Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия «психологическое воздействие»
Под воздействием мы понимаем влияние психологическое. Начнем с наиболее удачных, по нашему мнению, определений этого понятия.
«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

Предостережение: Если человек обладает чувством юмора, то пошутить ему нетрудно, нужно только, чтобы шутка не обидела никого из присутствующих, иначе она даст обратный результат.

8. Документальность. Всякий раз, сталкиваясь с документальными подтверждениями, мы ощущаем усиление доверия к материалу в целом.

«Документальный фон» обеспечил огромную популярность многих художественных произведений. В сериале «Семнадцать мгновений весны» это «точное время» действия, показываемое на экране, «письменные характеристики» главных действующих лиц, зачитывание «секретных документов».

В фильме «Белое солнце пустыни» — «письма» главного героя своей супруге Катерине Матвеевне. В повести Богомолова «В августе 44-го» — тексты шифровок.

Нет нужды говорить, что каждое из этих произведений горячо любимо публикой и уже много лет вызывает неослабевающий интерес.

9. Особенности воздействия на молодежь. Чтобы добиться благоприятного фона в разговоре с молодыми людьми, человек старшего возраста должен более всего избегать менторского, поучительного тона. Не напирать на свой житейский опыт, памятуя высказывания кого-то из великих: «Опыт — это ум глупцов». Ведь молодые считают, что у них все будет не так, как «у предков».

Молодежь любит посмеяться. Чтобы ей развеселиться, нужно совсем не много. О том, что юмор прокладывает дорогу к цели, мы уже говорили. Но нужно быть готовым к репликам, которые не всегда отличаются корректностью, а то и просто дерзким. Вы наберете дополнительные очки, если остроумно их парируете. Очень важно показать знания молодежного жаргона и проблем молодых.

 

5. Побуждение

Напомним, что побуждение при скрытом влиянии может быть результатом комплексного воздействия на мишени + вовлечение + фоновое обеспечение. Но существуют и специальные приемы побуждения — элементы внушения и убеждения, приемы НЛП. Прежде всего, сведем воедино уже упоминавшиеся ранее приемы побуждения, действенные не только при скрытом управлении, но и при любом виде влияния:

1) прямая актуализация мотива;

2) подталкивание адресата к включению автоматизма, который приведет к желаемому результату;

3) заданное инициатором распределение ролей (позиций в общении), предполагающее желаемое поведение адресата;

4) приведение в действие подходящих сценариев;

5) напоминания (о договоренности, обещании, долге, запрете и т.п.);

6) намеки;

7) «одергивание»;

8) имитация попыток решения проблемы;

9) актуализация внутриличностного конфликта;

10) подталкивание адресата к привычной для него схеме действий;

11) соблазнение;

12) провокация и т.д.

Практика скрытого управления показала, что один из наиболее эффективных приемов побуждения состоит в следующем.

Инициатор находит такую формулировку проблемы, которую требуется разрешить, чтобы ее разрешение отвечало и каким-то интересам адресата. В этом случае адресат (руководитель, коллега, родственник, знакомый) примет участие в решении проблемы своими ресурсами.

1. Психологическая нагрузка. Существуют способы побуждения, имеющие цель оказать пси­хологическое давление на собеседника.

В приводимых примерах выделены курсивом слова, осуществляющие такое воздействие посредством «догрузки» новым смыслом:

1) «универсальные высказывания», которые в принципе проверить невозможно, а потому они не подлежат обсуждению; например, «Все женщины обманщицы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Богохульники потому и богохульствуют, что отвергнуты богом»,

2) генерализации (расширенные обобщения):

а) переносимые на группы людей: «Работы здесь на полчаса. Но ведь они старики» — скрытая генерализация: «Старики не в состоянии выполнить даже и легкую работу»;

б) расширения во времени: «всегда», «постоянно», «вечно»; например: «От тебя всегда ждешь подвоха»;

3) неявное указание на нарушение общепринятой нормы: «Вы даже дверь за собой не закрыли» давит сильнее, чем простое указание: «Закрой дверь»;

4) расширение сообщения: «Несмотря на отношения между ними, их все-таки послали вместе в командировку» — этим сообщается: «У них «такие» отношения». Или еще примеры: «Он ведь не знает английского!», «Она и училась-то заочно» (читай — неполноценное образование);

5) замещение субъекта действия: «Начальство не простит нас...», «Как мы теперь себя чувствуем!» — в последней фразе хорошо чувствуется еще и психологическая пристройка сверху;

6) подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот: «товары сэконд хэнд» вместо «вещи, бывшие в употреблении», или того хуже — «с чужого плеча», вместо негативного «шпион» доброжелательное «разведчик» и др.

Сравните два высказывания:

— Советы стариков подобны зимнему солнцу: светят, но не греют.

— Советы стариков, как вкус созревших плодов. Именно созревших, а не зеленых.

Направленность психологической нагрузки очевидна;

7) ложная аналогия: «Вольво: автомобиль для людей, которые мыслят» — как будто все остальные автомобили изготавливаются для тех, кто мыслить не способен;

8) тематическое переключение: «Ну как, ты говорил с начальником?» — «А почему у тебя такой тон?»;

9) неявные допущения, вводимые в информационный обмен: «Как вы сами понимаете, я не могу этого сделать» — допущение «Вы сами понимаете» навязывается партнеру как само собой разумеющееся;

10) опущения типа «ясно и очевидно»: «Пойдешь с нами?» — «Куда мне теперь деваться...» или «А у меня есть выбор?» — очевидный намек на принуждение и, как следствие, снятие с себя ответственности за это и следующие действия.

2. Сознание и подсознание. Приемы побуждения могут быть обращены и на сознательную, и на подсознательную сторону психики.

Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих — сознания, подсознания и историки. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом эмоции) и включить в соответствующую деятельность.

3. Использование эффекта «25-го кадра». Известно, что человеческий глаз воспринимает информацию со скоростью 24 кадра в секунду. На этой особенности зрения построен кинематограф — в секунду кинопроектор прокручивает ровно 24 картинки, чем и достигается эффект непрерывного движения. В 60-70-х годах XX в. сначала психологами, а потом и рекламодателями использовался 25-й кадр.

Человеческий глаз его не замечал, но, оказывается, информация, записанная на нем, все-таки в мозг поступала и оказывала определенное воздействие.

Однако эта технология продолжала совершенствоваться, но уже с применением компьютера. Например, чтобы заставить оператора передать секретные файлы компании по некоему электронному адресу.

Известно, что технология 25-го кадра использовалась крупными западными компаниями для промышленного шпионажа в 80-х и даже начале 90-х годов. Современные мониторы способны менять «картинку» не 24 раза в секунду, а чаще. Значит, «мерцание» зомбирующего кадра будет выловить еще труднее.

В советское время в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве существовало несколько десятков засекреченных лабораторий, под контролем КГБ занимавшихся методиками психического воздействия как на большое сообщество людей, так и на отдельную личность. Изучалось и то, как можно для подобных целей использовать современную технику. Скажем, ту же технологию 25-го кадра.

Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей скрытого управления. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.

4. Побуждение посредством соблазнения. Китайские ученые с гордостью оповестили мир: обитательница одного из местных зоопарков, 4-летняя панда Хуа Мей, родила двух детенышей. «Подумаешь! Родила и родила!» — скажет кто-то. Однако специалисты оценили новость по достоинству — ведь очкастые мишки размножаются в неволе крайне неохотно. Позже выяснилось: чтобы простимулировать потенциальную мамашу, ей демонстрировали видеокассету, на которой сородичи с чувством-толком-расстановкой занимались сексом. Панда-девственница чрезвычайно заинтересовалась порнофильмом, после чего позволила наиболее сильному самцу стать ее мужем.

 

Скрытое управление в отношениях между взрослыми и детьми

Скрытое управление детьми в семье

Почему родители стремятся управлять детьми? Ответить на поставленный вопрос следует для того, чтобы понять место и роль скрытого управления и особенности скрытого управления детьми в семье.

Родителями движут следующие главные мотивы:

1) Желание добра своим детям в том смысле, как его понимают родители: предостеречь от болезней, несчастий, жизненных ошибок и драм. Чтобы они не повторяли, в частности, ошибок родителей. Чтобы дать им надлежащее образование, воспитание, привить хорошие навыки — все то, что способствует успеху в жизни или хотя бы облегчает вхождение во взрослую жизнь.

2) Желание видеть в детях свое лучшее продолжение: чтобы разделяли взгляды родителей по принципиальным вопросам бытия, чтобы пошли дальше родителей. Эти мотивы управления детьми присущи в той или иной степени всем добропорядочным родителям.

Некоторыми родителями движут также и следующие мотивы:

3) Личное самоутверждение через успехи ребенка.

4) Решение собственных психологических проблем за счет ребенка.

Первые два мотива носят в целом альтруистический характер. Третий и четвертый мотивы имеют манипулятивный характер.

Лишение самостоятельности. Чтобы достичь поставленных целей, родителям надо контролировать детей, т.е. лишить их хотя бы части самостоятельности. А это детьми воспринимается очень болезненно и встречает сопротивление, непослушание. Уже маленький ребенок пытается постоять за себя: «Я сам (а)!»

Дабы избежать конфликтов, вызываемых ограничением само­стоятельности и свободы ребенка, родители вынуждены прибегать к скрытому управлению.

Оно не носит манипулятивного характера, если исходит только из интересов ребенка. Но может быть и манипуляцией, если родители при этом получают односторонние выгоды, как, например, в случае собственного самоутверждения через успехи ребенка, особенно если эти успехи достигаются за счет его здоровья, а тем более — решения личных психологических проблем за его счет.

Примеры скрытого управления детьми

Переключить внимание. Этот прием часто используется с малышами: когда у ребенка в руках оказывается острый предмет, попытка отобрать подвергает его еще большей опасности. Один из действенных способов — показать ему нечто более привлекательное. Тогда ребенок, потянувшись за новой вещью, сам разжимает ручонку. Операция разжимания руки оказывается включенной в состав действия по взятию этой вещи.

Скрытая угроза. Родитель догадывается, что если он сходит в школу, то почти наверняка там ему могут сообщить что-либо не очень хорошее о его чаде. Однако идти туда без вызова желания нет.

Перед тем как сделать поручение сыну (дочери), от которого он(а) может отказаться, родитель говорит:

— Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить...

Вскоре после этого родитель обращается к ребенку с поручением. Тот обычно соглашается. Ведь если отказаться, то родитель разозлится и найдет время посетить школу, чтобы получить повод для наказания.

Мишенью воздействия здесь является боязнь ребенка быть наказанным за школьные грехи. Вовлечением — возможность уйти от нежелательного сейчас обострения отношений, исполнив поручение.

Замаскированный шантаж.

Мать:

— Если ты не подтянешься в учебе, скрывать это от отца уже не удастся. А ты его характер знаешь...

Мишень воздействия — страх наказания. Вовлечение — сообщение о неведении отца (действительном или мнимом) о школьных неуспехах. Фон — склонность отца к более жестким приемам воспитания.

«Взрослый» подход

Родитель:

— У меня нет денег на твои карманные расходы. Впрочем, если ты сходишь в магазин за продуктами и по пути сдашь бутылки, то деньги за них будут твоими.

— Да-а, там очередь...

— Но другой возможности у меня нет.

— Ладно, пойду.

Мишень воздействия — желание иметь карманные деньги. Вовлечение — предлагаемая возможность их получить. Явная трансакция РВ дополнена скрытой ВВ: взаимоотношения равных деловых партнеров — деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: РВ. Однако настойчивость родителя заставляет отреагировать на деловой подход: ВВ.

Стимулирующее сравнение

— Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты.

Мишень воздействия — чувство вины за слабую учебу и завышенные требования: РД. Вовлечение — «будешь учиться лучше, тогда и о джинсах поговорим» (ВВ: деловой подход).

Отсроченная похвала

— Все во дворе и мы с отцом восхищаемся соседским парнем. Он такой вежливый!

Мишенью воздействия является потребность ребенка, подростка в уважении, признании. Вовлечение — доступность достижения этого: ничто не дается нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как наша вежливость.

Воодушевляющая критика

— Я так гордилась тобой после родительского собрания по итогам первой четверти! Целую неделю как на крыльях летала. Классная руководительница тогда очень хвалила твои способности и старания...

Информация о работе Сущность, виды, модели и механизмы психологического воздействия