Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.
Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Введение
1. Понятие одиночества в психологии
2. Подходы к изучению одиночества
3. Методы изучения одиночества
4. Одиночество в среде старшеклассников
4.1 Психофизические особенности старшеклассников
4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)
5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Если
подросток много времени
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства[13,с.8-11].
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми[14,с.86-92].
Остается значимым и общение со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который юноше нравится, в котором он нуждается.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей[15,с.68].
Готовность
к самоопределению – это
На
основе исследования материала, можно
прийти к следующим выводам: 1)юношество
– особо важный период в становлении личности;
2)юношеству присущи некоторые особенности
развития: быстрое развитие мышечной системы;
стремление к углублению и расширению
своего психологического пространства,
своего Я; необходимость в общении с противоположным
полом; интенсивный физический рост и
переживания, с ним связанные; осязаемость
проблем взрослой жизни; нарастающий груз
ответственности; готовность к организации
своей жизни в соответствии с идеей-концепцией
жизни и др.; 3)период юности - это период
самоопределения. Самоопределение - социальное,
личностное, профессиональное, духовно-практическое
- составляет основную задачу юношеского
возраста.
4.2 Характеристика состояния
подросткового одиночества (на
основе результатов
исследования)
В данном исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 15-17 лет (учащиеся 11 класса)[приложение А].
Исследование
проводилось в несколько
Был использован следующий блок психодиагностических методик:
Исследование преследовало следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков старших классов и наметить стратегии преодоления одиночества.
Средний балл по шкале измерения одиночества UCLA составляет 7,21 баллов.
Результаты
ответов респондентов на шкале оценки
одиночества расположились
52,5 % опрошенных не испытывают состояния одиночества,
3 % опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,
44,5 % опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени[Приложение Б].
У
подростков, испытывающих состояние
одиночества, можно выделить 3 уровня
интенсивности переживания
К первому уровню (назовем его критическим) относится 2,3 % подростков, испытывающих постоянное и остро переживание состояния одиночества.
Ко второму уровню, среднему, относится 7,7 % подростков, которые испытывают часто возникающие состояния одиночества.
К третьему уровню, адаптивному, относятся 25,5% подростков; они испытывают состояние одиночества, которое возникает периодически[Приложение В].
Итак, результаты анализа ответов подростков исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени. Данные 2,3% не являются критическим количеством, но, в то же время настораживают. 2,3% в исследуемой среде составляют 6 человек. Это примерно каждый 4 человек из класса.
С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 33% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 24 %. Около 9 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 12 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться. Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 12 % подростков. На усталость от общения – 10%[Приложение Г].
Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием. Это ещё раз подтверждает теорию о том, что одиночество необходимо рассматривать как явление неоднозначное, двуликое. И в одиночестве юноши и девушки видят и позитивные, и негативные черты.
Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей. Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.
У подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (28 %). Еще часть (13 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) считают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.
Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Взгляд подростка на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем подросток, у которого плохо развиты эти два качества.
Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Противоречия в этом нет. Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей. Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.
Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников