Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

«Зона» принятия внешних психологических воздействий будет зависеть от степени топологической близости или пространственной упорядоченности, психологической дистанции между семантическими полями значений взаимодействующих сторон. Чем ближе эта дистанция по модальным и пространственным характеристикам взаимодействующих систем, тем воздействие осуществляется легче и быстрее; чем менее изоморфны системы по значимым пространственно-смысловым параметрам, тем более трудоемкую и более долговременную работу следует осуществить со стороны субъекта воздействия для «попадания» в психологическое пространство другой системы.

Еще одна субъективная характеристика имеет самое непосредственное отношение к организации наиболее эффективных психологических воздействий, о которой К. Роджерс упоминает в одной из самых последних своих работ: «Когда я действовал наиболее удачно как психотерапевт, я стал обращать внимание, помимо уже хорошо известных мне вещей, еще на одну характеристику, к осознанию которой я пришел совсем недавно. Я обнаружил, что когда я был в состоянии погружаться и максимально прибли­жаться к своему внутреннему, интуитивному Я, когда я начинал соприкасаться со своим бессознательным, когда я начинал пребывать, возможно, в несколько измененном состоянии сознания, тогда мое внутреннее состояние оказывалось оптимальным для излечивающего воздействия... Когда я мог расслабиться и стать близким моему собственному внутреннему опыту... когда я мог вести себя импульсивно и спонтанно по отношению к другим людям... такое странное поведение каким-то образом оказывалось самым правильным и эффективным. Оказывалось, что именно в эти моменты мое внутреннее настроение соприкасалось и передавалось внутреннему миру другого. Наши отношения переступали собственные границы и рамки и становились частью чего-то большего. Происходило исключительно эмоциональное взаимонасыщение».

На эффективность психологического воздействия серьезное влияние оказывают, в частности, следующие факторы:

1) отношение адресата к инициатору и к характеру оказываемого им воздействия, социальный статус инициатора, его авторитет;

2) эмоциональное состояние адресата [там же];

3) доверие адресата к инициатору.

Как указывает Б. Ф. Поршнев, «доверие тождественно чувству и сознанию принадлежности к «своему», к общему «мы»... Главное, что характеризует информацию между людьми: она пропускается сквозь фильтр доверия и недоверия»

Доверие — это «способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости)». Т. П. Скрипкина в результате как теоретико-методологического, так и экспериментального исследования пришла к выводу о том, что «доверие — условие или модус взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимо­действию, т.е. активности».

Доверие в. психологической науке рассматривалось как фоновое условие существования многих социально-психологических феноменов и как относительно самостоятельный социально-психологический феномен, связанный с доверительным общением.

Доверие как субъективное личностное отношение к другому или другим находится во внутриличностном (интрасубъектном) пространстве, и его существование, «выносится» вовне, порождая, видоизменяя качественные особенности межличностных отношений.

Если в любом акте взаимодействия людей существует определенная доля доверия, то его количество или мера есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону взаимодействия, и чем выше уровень или мера доверия во взаимодействии (причем взаимного доверия), тем сильнее выражена связь в отношениях между людьми.

Сходство целостно-ориентационного единства, по крайней мере, относительно обсуждаемой информации, т.е. сходство в оценках обоих участников взаимодействия, уровень взаимной значимости содержания обсуждаемого вопроса или проблемы, совместно решаемой задачи, а также целостное отношение взаимодействующих субъектов определяют меру доверия между ними.

Основными условиями возникновения доверия в социально-психологическом взаимодействии являются актуальная, значимость другого и его априорная безопасность (надежность), а также актуальная значимость собственных субъективных переживаний и априорная безопасность своих будущих действий, связанных с процессом взаимодействия с этим конкретным другим;

4) аттракция адресата в отношении к инициатору.

Социально-психологической аттракцией называют свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у других людей.

Возникновению аттракции способствуют: физическая привле­кательность и достоинства инициатора влияния, совместная деятельность, поддержка инициатором адресата, похвала, похожесть, нахождение рядом, позитивные вербальные проявления, удачливость и склонность к самораскрытию инициатора, эмоциональное возбуждение адресата и некоторые ситуативные факторы

5) наличие у инициатора определенных преимуществ.

П.М. Ершов (1972) указал три вида преимуществ: позиционные, динамические и деловые. Дополненная Е. Л. Доценко (1996) классификация видов сил партнеров по общению имеет следующий вид.

Собственные силы — инициатор исходит только из того, чем обладает сам на момент воздействия; набор некоторых преимуществ почти всегда находится при нем:

    статусные: ролевая позиция, должность, возраст;

    деловые: квалификация, аргументы, способности, знания.

Привлеченные (или заемные) силы — те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, актуально в ситуации не представленные (хотя это и не исключено):

    представительская поддержка — опора на силу конкретных или достаточно определенных третьих лиц, вполне известных «других»: «я от Николая Николаевича», «не за себя ведь стараюсь — за коллектив»;

    конвенциональные преимущества — опора на силу обобщенных «других», на всеобщие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль и т.д. Например, часто используемый прием — апелляция к присутствующим, в разных вариантах опирающийся на разные виды заемных сил: «да вы посмотрите», «граждане, мыслимо ли...»

Процессуальные силы — преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером:

    динамические силы: темп, паузы, инициатива;

    позиционные преимущества — эксплуатация эмоционального тона прежних или нынешних отношений: опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и т.п.;

    договор — результат совместных соглашений, содержащий юридическую, моральную или рациональную силу.

Побуждение. Нередко побуждением к тому или иному поведению служит инстинкт подчинения ситуации, заложенный в каждом из нас. В частности, мы склонны подчиняться стереотипам ролевого поведения. Это блестяще подтвердили знаменитые эксперименты Милграма и эксперименты С. Хейни с соавторами, известные у нас как «тюремные эксперименты» Зимбардо (2000).

В соответствии с подобными результатами развилось целое направление в психологии, изучающее «поведенческие ситуации», в рамках которых поведение человека в большей степени предопределено ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой обстановки (кабинет руководителя, экзамен, учебная аудитория, богослужение, свадьба, похороны, концерт классической музыки или, напротив, рок-концерт, дискотека и т.д.).

Следовательно, достаточно инициатору воздействия организовать соответствующую ситуацию и она сама побудит адресата к активности в нужном направлении.

Это дает основание утверждать, что процесс психологического воздействия в значительной степени можно трактовать как процесс самовоздействия.

Значительную роль при этом играет внутренняя речь адресата воздействия. Л.С. Выготский (1982) определял ее как «речь для себя», С.Л. Рубинштейн (1973) — как «не предназначенная для другого речь».

Основными формами общения человека с самим собой являются внутреннее реплицирование (мысленный комментарий в виде элементарной реплики), внутренний монолог и внутренний диалог.

Общение человека с другим человеком может усложняться за счет одновременного развертывания описанных выше форм общения человека с самим собой. Существуют тесные взаимосвязи и многочисленные взаимопереходы между формами внешнего и внутреннего общения.

Внутренние диалоги тесно связаны с самыми глубинными, социальными по своей природе механизмами регуляции поведения личности, с принятием решений и отказом от них.

Специфика внутреннего диалога связана с тем, что иная, отличная от исходной, смысловая позиция не просто известна человеку, а воспроизводится им как самостоятельный смыслопорождающий центр. Происходит не цитирование иной смысловой позиции, ее пересказ или оценка и т.п., а взаимодействие с иным смыслопорождающим центром, регулирующим самостоятельным ответным словом. Этим словом может быть выражено иное понимание темы, иное отношение к ней. Это отношение может быть согласием с предшествующими высказыванием, вопросом к нему, возражением, дополнением и т.п.

Во многих ситуациях психологического воздействия внутренняя речь является реакцией на внешнее вербальное обращение к адресату. Это обращение может содержать как явное, так и скрытое побуждение. При этом для взаимодействующих субъектов часто важна и содержательна не информация сама по себе и даже не отношение к ней каждого из включенных в ситуацию взаимодействия или общения людей, а субъективная значимость содержания общения для каждого из его участников.

Швейцарский лингвист Ш. Балли в структуре высказывания выделял два основных элемента: диктум и модус. При этом диктум — это основное содержание высказывания, а модус — «коррелятивная операция, производимая субъектом, выражение модальности, отношение субъекта к содержанию». Ш. Балли указывает, что «ответная реакция может быть направлена либо на диктум, либо на модус, но никогда — на то и другое вместе».

Таким образом, инициатор воздействия соответствующим построением своего обращения может «организовать» ту или иную реакцию на него и тем самым побудить адресата к активности в нужном направлении.

Одним из возможных приемов достижения этого является подбор слов и выражений. Установлено, что «найти точные синонимы почти невозможно и именно здесь в подчас тонких различиях между так называемыми синонимическими выражениями заключен один из наиболее важных инструментов отправителя (инициатора)». Как говорит пословица: «У любимого ребенка много имен». Инициатор передает различное отношение к «любимому ребенку» и подчеркивает его различные аспекты и характеристики в зависимости от того, каким выбрано обращение.

Предложения «Бутылка наполовину пустая» и «Бутылка наполовину полная» синонимичны с точки зрения существа предмета. Тем не менее есть основания считать, что они по-разному воздействуют на настроение веселой компании.

Л. С. Выготский указывает, что одного и того же человека (Наполеона) можно назвать победителем при Йене и побежденным при Ватерлоо. Эти определения создают разное впечатление об объекте суждений и побуждают адресата к размышлению в соответствующем ключе. То же самое, когда говорят «заключенный», «зэк», «осужденный» или «сиделец». В этих случаях мы имеем дело с «культуро-психологическим опосредованием» (Я. Л. Коломинский).

Огромные возможности оперирования синонимами раскрывает «Словарь синонимов русского языка». Аналогично — в английском и других языках.

Выбором грамматической формы (активной или пассивной) также можно побудить к соответствующему осмыслению ситуации.

Структурирующий эффект грамматической формы становится явным при сравнении: 1) «Полиция захватила демонстрантов» и 2) «Демонстранты были захвачены полицией». Здесь грамматические формы в скрытом виде, но весьма искусно прямо указывают на разные контексты. В первом примере полиция действует более или менее активно (полиция совершила акцию, полиция вела наступление). Во втором примере, напротив, кажется, что демонстранты вели себя таким образом, что полиция была вынуждена предпринять действия (демонстранты действовали, демонстранты вели себя вызывающе). Эти два выражения реально подразумевают совершенно разные причинные отношения.

Выбор активной и пассивной формы не только оказывает неявное воздействие на восприятие причинных отношений получателем. Быть может, еще важнее то, что это изменение на самом деле приводит к переосмыслению ситуации в отношении того, кто является «главным действующим лицом», и побуждает адресата воздействия к определенным выводам.

Даже избранная инициатором последовательность равноправных между собой элементов (например, прилагательных), в частности при перечислении тем, оказывает воздействие на создаваемое впечатление о предмете речи. Если охарактеризовать некоего индивида с помощью ряда прилагательных, так что описание представляется нейтральным, то, изменив порядок следования характеристик, можно изменить и производимое впечат­ление. Еще существеннее, быть может, то, что порядок при перечислении влияет на запоминание. Таким образом, инициатор может фактически успокаивать себя тем, что адресату предоставлена нейтральная характеристика, а тот запоминает разные свойства по-разному. Здесь срабатывают законы восприятия (полученная информация влияет на восприятие следующей за ней) и запоминания/забывания (элементы, находящиеся в середине сообщения, запоминаются хуже, чем те, что в начале и в конце — «эффект края»).

Инициатор воздействия может и тоном голоса значительно влиять на восприятие адресата. Слово «да» можно напечатать единственным образом, но произнести множеством способов. В зависимости от тона голоса фраза «Он опять заболел» может означать как сочувствие, так и осуждение.

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия