Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

Мишень воздействия здесь — желание ученика иметь ту оценку, которую он заслужил. Фоновый фактор — фактическая невозможность опротестовать оценку, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются его «подвиги». Попытки изменить ситуацию затруднены и в силу корпоративной солидарности учителей: и классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя.

Именно поэтому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.

Манипуляция «Ты у нас самый умный». Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы ученика. Это одна из форм ответа, когда учитель не знает, как ответить. Возможны и другие:

Ученик: А зачем Непер ввел число «е» ?

Учитель: Он мне об этом не сказал.

Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: больше любознательные ученики никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.

Манипуляция «Добрый учитель». Учитель не требователен, легко ставит незаслуженно хорошие оценки. Он «купается в любви», поскольку это устраивает учеников и их родителей (пока), а также и администрацию школы. Жертвами этой манипуляции ученики почувствуют себя, когда им придется сдавать предмет при поступлении в вуз.

Манипуляция «Любимый конек учителя». Ученики, не выучившие урок и желающие избежать плохих оценок, тонко «подводят» учителя к любимой для него теме — своеобразному «коньку» педагога. При этом они могут задавать вопросы, вроде: «А что вы думаете по этому поводу?», «Как вы к этому относитесь?», «А как это было в ваше время?», «А как бы вы поступили?» Учитель обычно увлекается, и времени остается только на объяснение нового материала.

 

5. Манипуляции в вузе

Преподаватели манипулируют студентами

Манипуляция «Хозяин — барин»

Это самая распространенная и самая опасная манипуляция. Ее проявления:

    определенная вольность в оценке некоторыми преподавателями знаний студентов (на экзамене, зачете, контрольной и т.д.): «Хочу казню, хочу милую»;

    произвольное установление требований к экзамену, зачету, относительно посещения занятий студентами, отношения к наличию конспектов, опозданиям и т.п.;

    угрозы наказать оценкой в конце семестра за нарушение студентом установленного порядка и т.д.

Иногда произвол в требованиях к экзамену может иметь драматические последствия для студентов.

К примеру, преподаватель объявляет: «На «отлично» мой предмет знает только Господь Бог. Я знаю на «хорошо». Следовательно, максимальная оценка студента на экзамене — «удовлетворительно». И действительно, оценки на экзамене — 3 и 2. В итоге многие студенты лишены стипендии, кому-то не дали общежитие. Дня тех, кто учится без помощи из дому, — это катастрофа.

Ситуация «хозяин — барин» является манипуляцией, поскольку выигрыш преподавателя — односторонний. Такими способами он повышает свою значимость (в том числе и в своих глазах). Студенты являются жертвами, поскольку подспудно внушается мысль, что оценка их работы не объективная, а субъективная, зависящая от отношения преподавателя к студенту. Это провоцирует последних на заискивание перед преподавателями, на подарки (а то и на взятки).

Отсюда берет свои истоки тот факт, что сфера образования в России — одна из самых коррумпированных.

Вред от данной манипуляции даже еще больше. Сложившееся в обществе убеждение, что преподаватель вуза — «хозяин — барин», позволяет нерадивому студенту списать свое безделье (и как результат плохие оценки) на то, что «невзлюбил преподаватель» — «я ему задал вопрос на лекции (или поспорил с ним), а он не смог ответить и отомстил мне на экзамене» и т.п.

Подобная отговорка удобна и родителям. Она снимает с них ответственность за нерадивость их чад. Ведь видели же, что их отпрыск никогда не занимается, под сомнительными предлогами пропускает занятия.

Таким образом, ситуация «хозяин — барин» выгодна многим, кто недобросовестно относится к своим обязанностям. Страдает от этого в первую очередь качество обучения в вузах, и это наносит огромный моральный урон поколениям вступающих в самостоятельную жизнь выпускников вузов.

Мишенью воздействия на студентов является их зависимость от преподавателя.

Эта формулировка подсказывает, что для улучшения ситуации нужно как-то уменьшить зависимость показателей успеваемости от личных предпочтений некоторых преподавателей. В общегосударственном плане первый шаг уже сделан: посредством введения Единого государственного экзамена сводится к минимуму возможность злоупотреблений на вступительных экзаменах.

Чтобы уменьшить зависимость студентов от преподавателей, следует заменить устные экзамены и зачеты письменными. Тогда их результат можно эффективно контролировать. Практика проведения письменных экзаменов показала, что отношения между преподавателем и студентом становятся в большей степени партнерскими; конфликты, претензии практически не возникают, поскольку нет почвы для манипуляций, которые, как мы уже видели, являются источником конфликтов.

Манипуляция «Пресечение вопросов студентов». Не зная ответа на заданный студентом вопрос по теме занятия, некоторые преподаватели, вместо того чтобы честно признаться в этом, реагируют так, что у студентов напрочь отбивается желание задавать вопросы. Подобное поведение преподавателя резко снижает качество обучения.

Манипуляция «Добрый преподаватель». Нетребовательность преподавателя делает его жизнь спокойной. Следующие предметы, предполагающие соответствующие знания, студентам одолеть значительно сложнее. «Разболтавшись», студенты в штыки принимают вполне разумные требования других преподавателей. И в итоге страдает качество подготовки специалистов.

Студенты манипулируют преподавателями. К моменту поступления в вуз юноши и девушки имеют за плечами богатый опыт манипулирования родителями и учителями, о чем мы рассказали в предыдущих разделах.

И это, и манипуляции некоторых преподавателей вуза служат многим студентам благоприятной основой для манипулирования преподавателями.

Рассматривая ранее различные области взаимоотношений между людьми, мы видели, что количество манипуляций подчиненных превышает число манипуляций со стороны руководителей, детей — над родителями, учеников — над учителями.

Подобная закономерность еще в большей степени проявляется в вузе: на три приведенные выше манипуляции преподавателей студенты отвечают двадцатью пятью манипуляциями.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что манипуляция — достаточно распространенное явление в общении преподавателей и студентов. При этом манипуляция является важной причиной возникновения и формой протекания затрудненного общения между студентами и преподавателями.

Анализ этих материалов позволил выявить ряд манипулятивных приемов, имеющих место в процессе взаимодействия студентов и педагогов. Под манипулятивным приемом понимается такое действие (или совокупность действий), которое направлено на реализацию манипулятивного намерения.

Как правило, долгосрочной манипулятивной целью студентов, по их собственному признанию, является желание получить положительную экзаменационную оценку или зачет «с наименьшими знаниями», «не напрягаясь» и т.д.

Краткосрочными, промежуточными целями могут стать следующие: удачно пройти текущий этап обучения (получить оценку на занятии, сдать контрольную или курсовую работу), не утруждая себя при этом должной подготовкой, пропустить занятие (-я) или прикрыть пропуски без уважительных причин, получить задания меньшего объема и др. Манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения».

Эти выводы подтверждают мысль о существовании двух видов манипуляции: гедонистической и прагматической.

Прагматическая манипуляция направлена на достижение определенной цели, чтобы добиться выигрыша (заставить адресата что-либо принять, от чего-либо отказаться и т.п.).

Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата. В некоторых случаях манипуляция выступает средством психологической защиты в ответ на неадекватные, с точки зрения студента, действия преподавателя.

Критериями выделения манипулятивных приемов стало соответствие определенного действия признакам манипуляции и его повторяющееся упоминание в ответах наших респондентов.

Приведем некоторые манипулятивные приемы студентов, наиболее часто встречающиеся в практике обучения. Нужно признать, что некоторые находки отдельных студентов буквально дублируют рекомендации мастеров различных техник влияния на человека, в частности нейролингвистического программирования (НЛП).

Всего описано 25 наиболее распространенных студенческих манипуляций. Порядок следования манипуляций в каждой группе соответствует частоте их упоминания в студенческих эссе (стиль высказывания студентов сохранен).

Первый тип: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими преподавателями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п.

«Надавить на жалость» — вызвать у преподавателя чувство жалости, сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу», «рассказать о своих трудностях» и др.

«Легенда» — отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили из дому на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.

«Шпоры и бомбы» — списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармощек-раскладушек, могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента, «бомбы» — заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого, студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из Интернета.

«Прикинуться валенком» — приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственника», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.

«Липа» — подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.

«Ждать у моря погоды» — пообещать исправиться в следующем семестре: «обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь», «Я отвечу в следующий раз» и др.

Второй тип: мишень воздействия на преподавателей — их по­требность в самоутверждении и в положительных эмоциях.

«Красивые глазки» — использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, «флиртовать с преподавателем». Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др.

«Заговаривать зубы» — поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости Беларуси» и др.

«Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др.

«Пустить пыль в глаза» — расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольститься», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.

«Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем: «говорить так, как преподаватель (терминология, выражения)», «подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.

Третий тип: мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия