Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа
Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».
— Ну уж...
— Давай купим мне новое платье.
— Что ж, надо так надо...
И растроганная ласковым обращением, мать из последних денег выкраивает на обновку необходимую сумму.
Мишенью воздействия здесь является желание, чтобы дочка выглядела не хуже других. Вовлечением — ласковое обращение и как результат — благоприятный фон для достижения цели.
Первой своей фразой дочка осуществила трансакцию ДД и вызвала аналогичную ответную (общение на эмоциональном уровне). Второй фразой скрытно вводит деловой компонент ВД. Находящаяся по-прежнему в позиции Д мать реагирует на предлагаемое распределение позиций, принимая решение на эмоциональном уровне.
Манипуляция «Непонятливая ученица»
Девочка просит маму (или бабушку) показать, как делать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Наконец, «консультант» не выдерживает и выполняет задание. Девочка внутренне торжествует: пятерка обеспечена, а трудов — никаких.
Почти все родители прошли через это. Те, кто не поддался на эту манипуляцию «с первого предъявления», постепенно попадают под ее действие. Ведь ребенок не может конкурировать по качеству исполнения со взрослыми, и в результате манипуляторы получают пятерки, а честные дети — более низкие оценки.
Увидев слезы ребенка, поговорив с другими родителями, и эти мамы или бабушки включаются в изготовление домашних поделок вместо их любимых чад.
Манипуляция «Тебе не решить»
Сын — отцу:
— У тебя по математике что было в школе?
— Пятерка.
— Ну да!
— Да, учительница меня всегда выделяла.
— Но, наверное, сейчас уже у тебя мозги не те...
— С чего это ты взял?
— Думаю, что обычную школьную задачку не решишь.
— Это как сказать!
— А вот смотри...
Показывает задачку из тех, что задали на дом. Отец видит, что подобные задачи у них были.
— Давай посмотрю.
И (из любопытства) углубляется в условие. После этого отказаться от нее уже стыдно, приходится решать. С чувством удовлетворения отдает листок с решением. Сын:
— Случайно!
— Да ты что! Я же сказал, что щелкал их в школе, как орешки!
— А вот эту сможешь? (отдает вторую задачу)
Отцу опять неудобно отступать, решает и эту задачу.
Здесь юный манипулятор использовал идею, заложенную в рассмотренной нами ранее манипуляции «А слабо тебе!»
Мишень воздействия — желание отца выглядеть достойно и ответить на вызов. При вовлечении используется чувство любопытства — осталось ли что от школьных знаний.
Манипуляция с дневником
Отец: «Покажи дневник».
Сын подает. Отец, посмотрев его, хватается за ремень.
— Папа, так это же твой дневник!
— Где ты его откопал?
— Бабушка сохранила.
— Лучше бы не хранила. В старших классах я уже за ум взялся. А твой дневник где? Потерял?
— Нет, вот смотри...
— Да... не блеск. Ну ладно... Но учти, что я тогда за ум взялся.
И тебе пора...
Манипуляция «Детская лесть»
Вот что пишет в своей работе А.Н. Ковалевская:
«Когда я ругаю свою дочь, она нежно смотрит на меня и говорит: "Мама хорошая, люблю маму", при этом пытаясь обнять меня, и все это сопровождается такой улыбкой, что в ответ ей не улыбнуться просто невозможно. Желание поругать сразу пропадает».
Манипуляции в системе «учитель-ученик».
Ученики манипулируют учителями
Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто используемые учениками манипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра способов, от классических до новомодных — ложных сообщений о заложенной бомбе. Начнем с тех, что достались по наследству.
Манипуляция «Птица в классе»
Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя при этом невозможно. Поймать птицу нелегко, да и ребята в этом не заинтересованы. Учителю одному не поймать, и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.
Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Фоновые факторы — любовь детей к живности и детская эмоциональная реакция на нее.
Пассивная защита здесь невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики сами пострадали, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит:
— Объявление! Поскольку птица мешает нам общаться, то будем писать... письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами самостоятельной работы. Если птица к этому времени останется в классе — будем писать. Если улетит — двинемся дальше по программе.
Когда он вернется, птицы в классе не будет.
Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипуляторов направлении. Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из подобных манипуляций, и не счесть числа уроков, сорванных с их помощью.
Манипуляция «Мыши!» Идея похожа на предыдущую. В класс приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадается открыть дверь и организовать изгнание мыши из пределов класса, пройдет пол-урока.
Мишень воздействия — прежняя, а фоном является бурная реакция тех, кто боится мышей.
Манипуляция «Довести учителя». Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, мешающие вести урок. Например, катает ногой по полу граненый карандаш или мычат, не разжимая рта. Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он, в конце концов, срывается.
Манипуляция эта применяется только против учителей, не обладающих выдержкой. Поскольку именно вспыльчивость и является мишенью воздействия.
Манипуляция «Вызывающее поведение». Цель манипулятора ‑ нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой статус среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.
Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Делает замечание. Нарушитель не реагирует. Класс замер — что предпримет учитель?
Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель того будет достигнута. Мишенью воздействия в этой манипуляции является предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Вовлечением в манипуляцию — обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе.
Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая. Учитель обращается к этому нарушителю:
— Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской?
— А что, это идея.
Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учитель задал вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель стал так интересно рассказывать, что класс отвлекся от лежащего у доски. Посыпались вопросы, разгорелась дискуссий. Об «оригинале», возлежащем на полу, все окончательно забыли.
Почувствовав глупое положение, в котором он оказался, «оригинал» попросил разрешения сесть. И больше от него никаких выходок на уроках этого учителя никогда не было.
Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до неожиданного для манипулятора результата. Мишенью контрманипуляции явилась любознательность учеников. Интересным рассказом учитель привлек к себе внимание класса, вызвал интерес учащихся, а следовательно, и их симпатию. Но ведь именно внимания и симпатии класса и добивался нарушитель дисциплины. Учитель стал более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным.
Манипуляция «Толстокожий». Некий ученик не хочет сидеть на уроках одной из учительниц. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать невоздержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.
Ученик с начала урока начинает «доводить» ее. Она делает ему одно замечание, другое, третье. Поскольку до него «не доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он «толстокожий» и не реагирует, то, наращивая силу конфликтогенов, постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления» — и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки — всплывет то, что она оскорбляет учеников.
Мишень воздействия — слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Побуждение (к оскорблению) — впечатление «толстокожести», созданное нарушителем дисциплины.
Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из состояния Родитель (учит) в состояние Дитя (преобладание чувств).
Манипуляция «Мнимый больной». Совсем примитивная и потому наиболее часто разыгрываемая манипуляция, имеющая целью уйти с урока, — притвориться больным. «Болит живот (голова)» — известные жалобы, могущие иметь причиной обычную лень.
Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Побуждение — невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб.
Манипуляция «Столкнуть лбами взрослых» Вот некоторые манипулятивные высказывания учеников, имеющих целью столкнуть родителей с учителем:
Моя мать говорит, что это глупое задание.
Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости.
Мой отец считает, что это пустая трата времени.
Здесь сталкиваются состояния Р учителя и родителя. Мишень воздействия — чувство достоинства сталкиваемых людей.
Или настроить одного учителя на другого:
— Мы не смогли сделать ваше задание, потому что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не осталось времени. И так каждый раз!
Мишенью воздействия в данном случае является несогласованность действий учителей. Сравнение действий противопоставляемых сторон служит побуждением к конфликту между ними.
Манипуляция «Какое чудесное платье!»
Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.
Появляется учительница. На ней новое платье. Юная манипул-торша видит в этом возможность для спасения. Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым нарядом учительницы.
Как и всякая женщина, учительница понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Поняв это, ученица тянет руку «дополнить ответ» отвечающего одноклассника. И получает эту легкую возможность отличиться, ведь раскрытый учебник — перед ее глазами. Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Вовлечением — восторженная оценка ученицей ее нового платья.
Учителя манипулируют учениками.
Манипуляция «Доносчики». Некоторые учителя приучают детей сообщать им, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют.
Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Побуждением — поощрения и «особые отношения». Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети «ябедам». Во-вторых, вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается.
Манипуляция «Любимчики». Учителю спокойнее, когда среди учеников есть «свои», которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их ответам и письменным работам.
Мишень воздействия и побуждение здесь точно такие же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что остальные дети (а это большинство из них) страдают от несправедливого отношения к ним. Дети относятся к несправедливости крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью.
Манипуляция «Оставляю после уроков весь класс!» Обычно угроза этого делается, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, в надежде повлиять таким образом на виновников.
Это манипуляция, поскольку учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность учителя. Дети интуитивно чувствуют, что это нечестно. И возмущение свое направляют на учителя. Мишенью воздействия на нарушителей учитель делает желание детей идти домой, а побуждением — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса.
Но эта манипуляция приносит учителю не тот результат, на который он рассчитывает. Вместо поддержки класса — негодование учеников и потеря части своего авторитета.
Манипуляция «Снижение оценки»
Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за плохое его поведение. Предусмотрены специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.д. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей властью над учениками.
Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия