Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Содержание

Введение

1. Понятие одиночества в психологии

2. Подходы к изучению одиночества

3. Методы изучения одиночества

4. Одиночество в среде старшеклассников

4.1 Психофизические особенности старшеклассников

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)

5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

исследование одиночества.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     Полученные  данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 35,5% подростков, принявших участие  в эксперименте, показали положительный  результат по шкале одиночества. Подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия. В качестве социальных особенностей следует отметить, что коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены. Можно также говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку больше трети испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

     Результаты  по шкале одиночества не коррелируют  с такими личностными качествами, как экстраверсия, нейротизм, психотизм. Однако, этот метод показал значимую связь баллов этой шкалы со сниженными коммуникативными свойствами подростков. Таким образом, не отвергая значимости личностных качеств при переживания подростками одиночества, мы можем утверждать, что проблема подросткового одиночества связана прежде всего с проблемами общения, с недостаточностью коммуникативных умений и навыков.

     Отдельно  необходимо оговорить результаты исследования по половому признаку. Исследование показало, что среди девушек состояние одиночества менее выражено. Юноши же больше подвержены этому состоянию.

     Кроме того, у испытуемых класса исследование выявило следующее: низкий психотизм  у 1,9 % испытуемых, средний – у 61,2 %), высокий – у 36,9 %) [Приложение Д]. То есть данные этой шкалы, согласно нашему исследованию, не подтверждают утверждение Г.Айзенка о том, что у одиноких людей бывает высокий показатель психотизма. Таким образом, высокий психотизм не является личностной особенностью подростков, чувствующих себя одинокими.

     По  шкале нейротизма испытуемые показали в основном средний уровень нейротизма 58,1 %, низкий уровень у 21,1 %, высокий у 20,8 % испытуемых. То есть большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно[Приложения Ж, З].

     Согласно  опросника пассивность по отношению  к состоянию одиночества проявляют  всего 13,2%, активность – 68,1%, нейтральны-18,7%[Приложение К].

     На  основе исследования можно прийти к  следующим выводам: 1)каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени; 2) с точки зрения подростков основной причиной одиночества является социальное отторжение; 3) на втором месте, по мнению подростков, оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.); 4) примерно 60 % подростков не любят бывать в одиночестве, однако они не считают подобное времяпровождение ненормальным; 5) в одиночестве юноши и девушки видят и позитивные, и негативные черты; 6) для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками; 7) у подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании, грустный, печальный, несчастный и обиженный; 8) психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление и аффилиации; 9) для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха; 10) одиночество у подростков 15-17 лет ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой; 11) подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии; 12) подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму; 13) коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены; 14) существует зависимость между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников; 15) среди девушек состояние одиночества менее выражено; 16) юноши больше подвержены состоянию одиночества;17) высокий психотизм не является личностной особенностью подростков, чувствующих себя одинокими;18) большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно; 19) большинство исследуемых активны к состоянию одиночества. 

 

5. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ 

     Особо важно на пути преодоления одиночества общение со сверстниками. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

     Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

     В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости[17, с. 55-60].

     Подростки по большей своей части конформисты, им бывает трудно не идти за всеми, противостоять  мнению группы, поскольку, сделав это, они теряют чувство безопасности, которое даёт принадлежность к группе. Если по какой-то причине человек отрывается от группы, он рискует утратить контакт с её концепцией реальности. Ему становится труднее проверять свои гипотезы, и значения теряют опору, которую они получали в другом случае. Поневоле ему придётся действовать, руководствуясь своими частными значениями[18, с.145-146]. Идущие вопреки установкам группы, либо отверженные, ею, неизменно сталкиваются с состоянием одиночества. В случае, если подросток не имеет друга, который бы его понял, он становится вдвойне одинок. В данном случае определение одиночества Л. Симеоновой как нельзя лучше отражает положение вещей: «Одиночество – это не просто сложившаяся ситуация, когда ты проводишь время один. Это – чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять… это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало» [19, с.14].

     Учитывая  всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё  же является естественным состоянием человека в этом возрасте. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации[20, с.16-19].

     Таким образом, внутреннее состояние и постоянное развитие самого подростка является важным условием построения зрелых, свободных от нужды отношений. Вот некоторые внутренние качества, способствующие этому:

  • вера в себя;
  • постоянная активность (здесь важно различать внешнюю суету и внутреннюю деятельность, в которой любящий находится в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку);
  • осознанное отношение к себе и жизни (что достигается постоянным самоисследованием и внимательным отношением к тому, что происходит в жизни);
  • избегание внутренней лени (например, в форме откладывания чего-то на потом, или пустого времяпровождения);
  • творческое, созидательное отношение к жизни;
  • смелость считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также смелость делать эти ценности важнее безопасности, спокойствия или привычного образа жизни;
  • бескорыстное отношение к другому: не искать и не ждать от него похвалы, восхищения, власти, сексуальной разрядки и проч.;
  • «любовное» отношение ко всему: любовь не как особенное отношение к какому-то одному человеку, а как жизненная позиция[21,с.54-56].

     Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что принятию одиночества помогает внутренняя сила, ощущение собственной ценности и твердое знание себя. Если же это не удается, то мы начинаем различными обходными путями искать безопасности. Чаще всего это происходит через отношения, в которых другой человек используется для «спасения» от одиночества и удовлетворения каких потребностей.

     Другой  способ ухода, связан с потерей себя через погружение в другого человека, работу, занятие, социальную или религиозную структуру (партию, секту, неформальное объединение и проч.) Сюда же можно отнести страх отличаться от других – быть подобным остальным в одежде, поведении, ценностях и т.п. Однако это не только не «спасает», но и делает жизнь такого человека несчастной. Он не только жертвует собой ради зыбкого ощущения ложного единства с кем-то или чем-то. Он еще и не понимает, что находиться в тяжелом положении, поскольку он выбрал потерять себя[22,с.17-21].

     Учитывая  особую важность педагогического коллектива и окружающей среды для одинокого  человека, можно выработать примерные рекомендации для школьных психологов и педагогов:

  1. Устранить для каждой из акцентуаций психотравмирующий фактор: гипертимную личность не оставлять без контроля, педантичную – не торопить, экзальтированную не критиковать и не ставить «двоек», циклотимную – вовлекать в общение и не давать впадать в депрессивные состояния;
  2. Не создавать условия для закрепления патохарактерологических качеств;
  3. При формировании детских коллективов учитывать совместимость акцентуаций.
  4. Необходимо целенаправленно информировать родителей и педагогов по вопросам воспитания, чтобы по возможности исключить гиперопеку и безнадзорность. Для классного руководителя – ввести коррекцию во взаимоотношения с школьниками[23,с.13-19]. Весьма полезным будет прибегнуть к практическим рекомендациям [Приложение Л].

     Общая стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности заключается  в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.

     На  основе разработанной типологии  одиночества, юношеское одиночество квалифицировано как потенциально интернальное положительное (юноша, в отличие от подростка, начинает понимать или интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлении своей личности и может сознательно выбирать одиночество). Активность юноши по отношению к одиночеству носит конструктивный, глубоко мотивированный характер. К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственные юношескому возрасту: потребность в самопознании и самоисследовании, в самоопределении и др. Однако молодому человеку может недоставать внутренних ресурсов для полного использования положительного потенциала одиночества, а мотивы его выбора могут быть ошибочными. В связи с этим ему необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь в актуализации позитивного потенциала одиночества[24,с.48-52].

     Одиночество в юношеском возрасте связано  с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние  на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества), представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с жизненными основными событиями личности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте.

     Внутренними условиями актуализации позитивного  потенциала одиночества являются: осознание одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения к нему); формирование положительного самоотношения, повышение ценности своей личности; формирование положительного самовосприятия личности, принятие ответственности за свою жизнь, формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности старшеклассников, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями; понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества[25,с.64-65].

     Общая стратегия помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества  – это организация движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Реализация стратегии психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым – в развитии личности, предполагает выполнение ряда внешних условий. Во-первых, создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности), для понимания того, что развитие индивидуальности возможно только в контексте социальных отношений. Во-вторых, - моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий, совершения личностного выбора. В-третьих, это нахождение таких форм работы, в которых было бы возможно движение от интернального отрицательногок к интернальному положительному одиночеству. С целью создания отмеченных условий была разработана и верифицирована модель психолого-педагогической помощи в развитии личности. Модель включила в себя такие формы работы, как: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследования; групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (с использованием самооценивающего опросника «Я в мире людей»); индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование (с использованием разработанной проективной методики - рисунок на тему «Я в мире людей»); психологический тренинг на тему «Я в мире людей»; индивидуальное психологическое консультирование по результатам тренинга[9,с.76].

Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников