Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Содержание

Введение

1. Понятие одиночества в психологии

2. Подходы к изучению одиночества

3. Методы изучения одиночества

4. Одиночество в среде старшеклассников

4.1 Психофизические особенности старшеклассников

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)

5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

исследование одиночества.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     Третий  подход в рассмотрении одиночества  получил название социально-психологического (Боумен, Рисмен, Слейтр). Представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу». Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

     Весьма  интересен интеракционистский подход (Вейс). Он отличается от других тем, что: 1) рассматривает одиночество как результат влияния двух факторов - личности и ситуации; 2) рассматривает одиночество, имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная, или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

     Согласно  мнению представителей когнитивного направления  в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

     Экзистенциальная  психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь. В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко -центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

     И.Ялом, рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделённость между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную. Он называет несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому. У человека есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же, как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.

     К. Мустакас, другой представитель экзистенциального  направления в психологии, разделяет  «суету одиночества» и истинное одиночество. Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

     Рассматривая  характеристики людей, избегающих осознания  одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные  для клиентов с экзистенциальным неврозом: 1)«сплав» - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности; 2)«универсальный симптом» - состоявшееся слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности; 3) «универсальный конфликт» - это переживаемое, как страдание, не желаемое чувство одиночества. Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

     Особняком от всех подходов стоит теория М.Бубера, которую часто называют «диалог – монолог». Его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к контакту - сначала тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами). Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».

     Свою  теорию создал и один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Он считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость[4,с.28-56].

     На  основе исследования материала, можно  прийти к следующим выводам: 1)науке известен ряд подходов к изучению одиночества: психоаналитический, человеко - центрированный, социально-психологического, интеракционистский, когнитивный, экзистенциальный и др.; 2)одним из самых известных подходов в рассмотрении одиночества является психоаналитический подход.

 

3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ  ОДИНОЧЕСТВА

одиночество старшеклассник подросток

     Выбор методов и конкретных методик  исследования в современной психологии весьма разнообразен. Как правило, на практике используют несколько методов для повышения достоверности результата.

     Одним из самых популярных методов для  изучения одиночества является метод  социометрии. Это один из методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения). Теория социометрического теста основана на пяти ключевых положениях (или законах), сформулированных Дж. Морено для оценки межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений. Данный метод решает ряд задач: измерение степени сплочённости – разобщённости в группе; выявление авторитета членов группы по признакам симпатии– антипатии (лидеры, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные); обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.

     Самыми  популярными среди психологов для  изучения одиночества подростков являются методы тестирования. Причём, существует ряд разработанных конкретных методик:

     1) методика шкала «UCLA». Предназначена для измерения одиночества. Разработана Дениелом Расселом в 1978 году. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 году шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов;

     2) методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики – определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей. Методика базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту и затрагивают различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром. Опросник содержит 40 вопросов: 20 из них включены в программу изучения коммуникативных способностей (проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей; любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; быстро привыкает к новым людям, к новому коллективу; насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; любит ли общественную работу; легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми), другие 20 - включены в программу изучения организаторских способностей (быстрота ориентации в сложных ситуациях; находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; склонность к организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность, выдержка, отношение к общественной работе). В результате подсчёта баллов по тесту определяется один из пяти уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей: очень низкий (1), низкий (2), средний (3), высокий (4) и высший (5);

     3) Личностный опросник «НЭП» предназначен для диагностики основных параметров личности. Содержит в себе четыре шкалы: шкала лжи, экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма. Тест разработан Г.Айзенком в 1969 году совместно с С.Айзенком и получил название «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Существует взрослая и детская форма. Они содержат 90 и 81 вопросов соответственно.

     4) Методика исследования самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) предназначена для определения уровня самооценки учащегося, ее адекватности. Испытуемым предлагается нарисовать лестницы, обозначающие умственное развитие, здоровье, характер и счастье, причём им сообщается, что если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые умные», а на нижней – «самые глупые», по аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах.

     Существует  множество и иных методик, часть из них – адаптированные.

     Для анализа данных, полученных эмпирическим путем в ходе исследования применяются  методы математической статистики (например, t – критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену)[5,6,7].

     На  основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам: 1)существует множество методик для изучения одиночества; 2)самыми популярными среди психологов для изучения одиночества подростков являются методы тестирования; 3)в нашей стране, в основном, пользуются адаптированными методиками.

 

4. ОДИНОЧЕСТВО В  СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

4.1 Психофизические  особенности старшеклассников 

     Период  обучения в старших классах –  юношество - особая пора. Именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей. Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сил подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость представляет качество, достигающее совершенства в последующие годы, когда равновесие в организме получает большую устойчивость.

Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников