Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

 

 

4. Манипуляции между взрослыми и детьми.

Манипулирование детьми в семье.

Самоутверждение родителей через успехи ребенка. Заметив у ребенка некоторые способности, многие родители прикладывают титанические усилия, чтобы прославить свое дитя. И хотя говорится при этом всегда лишь о пользе для ребенка, но на самом деле немало и тех, кто хотел бы удовлетворить при этом свое родительское тщеславие. Обычно это честолюбивые родители, недовольные собственными весьма скромными достижениями.

При этом нередко ссылаются, что, например, отец великого Моцарта привязывал его, трехлетнего малыша, к стулу перед клавесином, чтоб тот не вздумал сбежать от многочасовых упражнений. Однако второго Моцарта с тех пор не появилось, зато числу жертв от занятия нелюбимым делом несть числа.

Управление ребенком является здесь манипулятивным, поскольку родитель преследует в значительной степени свое желание прославиться вместе с ребенком. А детства как такового юные дарования фактически лишаются. Мишенью воздействия на ребенка является его полная зависимость от родителей, неспособность пока еще постоять за себя. Фоном — поощрение ребенка за успехи и настойчивое культивирование в нем честолюбия. Возможно, именно это развитое в детстве непомерное честолюбие и делает этих людей несчастными — когда стать первыми в иной деятельности (на­пример, по окончании спортивной карьеры) не удается.

Решение психологических проблем родителя за счет ребенка.

Приведем примеры манипулятивных подходов родителей, за­кладывающих основы будущих конфликтов.

«Родитель-властелин». Властолюбивый родитель, не реализовавший потребность властвовать в отношениях с равными себе (на работе, в семье), тешится своей властью над ребенком, без конца наказывая его и понукая. В результате из ребенка может вырасти или безвольная личность, или садист. Конфликтогенность поведения родителя очевидна.

«Несчастная женщина». Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с ребенком, вон сколько свободных женщин». Находя в ребенке причину своих бед, мать вызывает у него не проходящее чувство вины перед ней.

«Непогрешимый родитель». Отец или мать лепят собственный образ «сверхродителя» — человека, который никогда не ошибается, который всегда прав. В чем манипулятивность трех приведенных родительских по­зиций? Например, авторитет непогрешимости льстит самолюбию его носителя. Но одновременно вызывает чувство беспомощности у ребенка, препятствует становлению его как личности. Тем самым родитель получает положительные эмоции, вызывая отрицательные у ребенка. Односторонний характер преимуществ, получаемых родителем, очевиден. Во всех указанных случаях ребенок или будет бороться за себя, или покорится, или сделает вид, что покорился. В первом случае мы получаем непреходящий конфликт, во втором — безынициативного в будущем человека, в третьем — он, будучи покорным в семье, будет компенсировать это агрессивностью вне пределов семьи (как тут не вспомнишь поговорку «В тихом омуте черти водятся» или удивление окружающих: «Из благополучной семьи — и в преступники»).

Во всех трех рассмотренных манипуляциях трансактная схема одинакова. В каждом реальном эпизоде родитель явно занимает позицию Р (положительная оценка самого себя), отдавая ребенку позицию Д (беспомощность или чувство вины) — трансакция «Босс».

Подавление ребенка или культивирование в нем чувства вины или беспомощности, вызываемые перечисленными манипуляциями, травмируют его психику.

Дело в том, что манипулятивный характер воздействия со временем раскрывается. Подросток видит, что с отцом — домашним тираном на работе никто не считается. Мать, винящая ребенка в ее «загубленной жизни», на самом деле обладает таким характером, что ее и без ребенка никто не возьмет замуж. А «непогрешимый родитель» ошибается не меньше, чем любой другой.

Поскольку какое-то время ребенок был жертвой этих манипуляций, он начинает понимать, что таким образом можно достигать (хотя бы в краткосрочном плане) своих целей. Но ведь именно ближайшие цели являются для него главенствующими. Так родители, манипулируя своими детьми, выращивают из них манипуляторов.

«Торговля» благами. Большинство интересующих его благ ребенок получает от родителей. Поэтому у многих родителей возникает соблазн управлять детьми с помощью «выдачи» этих благ при определенном условии. Примеров можно привести сколько угодно. Ну, хотя бы, например, такие:

— Если уберешь квартиру, отпущу на дискотеку.

— Если хорошо сделаешь уроки, получишь деньги на карманные расходы и т.д.

Мишенью воздействия является полная зависимость ребенка от родителя. Способы вовлечения в манипуляцию указаны прямым текстом.

Явная трансакция ВВ (обращение к рассудку) сопровождается скрытой РВ (требование, обращенное к пониманию, от кого зависят блага).

Нагнетание страха

Бабушка внуку: «Не делай этого! А то Баба-Яга заберет!» Ма-нипулятивность подобных приемов объясняется двояко. Во-первых, односторонним выигрышем взрослого: облегчается управление ребенком — не надо мучить себя размышлениями, как убедить его, тратить время на убеждение.

С другой стороны, подобные методы, безусловно, вредны для ребенка. Пока он верит, это вызывает у него всевозможные фобии (страхи) — темноты, например. Могут сниться страшные сны и т.п. Когда же он поймет манипулятивный характер подобных приемов, то сам возьмет их на вооружение. Угрозы ребенка, подростка: «Брошу школу», «Убегу из дому» — это плата старшим той же монетой.

Откладывание ответа. Часто взрослые, не желая по каким-либо причинам отвечать на вопрос ребенка, говорят, что ответят потом. Мишенью воздействия здесь является короткая память детей — они живут данным моментом. Вовлечение в манипуляцию в данном случае — обещание.

Торговля любовью. «Я не люблю тебя такого (ую)», «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться» — как часто приходится слышать это детям от родителей! Манипулятивность этого приема очевидна, ведь выгоду от скрытого управления получает только родитель — он облегчает себе управление ребенком. Вместо терпеливого убеждения, со­здания стимулов, совместного преодоления трудностей становления личности — создание проблемы для ребенка. Ведь любовь крайне необходима детям. И угроза потерять любовь вызывает у них внутренний конфликт.

Кроме того, подобная манипуляция с течением времени пре­образовывается ребенком в манипуляцию против родителей. Об этом — в следующем разделе.

Манипуляция «Откупиться от ребенка»

Обеспеченные родители из числа тех, кто занят собой или своим делом, не имея (или жалея) времени на ребенка, задаривают его дорогими игрушками, модной одеждой, щедрыми деньгами на карманные расходы.

Манипулятивный характер этих действий находит отражение в том, что родители получают односторонние преимущества — создают видимость любви. Ребенок же находится в проигрыше, так как лишен самого главного — внимания родителей, их любви и ласки.

Вред от манипулирования детьми

Этот вред двоякий. С одной стороны, дети — способные ученики и на лету схватывают приемы манипулирования. Таким образом, родители-манипуляторы выращивают новых манипуляторов — своих последователей.

С другой стороны, крепко засевшее чувство вины (а именно оно чаще всего является мишенью воздействия на жертву) сделает из послушного ребенка человека нерешительного, желающего всем угодить. Маска послушания также, по существу, манипулятивна, поскольку при этом послушный человек снимает с себя всякую ответственность за принимаемые решения. Он просто не принимает никаких решений. О том, каково при этом окружающим, красноречиво свидетельствует фильм «Осенний марафон». Герой фильма Бузыкин никому не отказывает, в результате страдает и сам, и близкие ему люди.

Дети манипулируют родителями

Мы видели, что во многих случаях сами родители «создают условия», при которых их дети становятся манипуляторами. Этому способствуют также и механизмы самозащиты и саморазвития, заложенные природой в ребенке, о чем мы уже говорили.

Плач и крик

Они являются средствами воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у мамы постоянно хнычет, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя что она стесняется внимания окружающих, пускается голосить еще сильнее.

Мишенью воздействия здесь является дискомфорт, который испытывают взрослые, слыша детский плач. Побуждением является простая зависимость: удовлетворишь потребность ребенка — прекратит нервировать родителей.

Природа позаботилась о том, чтобы нужды ребенка, вызвавшие плач, непременно дошли до взрослых. Два подтверждения этому: уснувшая мать может не реагировать на сильнейший шум и грохот, но проснется на слабый писк своего ребенка. Плач и крик ребенка действует на взрослых (даже посторонних) как сильнейший раздражитель (фоновый фактор) — «Да сделайте что-нибудь, чтоб он перестал плакать!»

Добиться внимания

Дети, не получающие достаточной ласки и внимания, могут на­меренно совершать проступки лишь для того, чтобы получить внимание — даже в виде окрика, подзатыльника, наказания.

В частности, это бывает, например, при появлении младшего брата или сестры, когда все внимание родителей отдано младшему ребенку.

Старший может без конца «канючить» то об одном, то о другом, то о третьем, но причина — его ревность и борьба за внимание к себе.

Манипуляция «Мнимый больной»

Это довольно распространенная манипуляция со стороны детей. Они рано подмечают, насколько взрослые обеспокоены их здоровьем.

Юный манипулятор демонстрирует, что «плохо себя чувствует»: едва волочит ноги, готов пролежать целый день в постели, только бы не исполнять своих обязанностей (не идти в детский сад, в школу) или подтолкнуть на приобретение желаемого лакомства или подарка.

Мишень воздействия — беспокойство за здоровье ребенка, побуждение — возможность облегчить его состояние, проявив повышенное внимание и заботу о нем.

Манипуляция «Диктатор»

Юное создание управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, иногда — истерик. Взрослые предпочитают не связываться с таким, уступают, чтобы себе не испортить настроение.

Манипуляция «Сравнение». Вот стандартный набор юных манипуляторов.

— Ни от кого родители не требуют быть дома в 9 часов, только вы!

— У всех ребят уже есть компьютер, только мы самые бедные...

— Все девчонки уже имеют туфли на высоком каблуке, только меня за детсадовку держат...

— Брату все новое покупаете, а мне только донашивать...

— Других не заставляют мыть руки каждые 5 минут...

— У соседа уже мотоцикл, а вы только и знаете, что обещать...и т.д., и т.п.

Все сравнения подбираются так, чтобы родители почувствовали вину, будто они плохие (чересчур требовательные, или жадные, или необязательные). Именно чувство вины является мишенью воздействия. Фоновый фактор — сравнение с другими родителями.

Манипуляция «Угроза». Вот ее проявления:

— Брошу школу!

— Убегу из дому! и т.д.

В первом случае мишенью воздействия манипулятора является желание родителей, чтобы ребенок получил образование. Во втором — чувство ответственности за него.

Угроза делается в расчете на то, что родители будут более покладисты в выполнении каких-то требований ребенка.

Манипуляция «Вы меня не любите». Этими словами юные манипуляторы ставят родителей в положение Дитя, заставляя их оправдываться и демонстрировать свою любовь, выполняя требования ребенка. Сами манипуляторы занимают при этом позицию Родитель (требование к отцу и/или матери доказывать их любовь). То есть имеет место трансакция

Заметим, что манипуляциям подобного рода дети могут научиться и у самих родителей, когда те манипулировали маленьким ребенком, говоря «я не люблю тебя такого», «ты не заслужил моей любви» и т.п. (см. выше ситуацию «Торговля любовью»).

Манипуляция «Почему сестре можно?»

— Мама, почему, когда приходит время делать уборку, сестра всегда садится за уроки? Она могла бы сделать их раньше и помочь мне...

Намек на то, что у матери есть любимчики. Чувство вины матери — мишень воздействия на нее. Трансактная схема манипуляции такова: явная трансакция ВВ (обмен информацией) дополняется скрытой — РД (упрек).

Манипуляция «Помогайте!» Манипуляции типа «Вы меня не любите» могут разыгрываться и уже взрослыми детьми, заявляющими: «Родители должны помогать детям до пенсии». Не уточняется даже, до чьей пенсии — родителей или детей.

Манипуляция «Провокатор». Дочь старается вызвать спор и даже ссору между родителями. Когда это в очередной раз не удается, не выдерживает:

— У всех родители как родители, ссорятся как нормальные люди... Эти же смотрят друг другу в рот!

Казалось бы, радуйся, что в семье нет не то что скандалов, но даже и небольших ссор. Но потенциальной манипуляторше нужна слабость «родичей», чтобы, играя на противоречиях, добиваться своих целей. И пример «более удачливых» в плане манипулирования подруг толкает ее на провокацию.

Манипуляция «Ласковый теленочек»

Дочь обнимает мать и ласково говорит ей:

— Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая донка, верно?

— Конечно, ты у меня самая любимая.

— Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не рас­страивать. А тебе приятно видеть, когда я одета не хуже других?

— Конечно, приятно.

— Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать.

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия