Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

«Бунт на корабле» — оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «начинается балаган», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др.

«Осада крепости» — уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить много раз на пересдачу — поставит оценку, куда он денется» и др.

«Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.

«Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.

Четвертый тип: мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.

«Привязать преподавателя» — прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на зав. кафедрой», «через третье лицо» и др.

«Манипуляция зачеткой» — демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку — затем она работает на меня».

«Вы обещали» — напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал, «апеллировать к его чести: "Вы же обещали, так не честно", «давлю на самолюбие: "Вы же справедливый преподаватель и не будете..." и др.

«В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет», и др.

Пятый тип: мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.

«Зарисовка под умного» — изображать «заинтересованность» пред­метом, создать себе имидж «хорошего ученика»: «создать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю вопросы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя в аудитории стараешься ответить», «бросаться научными терминами и общаться с преподавателем при помощи научного стиля речи», «приводить в работе большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после уроков к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т.е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «делать умное выражение лица», «сажусь на первую парту» и др.

«СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это — преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др.

«Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.

Шестой тип: мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.

«Метод шуршащей купюры» — предложить или сделать намек на дачу взятки.

«Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу», «нарисовать плакат», «собрать столы» и др.

«Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др.

Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов. Особо можно отметить специальные приемы воздействия на преподавателя во время непосредственной сдачи зачетов и экзаменов: «затягивание времени путем отвлекающих вопросов, а также медленное изложение материала», «я стараюсь направить мысли преподавателя на то, что это является его упущением», «отвечать уверенно и громко, чтобы у преподавателя сложилось впечатление, что знаешь предмет», «говорить что-нибудь, если не знаешь, только не молчи», «просто преподавателю надоедает слушать бред, который ты несешь», «вынуждаю преподавателя, чтобы он задал мне вопрос, ответ на который я знаю» и др.

Как показало данное исследование, студент-манипулятор большое значение придает формированию аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто студентами упоминается умение изобразить болезненный, усталый вид, умное выражение лица, внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно письменным свидетельствам студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим», «длительным в упор». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа, может меняться в зависимости от ситуации, преподавателя, манипулятивного намерения. Проксемика, т.е. расположение людей в пространстве, также в поле внимания студента (сесть на первую или на последнюю парту). Вот пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия: «На экзамен приношу иконку, преподаватель думает: «хорошая девочка, умная, православная», а у самой под иконкой — шпаргалка».

Преподаватели в качестве мишеней воздействия со стороны студентов назвали такие качества своей личности, как «доброту (доброжелательность)», «хорошее (благожелательное, доброжелательное, демократическое) отношение к студентам» «мягкость характера», «чувство сопереживания», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «веру в искренность (готовность верить человеку)», «лояльность», «жалость» и др. Отсутствие ответов в ряде анкет, распространенных среди педагогов, на открытый во­прос, посвященный мишеням воздействия, свидетельствует о трудностях рефлексии данной проблемы преподавателями.

Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: студентами эксплуатируются в основном такие качества и свойства личности педагогов, которые являются для последних профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций состоит в том, что, будучи многократно обманутыми, преподаватели могут утратить эти качества. Обладатель же противоположных качеств воспринимается самими студентами как манипулятор и трудный партнер по общению.

Сопоставление приведенных манипуляций и используемых студентами мишеней воздействия на преподавателя с ответами самих преподавателей указывает на то, что преподаватели могут даже не догадываться о том, что студенты ими манипулируют, какие мишени используются, как часто это происходит. Следовательно, они слабо защищены от студентов-манипуляторов.

В то же время преподаватели, принявшие участие в исследовании, подтвердили, что систематически встречаются с действиями студентов, носящими манипулятивный характер. Манипуляции студентов вызывают у преподавателей неблагоприятные эмоциональные переживания, трудности в поведении. Так, 77 % опрошенных педагогов хотели бы овладеть приемами психологической защиты от манипулирования, 17 % затрудняются дать ответ на этот вопрос и лишь 6 % считают, что в таком обучении не чуждаются.

Предупрежден — значит защищен

Следующая история показывает, что если преподаватель помнит о возможности манипулятивных действий со стороны студентов, то найти защиту от них не так уж и трудно. Вот эта история.

Двое студентов должны идти сдавать экзамен в понедельник. Но так как они бурно провели выходные, голова трещит после всего этого и настроение совсем не экзаменационное. Тут у одного из них созревает идея. Экзамен они благополучно прогуливают, но на следующий день идут к профессору и рассказывают ему сказку о том, будто они были в выходные на даче у тетки одного из них, которой нужно было помочь вскопать огород. Пришлось там заночевать, а когда они утром поехали оттуда в институт на машине, у нее спустило колесо, и поэтому они опоздали на экзамен. Профессор назначил им сдачу экзамена на следующий день. Когда они пришли, он рассадил их по разным аудиториям и задал каждому из них два вопроса: 1) «Какое колесо спустило?» 2) «На каком участке дороги это произошло?»

Результат экзамена долго еще вспоминался незадачливым ма­нипуляторам.

Манипулирование в преподавательской среде.

«Любимый» преподаватель

Преподаватель А. приходит к началу своего занятия на курсах повышения квалификации руководителей (преподавателей, специалистов). Но что это? Уже заканчивается перерыв, а предыдущий преподаватель Б. продолжает свое выступление как ни в чем не бывало. Преподаватель А. появляется в дверях и указывает на часы. Ноль внимания.

Когда Б. все-таки заканчивает, усталые слушатели, естественно, настроены на перерыв. Следующее занятие дезорганизовано.

На возмущение А. преподаватель Б. объясняет, что были вопросы, на которые он считал своим долгом ответить.

Пострадавший А. видит в этом манипуляцию: Б. продемонстрировал свое якобы «превосходство» над А.; слушатели его больше ценят, «не отпускают его». Материалом, который приготовил А., можно и «пожертвовать». Преподаватель А. уязвлен.

Как избавились от неугодного преподавателя. На экзамене в негосударственном вузе доцент Д. поставил заслуженный «неуд» племяннику ректора. Этот студент почти не появлялся на занятиях и был совершенно не готов к экзамену. Ректор увидел в этом ущемление своего достоинства и дал указание заведующему кафедрой В. избавиться от этого доцента. Вот как тот реализовал это задание.

За несколько дней до окончания летней экзаменационной сессии он подошел к доценту и среди обычного разговора коснулся неожиданной темы:

— Я иногда думаю, почему вы — такой талантливый ученый, без пяти минут доктор наук, работаете в таком непрестижном месте. Я, к примеру, здесь держусь, поскольку мой внук имеет возможность учиться бесплатно. А это тысяча долларов в год. А что вас держит здесь? Вас ведь с удовольствием возьмут на вновь открывающихся кафедрах (перечисляет).

— Да я не задумывался. По большому счету ничего. Работаю и работаю.

Разговор этот вскоре забылся, но, выйдя в конце августа из отпуска, доцент узнал, что все его предметы зав. кафедрой раздал желающим получить дополнительно полставки, поскольку доцент, якобы, «предупредил, что его ничего не держит и он собирается уходить».

Возмущению доцента не было предела!

Доцент увидел перед собой два пути. Первый — бороться. Но часть сотрудников — преподавателей кафедры, получивших его нагрузку во главе с заведующим будут против него. Значит, конфликт со всеми ними. Ректор также против него. Значит, предстоит тяжелая борьба с превосходящими силами противника. Был он человеком бесконфликтным, потому этот вариант претил ему.

Оставался второй — поинтересоваться на кафедрах, которые называл заведующий. Ему повезло, он быстро трудоустроился. Но как же получилось, что хороший преподаватель, к которому было придраться нельзя, был вынужден уйти?

Этот пример демонстрирует силу манипуляций. Завкафедрой использовал в качестве мишени воздействия позитивное качество доцента — его нежелание конфликтовать с окружающими. Вовлечением в манипуляцию послужил приведенный отрывок из разговора, фоном — неопределенное содержание, которое позволило заведующему сделать вид, что он «так понял» доцента. Побуждение — подсказка, куда можно обратиться с вопросом о трудоустройстве, чтобы избежать конфликта.

«Обусловить одно другим». Любопытно, что познакомились основные действующие лица предыдущей истории — Д. и В.— лет за 15 до нее.

Молодой (тогда) преподаватель Д. искал возможность подработать — найти где-то полставки или хотя бы почасовой приработок. Обратился в соседний вуз к заведующему кафедрой. Им оказался В., который поставил условие:

— С нас требуют продуктивной научной работы, поэтому мы принимаем только тех, кто имеет хороший научный задел.

— Да, у меня есть ряд научных публикаций, я скоро защищаю кандидатскую диссертацию.

— То, что опубликовано, уже реализовано, это не задел. А есть у вас неопубликованные результаты? Принесите, покажите, может, мы с вами совместно что-то опубликуем.

Манипуляция была очевидной. Д. такого подарка делать не стал. И в тот раз они разминулись.

Сравнение этих историй показывает, насколько возросло искусство манипулятора за годы, разделявшие эти две истории.

Если манипуляция с приемом на работу выглядела грубой, «топорной», то манипуляция с устранением преподавателя — образец искусства манипулятивного воздействия!

 

6. Манипуляции в супружестве.

Манипуляция «Муж — Дитя»

Во многих семьях эту манипуляцию с выгодой для себя разыгрывают мужья. Достигается это исполнением роли беспомощного Дитя: что бы жена ни поручила (например, сходить в магазин, сделать уборку, позаниматься с ребенком), он исполняет это так, что приходится все переделывать. В итоге вся тяжесть домашней работы оказывается взваленной на слабые женские плечи. Не случайно некоторые женщины, называя число своих детей, включают в их число и мужа. В каждой шутке есть доля истины.

Причины, по которым так поступают эти мужья, разные. Одни — потому, что так воспитаны, это для них «не мужское дело». Отсюда и качество исполнения. Другие рассматривают эти поручения, как досадное отвлечение от своих дел. Результат тот же. Результат в любом случае не устраивает жен. Если прибавить сюда тех мужчин, которые даже слышать не хотят об исполнении «женских дел», то станет понятно, почему у нас женщины перегружены домашней работой.

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия