развития детей в начальных классах школы. Тогда возможны следующие задачи подобного исследования:
1. Конкретизация проблемы.
2. Изучение связанной с ней литературы и практики.
3. Уточнение формулировок гипотез исследования.
4. Выбор методов психодиагностики процесса и результатов развития.
5. Разработка методики формирующего эксперимента, ускоряющей процесс психологического развития.
6. Разработка плана и программы проведения эксперимента.
7. Проведение эксперимента.
8. Обработка и анализ результатов эксперимента.
     9. Формулировка 
выводов и практических рекомендаций, 
вытекающих из проведенного эксперимента. 
 
 
      
1.2. Переменная. Виды 
переменных 
Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Виды переменных представлены в табл.1.
Таблица 1. Виды переменных.
| Виды переменных | |||
| Экспериментальные | Побочные
   (сопутствующие реальные помехи)  | ||
| Независимая 
   переменная (НП) (причинная)  | 
  Зависимая 
   переменная (ЗП) (следственная)  | 
  Контролируемые 
   переменные (уравниваемые)  | 
  Спонтанные 
   переменные (неконтролируемые  | 
Независимая переменная - это условия, которые меняет сам экспериментатор.
Зависимая переменная - фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.
Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием ЗП, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями.
Спонтанные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.
Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.
Таким образом, экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых спонтанных.
В науке различают два плана проведения экспериментов:
- традиционный, где меняется только одна НП;
     - 
факторный, где меняется одновременно 
несколько НП. 
     1.3. 
Гипотеза. Виды гипотез 
Гипотеза - это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера.
Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования, главное, чтобы гипотеза поддавалась проверке и была сформулирована предельно точно и недвусмысленно.
В науке выделяют три разновидности гипотез:
1. О наличии феноменов (явлений);
2. О наличии связи между феноменами;
3. О существовании причинно-следственной связи между феноменам.
Информация о работе Сущность и виды психологического эксперимента