Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить стратегии преодоления одиночества у старшеклассников.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 – 17 лет.

Предмет исследования: процесс чувства одиночества у подростков.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;
Исследовать причины возникновения и пути выхода из состояния одиночества у учащихся;
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Содержание

Введение

1. Понятие одиночества в психологии

2. Подходы к изучению одиночества

3. Методы изучения одиночества

4. Одиночество в среде старшеклассников

4.1 Психофизические особенности старшеклассников

4.2 Характеристика состояния подросткового одиночества (на основе результатов исследования)

5. Пути преодоления состояния одиночества в среде подростков

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

исследование одиночества.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     На  основе исследования можно прийти к  следующим выводам: 1) особо важно  на пути преодоления одиночества  общение со сверстниками; 2) сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости; 3)одиночество подростков является естественным состоянием человека в этом возрасте; 4) внутреннее состояние и постоянное развитие самого подростка является важным условием построения зрелых, свободных отношений; 5) принятию одиночества помогает внутренняя сила, ощущение собственной ценности и твердое знание себя; 6) если же это не удается, то человек начинает различными обходными путями искать безопасности: через отношения, в которых другой человек используется для «спасения» от одиночества и удовлетворения каких потребностей или через погружение в другого человека, работу, занятие, социальную или религиозную структуру; 7) общая стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности заключается в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основе изучения теоретического материала  и проведённого исследования можно сделать следующие выводы.

     1. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

     2. Одиночество - субъективное внутреннее  переживание.

     3. Негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

     4. Одиночество выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

     5. Наиболее остро проблема одиночества  выражена в юности, а впервые  одиночество осознается человеком  в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.

     6. В плане переживания одиночество становится более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях.

     7. Все типы одиночества имеют  одну общую характерную черту  – они являются чувством, выражающим  идею о самом себе. Каждый тип  одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.

     8. Одиночество – проблема неоднозначная,  двуликая, которая несёт в себе  и негативное, и позитивное.

     9. Особенностями переживания одиночества по-разному определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид).

     10. Стратегии преодоления одиночества  включают в себя систему работы  семьи, педагогов, психолога, социального  педагога, педагога- организатора и,  что весьма важно, окружающих  сверстников.

     11. Среди путей выхода из состояния  одиночества можно назвать творчество, вовлечение в общественно значимую деятельность и др.

     12. Высокий психотизм не является  личностной особенностью подростков, чувствующих себя одинокими.

     13. Признавая существование и психологическую  наполненность подросткового одиночества,  нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

     14. Общая стратегия психолого-педагогической  помощи в развитии личности  заключается в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.

     15. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов, работающих с подростками.

     16. Проблема подросткового одиночества остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Карпенко Л. А. Психология:Словарь. – М.: Политиздат, 1990.-546с.
  2. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. – Вопросы психологии.-1996.-№1.-с.51-56
  3. Психология развивающейся личности. М., Просвещение,1987.-280с.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-371с.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике. Киев, 1989.-655с.
  6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.:Изд-во МГУ,1998.-430с.
  7. Психологическая диагностика детей и подростков. М.:Наука, 1995.-348с.
  8. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. -1998.- №2.- с. 69-78
  9. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. // Вопросы психологии.- 2000. -№6.- с. 69-78
  10. Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников // Вопросы психологии- 1998.-№4.- с. 14-21
  11. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии.- 1996.- №1. -с. 20-33.
  12. Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. – М.,ИНФРА-М, 2002.-340с.
  13. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог.-2002.-№8.-с.8-16
  14. Кон И. С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.-345с.
  15. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.-243с.
  16. Снайдер Д. Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.-630с.
  17. Смирнова Т.В. Коммуникативный тренинг для подростков // Сацыяльна- педагагічная работа (У дапамогу педагогу).-2007.-№3.-с.55-60
  18. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.-450с.
  19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.:Наука,1979.-308с.
  20. Рутман Э. Никто меня не понимает // Семья и школа -1996. -№9. -с. 16-19
  21. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии.- 1999. -№6.- с. 54-58
  22. Клепцова Е. Выявление отношения подростков и молодёжи к различным субъектам действительности // Воспитание школьников.-2008.-№7.-с.17-21
  23. Гнилицкая Н.Л. Откуда берутся «трудные дети»? // Адукацыя і выхаванне.-2008.-№4.-с.13-19
  24. Челядинская И.А. Особенности юношеского возраста// Веснік БДУ. Серыя 3. Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права.-2008.-№2.-с.48-52
  25. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред Г.Г. Аракелова.-М.:Высшая школа,1990.-304с.
 

 

Приложение  А 

     Характеристика  выборки

     Дата  проведения- 1-31.03.2009г.

     Место проведения- средняя школа, г.Минск

  Подростки (%)
Возраст  
15 лет

16 лет

17 лет

4

67

29

Пол

Мужской

Женский

 
42,3

57,7

Успеваемость

Высокая

Средняя

Низкая

 
17,2

61,8

21

 

 

Приложение Б 

Результаты  ответов респондентов на шкале оценки одиночества 

 

Приложение В 

Уровни  интенсивности переживания  состояния одиночества 

 

 

Приложение Г 

Причины одиночества у подростков

Причина одиночества %
Из-за других людей 33,3
Черты характера 24
Из-за поведения, манеры общения 9
Отсутствие  круга общения, близких и любимых  людей 12
Усталость от общения 10
Застенчивость, неуверенность в себе, страх общения  и неумение общаться 12
 

 

Приложение Д 

Результаты  исследования по шкале  психотизма 

 

 

Приложение Ж 

Результаты исследования нейротизма подростков

Уровень Подростки (%)
Высокий 36,9
Средний 61,2
Низкий 1,9
 

 

Приложение З 

Результаты  исследования по шкале  нейротизма 

 

 

Приложение К 

Отношение к состоянию одиночества 

 

 

Приложение Л 

Как справиться с одиночеством

(практические рекомендации) 

     Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, обратите на меня внимание…»

     Что же делать? Поплакать, поспать, ничего не делать, посмотреть телевизор, пофантазировать, лежа на диване. Но ни для кого не секрет, что такие способы лишь усугубляют одиночество.

     Лучше «активное уединение». Займитесь любимым делом, сходите в кино или театр, почитайте, послушайте музыку, начните делать какую-то работу, пойдите в магазин и растратьте сэкономленные деньги…

     Еще лучше не бежать от одиночества, а  поразмышлять, что можно сделать, чтобы его преодолеть. Напомните себе, что у Вас есть хорошие отношения с другими людьми. Подумайте о том, что у Вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость…) Скажите себе, что большинство людей бывают одинокими в тот или иной момент времени. Подумайте о занятиях, в которых Вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, искусство…) Скажите себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше.

Информация о работе Стратегии преодоления одиночества у старшеклассников