Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Содержание

Введение

1. Понятие одиночества в психологии

2. Подходы к изучению одиночества

3. Методы изучения одиночества

4. Одиночество в среде старшеклассников

4.1 Психофизические особенности старшеклассников

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)

5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

исследование одиночества.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     Если  подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

     Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства[13,с.8-11].

     Период  юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

     Развитие  человека в период юности может идти несколькими путями.

     Юность  может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут  стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми[14,с.86-92].

     Остается  значимым и общение со сверстниками, более значимым становится общение  со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который юноше нравится, в котором он нуждается.

     Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей[15,с.68].

     Готовность  к самоопределению – это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремлении к самопознанию; формировании личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважении; становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности[16,с.46-48].

     На  основе исследования материала, можно  прийти к следующим выводам: 1)юношество – особо важный период в становлении личности; 2)юношеству присущи некоторые особенности развития: быстрое развитие мышечной системы; стремление к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я; необходимость в общении с противоположным полом; интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные; осязаемость проблем взрослой жизни; нарастающий груз ответственности; готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни и др.; 3)период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. 

 

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования) 

     В данном исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 15-17 лет (учащиеся 11 класса)[приложение А].

     Исследование  проводилось в несколько этапов: поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнении предмета исследования; опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков: описательно-итоговый – в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

     Был использован следующий блок психодиагностических методик:

  1. Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).
  2. Опросник копинг- стратегий школьного возраста (П. Джонс).

     Исследование преследовало следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков старших классов и наметить стратегии преодоления одиночества.

     Средний балл по шкале измерения одиночества UCLA составляет 7,21 баллов.

     Результаты  ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим  образом:

     52,5 % опрошенных не испытывают состояния одиночества,

     3 % опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

     44,5 % опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени[Приложение Б].

     У подростков, испытывающих состояние  одиночества, можно выделить 3 уровня интенсивности переживания этого  состояния:

  • 1 уровень (от – 9 баллов до – 12 баллов),
  • 2 уровень (от – 5 баллов до – 8 баллов),
  • 3 уровень (от – 1 балла до – 4 баллов).

     К первому уровню (назовем его критическим) относится 2,3 % подростков, испытывающих постоянное и остро переживание  состояния одиночества.

     Ко  второму уровню, среднему, относится 7,7 % подростков, которые испытывают часто возникающие состояния одиночества.

     К третьему уровню, адаптивному, относятся 25,5% подростков; они испытывают состояние  одиночества, которое возникает  периодически[Приложение В].

     Итак, результаты анализа ответов подростков исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени. Данные 2,3% не являются критическим количеством, но, в то же время настораживают. 2,3% в исследуемой среде составляют 6 человек. Это примерно каждый 4 человек из класса.

     С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 33% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

     На  втором месте оказались черты  характера (эгоизм, самовлюбленность и  т.п.). Как причина одиночества они были названы 24 %. Около 9 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 12 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться. Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 12 % подростков. На усталость от общения – 10%[Приложение Г].

     Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают  подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

     В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием. Это ещё раз подтверждает теорию о том, что одиночество необходимо рассматривать как явление неоднозначное, двуликое. И в одиночестве юноши и девушки видят и позитивные, и негативные черты.

     Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей. Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

     У подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (28 %). Еще часть (13 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) считают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

     Психология  общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Взгляд подростка на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем подросток, у которого плохо развиты эти два качества.

     Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию  представляется вполне естественным и  не вызывает тревожных мыслей или  страха. В то же время одиночество  у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Противоречия в этом нет. Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей. Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.

Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников